Каськово урочище (Костьково погост, Касково погост) - Благовещенская и Покровская церкви


   Погост Костьково, от Твери 220 верст, от Осташкова 80 верст.
   Две церкви: 1) Покровская, каменная, построена в 1862 году, престол один Покрова Пресвято1й Богородицы; 2) Благовещенская, построена в 1700 году, деревянная, с одним престолом.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1824 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Александр Алексеевич Виноградов 38-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1884 года, священником с 1888 года, состоял депутатом, награжден в 1897 году скуфьей. Диакон Алексей Иванович Исполатов 32-х лет, диаконом с 1889 года. Псаломщик Иван Иванович Флоровский 35-ти лет, в должности с 1885 года.
   Прихожан в деревнях: Грылеве, Тимонкине, Лебедеве, Рышкове, Озерце, Максимкове, Суходоле, Минкине, Лаврове, Шер. Горке, Медведице, Дубасове, Щеляговне, Михайлове, Пустошне, Большой Горке, Малой Горке, Новоселье, Маслове, Спиридове, Селихове, Антуфьеве, Карманкине, Кузнечкове, Макарове, Колобове, Митине, Дубровке, Криушине, Сычеве - 313 дворов (1128 мужчин, 1172 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Алексий Виноградов 52-х лет, окончил семинарию, на службе 30 лет, в Покровском храме 26 лет. Штатный диакон Алексий Исполатов 46-ти лет, на службе 25 лет. Псаломщик-диакон Иоанн Преображенский 29-ти лет, на службе 9 лет, в Покровском храме 8 лет.
   Прихожан в деревнях: Грылево, Тимонкино, Лебедево, Рыжково, Озерцы, Максимково, Суходол, Минкино, Лаврово, Шер.-Горка, Медведица, Дубасово, Шеляговка, Михайлово, Пустошка, Большая Горка, Малая Горка, Новоселье, Маслово, Спиридово, Селихово, Антуфьево, Карманкино, Кузнечки, Макарово, Колобово, Митино, Дубровка, Криушыно, Сычево - 1449 мужчин и 1488 женщин.


   Этот ныне почти совсем забытый погост, на котором ничего не осталось от двух храмов, находится возле нынешнего села Мошары. Он имеет свою, достаточно интересную историю. Мошары относились раньше, как и Витожетка, к ржевской волости Волго, и первые документы о храме здесь сохранились от 1589 года: «Погост Благовещение святое, церковь Пречистые Богородицы древяна вверх на каменное дело, да другая церковь теплая, во имя Николы Чудотворца, да к тому ж погосту полдеревни Горкуша, а другая половина той деревни за Федором Семеновым сыном Мусиным, пашни церковные земли 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лесу пашенного и болотного десятина». То, что храмов два, а один из них, как и церковь во Вселуке, построен «на каменное дело» (это был явно замечательный памятник деревянного зодчества), говорит, что погост - строение «мирских людей», то есть не одних помещиков, а всех свободных землевладельцев. Все это означает, что он старый, и основан задолго до 1589 года. Вот только судьба у него была несчастливая. Хотя интервенты в Смуту, похоже, не добрались сюда, но от голода, разбойников и близкой границы население разбежалось или вымерло. В 1624 году обе церкви были гниющими руинами, так что писцы даже не определили, к какому типу они относились. Так было до 1687 года. В случае с Костьковым мы имеем (нечастый случай!) точную дату возобновления погоста. В середине XIX века в Благовещенской церкви погоста Костьково хранилось напрестольное Евангелие со следующей надписью (приводим ее по записи все того же протоиерея Владимира Успенского): «Лета 7198 (1690) года февруария в 1 день купили сие Евангелие и положили в церковь Благовещения Пресвятые Богородицы во Ржевский уезд Волговской волости в погост Костьково крестьяне Григория Васильева сына Жеребцова деревни Горок и Кузнечкова Илья Дементьев, Яков да Петр Трофимовы, да ево ж, Григория, дворовый человек Даниил Ермолин в поминовение родителей своих и своих душ ввек неподвижно; и положилось сие Евангелие в третье лето совершения сия церкви после польского разорения при первом же священнике Михаиле Иванове сыне Горчакове».
   Этого попа, шестидесяти лет от роду, уже вдового, обнаруживаем в погосте и в 1710 году. Его сын, Григорий, был дьячком, а зять Иван Никитин - пономарем. Вдова Дарьица, тетка по матери дьячка Григория Михайлова была просвирницей. Такие «семейные« церковные причты были обычными в те времена. Церковь в клировых ведомостях (ежегодных отчетах в епархию) иногда обозначалась постройкой 1700 годом (так она датирована и в епархиальном статистическом сборнике 1901 года). Но это условная дата, обозначающая, может быть ремонт, церковь же, на самом деле, построена была гораздо раньше. Благовещенская церковь в Костькове - та самая церковь с «Петровского погоста» на впадении Задорни в Витожетку, что упоминается уже в 1589 году. Ее в 1687 году перевезли в Костьково «с надложением верха» (скорее всего, крыша провалилась, и пришлось менять главу). Но, за вычетом этого «надложения», церковь XVI века благополучно дожила почти до войны 1941 года. Она была в тот момент едва ли не самой старой церковью Тверской епархии вообще, (по альбому А.А. Виноградова 1877 года самая старая церковь в Тверской епархии (в Пневе Весьегонского уезда) была 1600 года - но Костьковская была старше минимум на два десятилетия!) Как жаль, что не известно сейчас ни одного ее рисунка.
   В остальном приход имел обычную, мало примечательную историю. В дополнение к старой деревянной церкви была построена силами прихожан в 1862 году небольшая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход насчитывал в 1901 году 2300 человек в тридцати небольших деревнях.

   
     (По материалам сайта ХВОШНЯ. Православный приход церкви Рождества Христова на погосте Хвошня, Пеновского района Тверской области и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

    


Посмотреть всю карту