Митьково (Спас-Митьково, Спаское, Митьково) - Преображения Господня церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Преображения Господня церковь.


   Село Спас-Митьково, от Твери 135 верст, от Ржева 12 верст.
   Церковь Преображенская, построена в 1787 году, каменная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой: Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.
   Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1829 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Алексей Стефанович Мощанский 59-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1863 года, священником с 1864 года, состоял наблюдателем церковно-приходской школы и Благочинным, награжден в 1899 году наперсным крестом. Священник Василий Иоаннович Казанский 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1879 года, священником с 1882 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и членом благочинного совета, награжден в 1897 году скуфьей. Диакон Николай Павлович Успенский 42-х лет, в служении с 1882 года, диаконом с 1884 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Александр Тимофеевич Митропольский 28-ми лет, в должности с 1891 года. Псаломщик Аркадий Иванович Филиппов 22-х лет, в должности с 1898 года.
   Прихожане: 1) Священника Мощанского - в сельцах: Крамлине, Пронине, в деревнях: Синькове, Жукове, Слобородове, Митькове, Гнездове, Малофееве, Старом Крастелеве, Олюшине, Скаминикове, Колесникове, Рубине, Щелкове, Курах, Леонтьеве, Павлове, Бабаеве, Коликовщине, Страшевицах - 351 двор (1034 мужчины, 1153 женщины). 2) Священника Казанского - в селе Спасском, в сельцах: Крамлине, Лызлове, Пронине, в деревнях: Семеновском, Скворцове, Синькове, Дуракове, Мортюкове, Морылеве, Казсках, Бурукове, Копытихе, Строкове, Корякине, Коровине, Назарове, Ильине, Борисове, Синькове, Мышине, Агаркове, Новом Крастелеве - 308 дворов (1147 мужчин, 1196 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Василий Казанский 56-ти лет, окончил семинарию, на службе 32 года, в Преображенском храме 26 лет. Священник Михаил Ермолаев 42-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в Преображенском храме 2 года. Штатный диакон Сергий Муравьев 36-ти лет, на службе 18 лет, в Преображенском храме 3 года. Псаломщик Александр Митропольский 44-х лет, на службе 23 года, в Преображенском храме 21 год. Псаломщик Аркадий Филиппов 37-ми лет, на службе 16 лет.
   Прихожан в деревнях: Починки, Дураково, Добрая, Мортюково, Морылево, Казеках, Ново-Семеновское, Подсосонье, Бураково, Пронино, Копытиха, Строково, Корякино, Коровино, Назарово, Ильино, Огарково, Митьково, Гнездово, Малофеево, Старое Крастелево, Новое Крастелево, Жуково, Олюшино, Слобородово, Скамейниково, Колесниково, Губино, Страшевищи - 1792 мужчины, 1972 женщины.


Фото. Михаила Юдицкого. 2008 г.


   Недалеко от Осташковского тракта был помещичий погост Спас-Митьково - на Волге. Здесь вся земля в округе принадлежала церковному приходу. На бывшем погосте и до сих пор можно обнаружить следы древних захоронений. После советских мародеров от некрополей ничего не осталось. Они разрыты в поисках ценностей, разграблены, осквернены. Места здесь видные с холмами и низинами. Эти кусты, что так привольно разрослись, не помнят бывших хозяев этих мест. Они лишь призраки на месте бывших парков с прудами и аллеями.
   «Солидный каменный храм Преображения Господня был построен в 1787 году. В нем холодный главный престол того же имени и два теплых придела - святого Николая чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. К церкви в конце XIX века приписано свыше 4 тысяч прихожан из 660 дворов соседних деревень. В Митьковском Преображенском приходе служили два священника, диакон и два псаломщика из местных жителей.
   Большинство деревень жители, которых посещали этот храм, теперь не значатся на картах, а если и были еще в 1885 году, то оставалось у них по два-три двора. Причиной оскудения этой земли явилась убогость, высокая смертность среди крестьян. В том же году в Спас-Митькове основная часть ранее обрабатываемой земли были пущены под пашню».
   О названии деревни Спас-Митьково было несколько легенд: одни говорят, что деревня горела, но когда жители вышли с иконами Спаса Господня нашего Иисуса Христа, из ясного неба внезапно хлынул ливень и разбушевавшийся огонь был укрощен. Другие старожилы говорят о том, что деревня была спасена Господом от набегов Татар, а все в oкpyгe погибли от огня. Были и другие версии связанные с набегами на деревни разбойников банды красавицы Дуньки, но, увидев изображение Спаса на небе, атаманша обошла село стороной. Ни одна из этих версий не имеет документального подтверждения.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Шаповал Н. Православный Ржев. - Ржев, 2006.)

     (Фото. № 1 Валерия Долженко с сайта Народный каталог Православной Архитектуры. 2021 г. Фото. № 2 Михаила Юдицкого. 2008 г.)
    


   Церковь Преображения Спасова во ржевском уезде в протопопове вотчине, по окладу 136 г. церковной дани 4 алт. 4 ден., десятильничих гривна. (Патр. прик. кн. 2, л. 169).
   175 г. на Преображенскую церковь положено дани 20 алт. 3 ден., заезда гривна. (Патр, пр. кн. 66, л. 973).
   132 и 133 г. г. в Поддобринском стану: вотчина соборныя церкви Успения Пречистыя Богородицы в Ржеве село Спасское, на реке на Волге, а в нем церковь Преображения Спасова древяна клетцки; вверх, у церкви во дворе поп Клементий Васильев, во дворе церковной дьячек, вдовой поп Кузма, во дв. проскурница Зиновьица; во дворе бобыль; пашни паханыя церковныя середния земли две четверти, да перелогом и лесом поросло восмь четвертей в поле, а в дву потомуж, сена пятнадцать копен, да протопоповы пашни паханыя с братьею на собор наездом середния земли восмь четвертей, да перелогом и лесом поросло протопоповы с братьею и крестьянския двадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сена сорок копен, лесу непашеннаго три десятины. (Писц. кн. 834, л. 33).
   Лета 7153 г. июля в 4 день, по государеве цареве и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии грамоте из поместнаго приказу, за приписью дьяка Ондрея Строева и по наказной памяти воеводы князя Григорья Федоровича Шеховскаго Наум Еремеев сын Болкошин приехав в ржевской уезд в Поддобринский стан Успения Пречистыя Богородицы соборные церкви в вотчину в село Спаское на церковную землю и не доезжая тое Успения Пречистыя Богородицы соборные церкви вотчины села Спаскаго на церковную землю Преображения Спасова взяв с собою понятых тутошних сторонних людей да перед теми людьми переписал в том селе Спаском дворы в во дворех людей по имяном и пашни и перелог; а по выписи с писцовых книг письма и меры Леонтья Скобельцына да подьячаго Макара Чюкарина 132 и 133 годов село Спаское, на реке Волге, а в нем церковь Преображения Спасова; а в селе во дворе поп Иван Филипов, во дв. дьячек Иванъ Федоров, во дв. пономарь Иван Гаврилов, место пустое просвирницыно; и о той церкви на Преображенской земле прихожаня дворяни дети боярския с людьми своими и со крестьяны и Успения Пречистыя Богородицы соборные церкви ржевской протопоп Климонт Максимов поговоря меж себя полюбовно тое церковную землю отделили попу приходскому с дьячком и пономарем и просвирницею в поле десять чети, а в дву потомуж, и тому любовному своему отводу подали челобитную за своими руками о росписи и по их любовному отделу отказал Преображенскому попу с дьячкомъ и пономарем и просвирницею в первом поле по ржевской дороге от города от Ржевы, едучи к селу от дороги на левой стороне к реке Волге, пахатные земли перелогу и лесом поросло десять чети, да в другом поле от церкви едучи к деревни Миткову на левой же стороне на реке Волге пашни перелогом и лесом поросло, да к тому полю по той же дороги на правой стороне за пахатною землею, за Протопоповыми тремя полосами перелогу и лесь до рогочевской дороги до межников десять чети, да от тех трех полос от пашни к реке межник выкопана яма, а в ней уголья, да в третьем поле по коробовскую дорогу правая сторона пашни перелогу и лесом поросло десять чети, в первом поле сенные покосы с протопопом пополам; а на отказе были понятые ильинской поп Тимофей с Кокоши съ крестьянами. (Отказн кн. 1 полов. 2, № 23).
   1703 г. июня в день церкви Преображения Спасова поп Еремей Иванов в прошении, поданном в патр. казенный приказ, писал: „в прошлом 1702 г. волею Божиею во ржевском уезде володимировы церковь Божия во имя Преображения Господня с приделы сгорела безъостатку и о построении на том старом цѳрковном месте новой церкви во имя Преображения Господня, да о двух приделех, во имя Казанския Богородицы да чудотворца Николая, били челом в патр. казен. приказе и против того челобитья о построении той церкви с приделы дана нам грамота; и ныне та церковь Спаса Преображения Господня, да в приделе чудотворца Николая изготовлены ко освящению, а без указу и без грамоты тех церквей святить не смеем", и просил, чтоб новопостроенную церковь Спаса Преображения Господня и в приделе чудотворца Николая освятить ржевскому игумену Александру, и о том дать освященную грамоту к нему игумену и выдать 2 антиминса.
   И против сей челобитной на справку в патр. казен. приказе выписано: „в приходной книге жилых данных церквей нынешнего 1703 г., во ржевской десятине написано: церковь Преображения Спасова в протопопове вотчине, дани рубль 8 алт. и те данныя деньги на прошлые и на нынешней 1703 годы плачены; а по писцовым книгам Леонтья Скобельцина, да подьячего Макарья Чукарина 132 и 133 годов к вышеписанной церкви написано церковные земли 10 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен; и о строении новыя церкви Преображения Господня и придела Николая чудотворца благословенная грамота дана в 1702 году. Подписание: „1703 г. июня 19 дня, выдать два антиминса и дать грамоты на освящение церквей". Отмечено: „дана". (Патр. прик. дело № 52).
   1703 г. сентября в 19 день выдан антиминс в новопостроенную церковь Преображения Господня, да в придел иже во святых отца нашего Николая чудотворца во ржевской уезд в село Спасское; города Торопца Троицкаго собора поп Дмитрий Иванов антиминс взял и росписался. (Патр. прик. кн. 138, л. об. 238).
   1710 г. в Поддобринском стану на погосте Преображенском церковь деревянная во имя Преображения Господня в протопопове вотчине, на реке Волге. На погосте во дв. поп Лаврентий Еремеев служит у той церкви в попах с 1703 г., во дв. дьячек Федор Иванов, во дв. пономарь Петр Яковлев. Данных денег платят они с той церкви по рублю 8 алт., заезда гривна, казенных пошлин, десятильнича доходу и друг. сборов всего в год 2 р. 3 алт. 4 ден. Церковной земли 10 четвертей. (Пер. кн. 12375).

   В настоящее время (1894 год) церковь эта называется Преображенская в селе Спас-Митькове; в прошедшем столетии прибавляли слова: что в протопоповой вотчине. Сведения о ея современном состоянии следующия:
   1) Построена в 1787 г. тщанием прихожанина Михаила Афанасьевича Чаплина, трапеза и колокольня построены в 1887 году тщанием ораниенбаумскаго почетнаго гражданина Антона Александровича Смурова, при содействии прихожан.
   2) Зданием каменная, с такою же колокольнею, крепка.
   3) Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Преображения Господня; в приделах: в первом в честь Покрова Божией Матери, во втором во имя святителя Николая чудотворца.
   4) Утварью и ризницею достаточна.
   5) Причта положено: два священника, диакон и два псаломщика.
   6) Земли 58 десят. 1515 квадр. саж.; в ней пахотной 32 дес. 600 кв. саж., сенокосной — 15 дес., под усадьбами 7 дес., под церковью и старым кладбищем 1215 квадр. саж., под новым кладбищем 1800 кв. с., под проселочными дорогами 1900 кв. с., под большой осташковской дорогой 2 десят. 500 кв. саж., под ручьем безымянным 300 кв. с. План имеется. Книги хранятся в ризнице. Землей священноцерковнослужители пользуются сами.
   7) Дома у них собственные, деревянные, на церковной земле.
   8) Жалованья 199 р. 92 к , доходу 1950 руб. Церковь вносит процентнаго сбора 47 р. 41 к., на содержание старицкаго духовнаго училища и на семинарию, и на женское ржевское училище 64 р. 86 к.
   9) Зданий, кроме часовни и сторожки, нет.
   10) Разстоянием от консистории в 135, от уезднаго города Ржева 12 в.
   11) Ближайшия церкви: Кокошинская в 5 верстах и Ново-Спасская в 8 верстах.
   Приходских дворов 601; в них муж. п. душ 1981, ж. 2162.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту