Рудница (Рудницы) - Казанской Божией Матери церковь
РАЗОРЕНКОВА О.А. КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ В РУДНИЦЕ.
Деревня Рудница подо Ржевом родина моей мамы. И я провела здесь половину своей жизни. Это место очень дорого и свято для меня. Деревни Рудница, Мологино, Итомля это мое детство и юность. Недавно узнала о Опекалово-Вознесенском мужском монастыре, что стоял много лет назад недалеко от Мологино. На его месте выросла Опекаловская роща и мой прадед Петр Леонтьевич Гусев возил лес из этой рощи за 12 км в деревню Рудница для постройки дома. Дому уже больше ста лет. Что в нем только не было в годы войны, и госпиталь, и немцы стояли, прифронтовая полоса, рядом два пожара было, а дом стоит. Намоленные в роще той деревья.
Как жаль, что почти все храмы в нашем краю были разрушены. Хотя бы крест памятный или часовенку на месте храмов. Только вера может что-то изменить в жизни людей.
В нашей деревни Рудница тоже стоял храм Казанской Божией матери. Этот храм был вероятно построен позже мологинского и итомленского храмов. Деньги на строительство храма собирала моя двоюродная прабабушка Панкова Пелагея Петровна, родная сестра моей прабабушки Гусевой Анисьи Петровны. Пелагея Петровна служила у господ в Петербурге, замуж не вышла, осталась девицей. Господа умерли и оставили ей какое-то наследство. И ей приснилась во сне Пресвятая Богородица и велела построить на эти деньги храм. Ей помогала и другая ее сестра девица Наталья. Пелагея Петровна была старостой нашего храма, у нее хранились ключи. В тридцатых годах Пелагея Петровна стала жить в семье моего деда (своего племянника) Гусева Ивана Петровича, так как ей уже было за 80 лет. В нашей семье все были очень верующие.
Потом храм закрыли, ключи у прабабушки отняли. Их взяла председатель колхоза Бухтеева. Ни одной иконы бабушки из храма не взяли, грех большой. Службы стали совершаться в нашем доме, он большой, много народу помещается. Крестного моего, маминого брата в 1935 году крестил батюшка дома, а вскоре батюшку репрессировали. А уже во время войны церковь разрушили, у нас линия фронта была.
До сих пор празднуют в нашей деревне Рудница праздник Казанской Божией матери. Жаль,что не так совсем, как раньше, в храме. Итомлинский Покровский храм от нас за 9 км, далеко. Да и службы там не каждый день совершаются. Крестный ход с Ржевско-Оковецкой матушкой Богородицей тоже не заходит к нам, однажды только раз по просьбе председателя нашего приехал священник, пока крестный ход отдыхал, и освятил наш колодец на роднике на речке Рудинка. У нас везде родники, деревня поэтому называется Рудница.
Моя мама, Серафима Ивановна родилась 29 августа 1931 года. Она хорошо помнит священника деревни Рудница Павлова Михаила Павловича. Он крестил ее младшего брата Николая Ивановича Гусева 20 декабря 1935 года, он родился на Николу 19 декабря 1935 года. В 1936 году умерла мамина бабушка Гусева Анисья Петровна, ее отпевали в нашем руднинском храме. А в 1937 году церковь закрыли и батюшку арестовали.
До отца Михаила в нашем храме служил другой священник - отец Григорий. У него было трое дочерей - Серафима, Людмила, Таисия и сын. Он был дружен с нашей семьей. Батюшка крестил всех маминых сестер, старшую 1921 года рождения Таисию, среднюю 1925 года - Людмилу и маму - Серафиму. Даже имена он им дал, как у дочерей, так совпало, ведь называли по святцам. Моя крестная, Людмила Ивановна Гусева родилась 14 сентября. Отец Григорий уехал со своей семьей в начале 30-тых годов. Куда, мама не помнит. После отца Григория в храме стал служить отец Михаил. В доме отца Григория поселили деревенскую семью, а батюшка Михаил жил в доме моей двоюродной прабабушки Панковой Пелагеи Петровны. Дом находился на Слободке (улица в конце деревни, перпендикулярная главной улице Рудницы). Рядом со Слободкой и находился наш храм. А потом дом Пелагеи Петровны сгорел и ее взяли к себе мамины родители Иван Петрович и Ирина Сергеевна Гусевы. Ирина Сергеевна пела на клиросе.
А еще в нашей семье очень почитают Казанскую икону. Гусевы были хорошими крепкими хозяевами. Много умели, трудились на совесть. Если бы дед не попал в плен в первую мировую войну, может быть были бы кулаками, а так подкулачниками только. Дед трудился в Германии у какого-то фермера, бабушка ждала его пять лет, пришел нарядный, с тросточкой. И повесил на стену портрет Ленина. Икон не трогал, бабушек не слушал. И вот он зимой заболел воспалением легких, да так сильно, что уже бредил. И приснился ему старичок.- Если не уберешь из дома этого антихриста, умрешь!
Все считают, что это был Николай Угодник! Дед утром убрал Ленина (может быть сжег) и выздоровел.
В 1935 году решили в колхозе не праздновать Казанскую. Устроили собрание по этому поводу и заставили людей работать в этот день и даже накануне ночью. А соседка наша Байкова Полина спела какую-то частушку нехорошую про Казанскую матушку и прошлась пляской вокруг стола. И собрали женщин трепать лен в нашей риге. Огромная рига у деда была, лошадь спокойно въезжала. И один фонарь (летучая мышь) погас. И звеньевая отложила его в сторону. А он тлел-тлел и вспыхнул!лен как порох, вспыхнуло все.И старшая дочь Бойкова Анна Сергеевна очень обгорела, три дня мучилась, а потом умерла. Все говорили Бог наказал соседку.А рядом с ригой куча сараев, амбары.Ветер на деревню пошел. И вот бабушки одели детей, моя бабушка крестного ждала на седьмом месяце, соседка Акулина Кочанова, взяли иконы, стали петь акафист Казанской Божьей матери. И ветер переменил направление! Сжалилась царица небесная!
Уже в 1970 годах рядом с бабушкиным домом загорелся соседский дом зимой.Ветер опять был в нашу сторону.Племянники бабушкины на крыше сбивали огненные искры, а дочь той соседки, Бойкова Раиса Сергеевна осторожно вывела нашу бабушку Гусеву Ирину Сергеевну, а та взяла сумочку с нашими письмами и икону Казанскую. И опять стала ей молиться - ветер переменился в другую сторону.
А три года назад папе стало плохо, уже хрипел, мама к нему побежала, а сестра за иконой Казанской и он очнулся. Вот так нашей семье помогает пресвятая Богородица.
(Текст - Разоренкова Ольга Алексеевна по воспоминаниям Серафимы Ивановны Ногаевой (Гусевой).)
21 июля 2011 года в день Казанской иконы Божией Матери, на месте уничтоженой церкви, установили и освятили поклонный крест. В этот же день состоялось открытие памятника односельчанам погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Памятник расположен в нескольких шагах от креста и построен на средства и усилиями Полковниковой Людмилы Васильевны.
В открытие памятника и установке креста принял участие глава Ржевского района Румянцев Валерий Михайлович. Присутствовали телевидение и пресса, приехали горожане из Петербурга, Москвы, Ржева и Твери. Это событие объеденило вокруг себя всех жителей деревни Рудница.
В ближайшем будущем, местные жители планируют построить, возле памятника, храм-часовню.
В день памяти великомученика Георгия Победоносца 6 мая 2012 года была заложена аллея из сосен. А 8 мая состаялась установка и освящение поклонного креста на братской могиле на деревенском кладбище.
СВЯЩЕННИК ПАВЛОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ
Деревня Рудница за свою историю несколько раз побывала под началом то Ржевского, то Луковниковского, то Старицкого районов. Ныне она вновь к нашей территории относится, входит в Итомлинский административный округ. Места здесь тихие, удалённые от городской суеты. Речка Итомля омывает слегка приподнятые берега. Это место для жительства и избрал священник Итомлинского прихода отец Михаил. В те предвоенные времена церковь иконы Покрова Пресвятой Богородицы по красоте и архитектуре не уступала Ржевским. Внушительных размеров церковь была построена в 1836 году, имела три святых престола: Центральный - Покрова Пресвятой Богородицы, боковые - святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца и святого Митрофана Воронежского. Службы в Покровском приходе происходили ежеднено, а потому и священнослужителей было двое. Одним из них и был уроженец Ржева Павлов Михаил Павлович, 1871 года рождения. Династия этого рода священнослужителей исходит из глубины веков: Ульян, Никифор, Николай... Все были Павловы (Летопись, 1629. ЦГАР. Д.С. Чураков).
Все они были истинными подвижниками благочестия, преданными служителями Церкви Христовой, духовными отцами ржевитян. Эти качества прапрародителей унаследовал и протоиерей Михаил Павлов. Чистота души священнослужителя лучший пример духовной зрелости наставника. Священник посещал дома прихожан, особенно, если в его помощи и советах нуждались болящие, немощные по старости. Откладывал все дела, если просили помолиться о здравии или отслужить панихиду об усопшем. Батюшка Михаил был желанным гостем в деревнях Тихменево, Михайлики, Мячино, Бунегино. Властям такое уважение к священнику не нравилось. Вначале церковь обложили непосильными налогами, за неуплату которых могли закрыть церковь или подвергнуть аресту настоятеля. И в 1937 году местные власти объявили о закрытии церкви. Отец Михаил обратился к прихожанам с просьбой помочь отстоять Божий Дом, не допустить осквернения святого места.
Не прошло и недели после его проповеди, как на пороге дома священника появились чекисты. Отец Михаил предложил непрошенным гостям чаю. Чуя беду, у дома Павлова собрались прихожане. Когда ему приказали собрать вещи, священник попросил: «Сыночки, чада Божии, разрешите выйти к людям, благословить их, чтобы зря не мёрзли... » Не разрешили. Когда отца Михаила вывели из дома, люди потянулись к нему за благословением. Все в один голос запричитали:
- Отец Михаил, мы будем молиться за вас. Скоро вы будете дома! Мы письмо Калинину напишем, он наш земляк, обязательно поможет!..
Это был день 20 ноября 1937 года - канун праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Сил Небесных. Всего пять дней шло следствие по делу «агитатора» против Советской власти священника Павлова. 25-го огласили приговор. Ежовцы торопились. Михаила Павловича казнили 27 ноября 1937 года.
Письмо от Российского старосты Калинина пришло всего спустя два месяца после расстрела. «Земляк» проявил к Итомлинскому батюшке «милость». Он просил чекистов ограничиться наказанием священника в виде высылки в места поселения. Опоздал «земляк».
Отца Михаила реабилитировали 15 июня 1989 года.
(По материалам издания Шаповал Н.И. Ржевитяне подвижники благочестия. - Ржев, 2008.)