Мариница (Мариница погост) - Петра и Павла церковь


   Вдоль дороги Пено - Андреаполь расположены исконные земли Торопца, ставшие ржевскими в 1565 году. Дорога сама по себе очень старая, лишь спрямленная в советское время. Ей не меньше шести-семи веков. А водный путь по озерам и Западной Двине и вовсе уходит историей в тысячелетия. 
   Церкви в Замошской переваре Торопца, или, как стала она называться при московских государях, «волости Езжин», появились поздно. Древнее XVI века только погост Дубно - нынешний Андреаполь. Два других погоста - сохранившийся, но не действующий погост Луги и исчезнувший погост на озере Маринница вряд ли старше второй половины этого столетия. Погост на Мариннице находился близ одноименного озера, на мысу у истока вытекающей из озера Маринница речки Стрелицы. Это очень старое жилое место, где еще задолго до новой эры селились люди. Был здесь и старый языческий некрополь, курганы, а, возможно, и капище. Такие места в XV-XVI вв. часто выбирались для строительства храмов - новые святыни как бы вытесняли прежние. Просуществовал погост недолго. Основан храм во имя святых апостолов Петра и Павла незадолго до 1589 года, а в 1624 году это был уже пустой погост, на котором храм апостолов Петра и Павла «древян клецки, около его паперть» стоял «без пения». Для определения времени возникновения погоста мы располагаем только Писцовой книгой Торопецкого уезда 1540 года, в которой погост еще не обозначен. Поскольку, несмотря на запустение в Смутное время, в 1624 году храм погоста не развалился, (и он долго потом стоял посреди заросших полей и запустевших деревень), надо полагать, что в 1589 году, когда его впервые упомянули, он был еще довольно новым. 
   Часовня на месте храма простояла несколько веков, до Второй Мировой войны, разумеется, ремонтируясь и изменяясь. В ней было несколько исчезнувших в советское время древних икон еще из старой церкви. В приходском отношении этот угол был одним из тех мест Осташковского уезда, о которых протоиерей В.Ф. Владиславлев писал как о самых отдаленных от приходских церквей. Деревни Маринница, Холм, Охват, Соблаго - все относились к приходу погоста Луги (ныне в Андреапольском районе). От Соблаго до Лугов 24 километра. Единственно, что несколько компенсировало это неудобство, было то, что дорога между Лугами и всеми перечисленными деревнями была почтовым трактом XVIII века, поддерживавшимся в хорошем состоянии.

   
     (По материалам сайта ХВОШНЯ. Православный приход церкви Рождества Христова на погосте Хвошня, Пеновского района Тверской области.)
    


   Петра и Павла церковная земля, что на Мариницах.
   132 и 133 гг. в Езжинской волости: погост пуст, на озере на Маринцове, а в нем церковь Петра и Павла верховных апостол пуста стоит без пения, пашни церковныя лесом поросло в жердь и в бревно пятнадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сена лесом поросло пять копен, лесу пашеннаго бору 15 десятин, да непашеннаго лесу 20 десятин. (Писц. кн. 833, л. об. 264).
   191 г. церковная петропавловская земля находилась на оброке у крестьян Федора Давыдова сына Жеребцова с платою оброка в год по 4 деньги. (Патр. пр. кн. 107).
   1724 г. в синодальном казенном приказе производилось дело о построении новой церкви на погосте в Мариницах. Дело началось по прошению крестьян и старост деревень Холму и Извозу. В своем прошении, поданном в приказ в марте месяце, они объясняли: "в прошлых годех во ржевском уезде, в Езжинской волости, была церковь во имя св. верховных ап. Петра Павла, что на погосте Мариницах, и оная церковь в давних летех запустела и обвалилас и та церковная земля лежит впусте и никто ею не владеет, а мы от других церквей живем в дальном разстоянии, верст по 20 и больше, а в мирских требах имеем себе великую нужду, больные помирают без покаяния и без причастия и младенцы помирают некрещеные, и ныне мы обещаемся на том старинном церковном кладбище построить вновь церковь Божию деревянную во имя верховных ап. Петра и Павла, а есть в той же волости пустая деревянная церковь во имя Успения Пр. Богор., которую построил монах Климонт и жил один, и оной монах умре, и та церковь Божия стоит впусте, службы и приходу к ней ничего нет, дабы указом повелено было оную вышеозначенную церковь Успения Пр. Богор. разобрать и перевести на старинный наш погост Мариницы и построить и освятить и о том дать нам благословенную и освященную грамоту". К челобитью руки приложили: погоста Высокаго церкви Успения Пресв. Богородицы попъ Феофилакт, дьячек Максим Сергеев и погоста Вселука поп Лука Сергеев вместо прихожан своих крестьян деревень Холму и Извозу.
   И против сей челобитной в синод. казен. приказе на справку выписано: "в приходных окладных пустовых церковных оброчных земель книгах прошлых лет и сего 1724 г., в Осташковской десятине написано: с церковные земли Петра и Павла в Юрьевской волости, на Маринице, Федора Давыдова сына Жеребцова на крестьянах Василье Игнатьеве с товарищи оброку 4 ден., казенных пошлин 2 ал. 4 ден., итого оброку и пошлин 3 ал. 2 ден.; и те оброчные и пошлинные деньги в синод. казен. приказе по 710 г. плачены сполна все.
   В 710 г. по указу велено вышепомянутую Осташковскую и другия десятины всякими денежными сборы и другим всяким ведомством ведать в С.-Петербурской губернии, а в прошлом 720 г. по присланному из С.-Петербурга указу велено тое Осташковскую и другия десятины сборами и правлением ведать по прежнему в синод. каз. приказе, как преж сего были ведомы до определения губернии; а в писцовых ржевскаго уезда, Осташковской десятины, книгах, писца Иева Лачинскаго написано: церковной земли 15 чети в поле, а в дву потомуж, сена 5 копен, лесу пашенаго 15 десятин, да непашеннаго 20 десятин, а прибыла оная церковная земля во 191 г. по книгам Селижарова монастыря игумена Феодосия да ржевских попов Павла и Тимофея".
   Помета "1724 г. иуния в 6 день, взять у просителя скаска о приходских дворах и о церковнослужителях". Окончания дела нет. (Патр. прик. св. 451, № д. 12).
   1730 г., февраля 25 дня, комнаты ея высочества камор-паж Алексей Григорьев сын Жеребцов в поданном в синод. каз. приказ прошении, писал: по окладным и доимочным книгам синод. каз. приказа Осташковской десятины пустовая церковная земля Петра и Павла в Езжинской волости, на Маринце, деда моего роднаго Федора Давыдова сына Жеребцова на крестьянах Василье Игнатьеве с товарищи и оной дед мой лет с 30 умре, а по смерти его бывшие за ним вотчины достались отцу моему Григорью Федорову и отец мой умре лет с 15, а по смерти отца моего оныя вотчины достались мне, которыя смежны с показанною пустовою церковною землею и с оной земли имеется в доимке на 4 года, а именно на 721, 723, 726, 729 гг. оброку и с пошлинами 40 копеек и просил оную пустовую церков. землю по дачам и по писцовым книгам отдать ему в вечное владенье из двойнаго оброку.
   В синод. каз. приказе из писцовых ржевских книг Иева Лачинова 132 и 133 г. выписано на справку: вышеписанной Петропавловской церковной земли 15 четверти в поле, а в дву потомуж, сена 5 копен, лесу пашеннаго 15 десятин, да непашеннаго лесу 20 десятин.
   1730 г., апреля 30 дня, синод. каз. приказ, слушав вышеписанное дело, приказали: о вышеписанной пустовой церковной земле учинить в Москве надлежащую публикацию у градских ворот листами с барабанным боем, и о таковой же публикации духов. дел к управителю Селижарова монастыря к игумену Паисию послать указ, и ежели с той публикации для взятья из оброку оной земли кто явятся охочие люди и тех людей для надлежашаго указнаго торгу и отдаче им той земли во владенье прислать при обычайном доношении в синод. каз. приказ (Патр. пр. св. 459, № д. 28).

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту