Голенково-Погост (Погост-Голенково, Голенковский погост, Голенково погост) - Николая Чудотворца церковь
В 20 км от поселка Селижарово на живописном берегу реки Тихвины находится погост Голенково с церковью во имя Святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца. Она построена в русско-византийском стиле с тремя престолами. Главный престол в честь Святителя Николая, два других престола посвящены Казанской иконе Божией Матери и Рождеству Христову. Церковь построил местный помещик, отставной капитан Александр Павлович Ветлиц из рода Рославльских казаков Ветлицев (предположительно это одна из ветвей древнего рода Дивовых). Рядом с церковью находятся удивительно гармоничная часовня-усыпальница Ветлицев, облицованная красным гранитом и черным габбро, и четырехъярусная колокольня.
В храме сохранились два фаянсово-эмалевых иконостаса (золотисто-белый и розово-голубой) и напольные подсвечники, изготовленные на одной из фабрик Товарищества М.С. Кузнецова в начале двадцатого века. Известно, что автором рисунков иконостаса был В.А. Косяков, профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров им. Николая I в Санкт-Петербурге. Иконы на металле написаны художником Шваревым. Как удачный образец продукции Товарищества М.С. Кузнецова, иконостас экспонировался на крупнейших выставках, в том числе в 1896 году в Нижнем Новгороде, на Парижской – 1900 года и на Международной строительно-художественной – в 1908 году. До революции было изготовлено более 30 иконостасов, но большинство из них уничтожено в безбожные годы. До наших дней сохранились три иконостаса в России и два за рубежом
Голенково упоминается в первый раз в духовной грамоте князя Федора Борисовича Волоцкого, «который в 1506 году пожаловал его Селижарову Троицкому монастырю». Церковь, как видно из указа Консистории от 14 июня 1748 года, существовала «почти на этом месте и до Литовского разорения и в том же наименовании». В ней был достаточный приход, но в смутное время деревни Голенковского прихода разорены, церковь опустела, а к середине 18 столетия развалилась. К 1748 году оставалась одна деревянная часовня с образами. В 1752 году была освящена новая деревянная церковь, построенная на средства прихожан». К 80-м годам 19 столетия она обветшала, и на ее месте в 1882 году многочисленная семья Ветлиц-Толбухиных воздвигла для прихожан «каменный» храм, построив его в характерном для того времени русско-византийском стиле (стиль модерн), сохранившийся доныне.
В 1908 году к храму была пристроена трапезная, в двух приделах которой были установлены два фаянсовых иконостаса, сохранившиеся до наших дней в прекрасном состоянии. Такие иконостасы изготовлялись в начале XX века на Кузнецовских заводах в Дмитрове, были распространены в Московской губернии, теперь же стали уникальными по причине своей редкости.
Престол в южном приделе освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В северном, в честь праздника Рождества Христова. Здание церкви раньше отапливалось каллориферными "амосовскими" печами, находившимися в подвалах, откуда подавался в помещение теплый воздух. Сейчас храм отапливается обычными печами и в целях экономии центральная часть, где Никольский престол, на зимний период закрывается.
В храме находится очень почитаемая икона Николая Чудотворца. Местное предание утверждает, что один крестьянин во время польско-литовского нашествия вытащил эту икону из горящего храма и передал ее на хранение в Селижаровский монастырь. В 1847 году, когда на погосте отстроили новую деревянную церковь, икону торжественно, с крестным ходом возвратили в Голенково.
Помимо святителя Николая, в храме почитаются: Казанская икона Божией Матери, Оковецкая икона Божией матери, пророк Илья, святитель Феодосий Черниговский и преподобный Нил Столобенский.
С западной стороны храма возвышается отдельно стоящая колокольня, построенная в начале XX века. Большой вклад в строительство храмового комплекса внес отставной штабс-капитан, потомственный дворянин Тверской губернии Александр Павлович Ветлиц, состоявший с 1888 года на должности церковного старосты. Его стараниями был выстроен кирпичный заводик, который исправно поставлял кирпич для строительства. Народная молва сохранила об Александре Павловиче добрую память как о благочестивом, справедливом и милосердном помещике, который проявлял постоянную заботу о своих крестьянах. Родовая часовня-усыпальница помещиков Ветлиц, построенная в самом конце XIX в., расположена с южной стороны возле храма. Цоколь часовни облицован иссиня-черным полированным гранитом, сама часовня - густо красным, полированным до зеркального блеска порфиром. Божьим промыслом церковь не подверглась осквернению и разорению. Это было единственное место в Селижаровском крае, где могла совершаться Литургия.
Рассказывают… В конце 30-х годов в Голенково прибыл взвод красноармейцев с приказом закрыть церковь и описать ее убранство для реквизиции. Но прихожане, узнав об этом, бросили все работы, прибежали к храму, встали перед входом и заявили, что не позволят тронуть храм. И случилось чудо: командир увел своих людей.
Добрая память в народе сохранилась и о священниках, которые служили в Никольской церкви. Десять лет прослужил отец Феодор Спасский. Это при нем строилась трапезная с приделами и колокольня. Смерть его была необычна. Однажды его матушку в малиннике укусила гадюка. Он отсосал яд из раны и тем самым спас от смерти свою супругу. Сам же умер от отравления ядом.
После того на погосте 30 лет (с 1909 по 1939 год) прослужил священник Петр Воинов. На его долю выпало много тяжких испытаний. Два раза его арестовывали, дважды конфисковывали имущество, младшего сына репрессировали и сослали на Колыму на десять лет.
После смерти о. Петра священнику Василию Барбашинову удалось прослужить совсем немного. В том же 1939 году его забрали, увезли, и он пропал бесследно.
После расправы с о. Василием храм несколько лет оставался без священника, пока в 1943 году не пришел из заключения с подорванным здоровьем о. Алексий Бурлаков (его бывший приход в с. Рыты после его ареста был разграблен и уничтожен). Послужил в Голенкове о. Алексий совсем недолго, так как был болен туберкулезом, от чего вскоре скончался.
Сменил его о. Михаил Мартынов, который служил на погосте более 20 лет.
Голенковский храм в Селижаровском районе - единственный, который уцелел во времена богоборческого режима. Он никогда не закрывался. Даже в те несколько лет, когда не было священника, прихожане оберегали свою церковь от нападок безбожников, и храм святителя Николая стоит и поныне.
Сейчас настоятелем Никольского прихода в Голенкове является протоиерей Сергий Чивиков, который является также настоятелем Петро-Павловского храма в п. Селижарово.
СВЯЩЕННИКИ, СЛУЖИВШИЕ В ХРАМЕ В РАЗНЫЕ ГОДЫ
1840-1843 священник Иоанн Алексеев
1845-1882 священник Иоанн Эпенетовский
1889 священник Василий Никольский
1895-1909 священник Федор Спасский
1909-1939 священник Петр Воинов
1939 священник Василий Барбашинов
1943 священник Алексей Бурлаков
1944-1966 священник Михаил Мартынов
1966-1967 священник Николай Щербинов
1967-1968 священник Иоанн Архангельский
1968-1969 священник Всеволод Олехнович
1969 священник Владимир Корнилов
1970 священник Виктор Кухарев
1970-1972 священник Виктор Дикий
1972-1973 священник Константин Воробьев
1973 священник АлександрТроицкий
1974 священник Георгий Цинцевич
1974-1976 священник Борис Ивашенков
1977 священник Костантин Воробьев
1978 священники Вениамин Кошеров, Виктор Дикий, Александр Марченко
1979-1984 священник Сергий Попов
1984-1989 священник Петр Устинов
1989-1992 священник Владимир Шабаршов
с 1992 священник Сергий Чивиков
(По материалам официального сайта Тверской епархии и сайта Русские церкви.)
(Фото. № 1 Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2019 г. Фото. № 2 с сайта Осташковского Благочиния.)
Погост Голенково, от Твери 180 верст.
Церковь Никольская, каменная, построена в 1882 году, престола два: в холодной Святителя Николая, в теплой Казанской Божией Матери.
Церковные документы: опись, исповедальные с 1825 года.
В 1901 году служили: Священник Феодор Павлович Спасский 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1892 года, священником с 1895 года. Диакон Василий Николаевич Докучаев 34-х лет, в служении с 1886 года, диаконом с 1889 года. Псаломщик Димитрий Петрович Троицкий 27-ми лет, в должности с 1895 года.
Прихожан в деревнях: Малых Нивах, Больших Нивах, Починке, Каменке, Нижнем Голенкове, Верхнем Голенкове, Буракове, Подмошье, Березуге, Черничине, Филиппове, Кулакове, Голетине, Козловцах, Дергунове, Поддубном, Алешине, Сопрыгине, Вилейке, Мамонове, Зеленине - 359 дворов (1228 мужчин, 1291 женщина).
В 1914 году служили: Священник Петр Воинов 42-х лет, окончил семинарию, на службе 19 лет, в Никольском храме 5 лет. Штатный диакон Григорий Смирнов 28-ми лет, на службе 6 лет, в Никольском храме 1 год. Псаломщик Димитрий Троицкий 43-х лет, на службе 19 лет.
Прихожан в деревнях: Сельцо Крестцы, Малые Нивы, Большие Нивы, Починок, Каменка, Нижнее Голенково, Бураково, Подмошье, Верхнее Голенково, Березуг, Черничино, Куликово, Филиппово, Козловицы, Гольтино, Дергуново, Поддубное, Алешино, Сопрыгино, Вилейка, Мамоново, Зимники - 1256 мужчин, 1331 женщина.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
Храмовый комплекс погоста живописно раскинулся на высоком правом берегу, из месте старинного села Голенково. В 1506 г. волоцкий князь Федор Борисович пожаловал село Троицкому монастырю в Селижарове, в вотчину которого оно и входило вплоть до указа Екатерины II (1764 г.). В смутное время польско-литовской интервенции в начале XVII в. отряды шляхты сожгли село и Никольскую деревянную церковь. На протяжении XVII— XVIII вв. Голенково в документах называется пустынью, т.с. местом, не имеющим никакого населения. Село так и не возродилось. В 1847 г. крестьяне окрестных деревень на свои средства построили на этом месте деревянную церковь и отдельно стоящую колокольню в виде "квадратного сруба с осмериком на нем", — как записано в церковном метрике. Название разрушенной церкви — Никольская — сохранилось в народной памяти, и новая церковь построена в честь этого же святого.
В 1882 г. не без участия владельцев окрестных земель помещиков Ветлич деревянную церковь заменили каменной, построив ее в характерном для того времени русско-византийском стиле, так называемом "тоновском". Он зародился в сороковых—пятидесятых годах XIX в., когда появились первые попытки архитекторов создать образ православной церкви средствами византийской архитектуры в сочетании с элементами древнерусского зотчества XV—XVI вв. Одним из основоположников этого стиля был архитектор К.А. Тон, создавший серию типовых проектов церквей, получившую высочайшее одобрение. Проекты рассылались по всей России, возможно, один и был взят за основу при строительстве каменной Никольской церкви. Схема композиционного построения храма в виде купольной ротонды, вписанной в крестообразный план, заимствована из классицизма; наружный декор воспроизводит приемы древнерусских построек: трехчастное деление фасадов лопатками, декоративные закомары, которым вторят килевидные кокошники, завершающие ротонду, различные элементы архитектурного убранства прошлого. Общее художественное впечатление от памятника несколько снижается из-за пристроенной в 1908 г. трапезной. Ее тяжелый приземистый объем, подчеркнутый измельченным ленточным рустом и обилием горизонтальных тяг, исказил восприятие хорошо найденных пропорций храма. В новой трапезной установлены ставшие теперь уникальными в Тверской области два иконостаса из фаянса. На первый взгляд, фаянсовый иконостас трудно отличить от расписного деревянного. Но, внимательно присмотревшись, видишь сочные, яркие, характерные для этого материала блики, его необычайную красочность, несколько жестковатый, с четко повторяющимся рапортом рисунок орнамента. Такие иконостасы изготовлялись в начале XX в. по специальным заказам на кузнецовских фарфоровых заводах в городе Дмитрове, были широко распространены в его окрестностях и особенно в Московской губернии, в другие места вывозились сравнительно редко. Декоративное цветовое оформление тех фаянсовых иконостасов, что нам довелось увидеть, отличается редким красочным разнообразием и неповторимостью узора.
В храме в местном ряду иконостаса под золоченой ризой находится икона Николая Чудотворца. Местное предание утверждает, что один крестьянин во время польско-литовского нашествия вытащил эту икону из горящей церкви и передал ее на хранение в селижаровский монастырь. В 1847 г., когда на погосте построили деревянную церковь, икону торжественно, с крестным ходом возвратили в Голенково. Насколько верна легенда и та ли древняя икона Николы была возвращена, сказать трудно, так как она сильно потемнела, скрыта под ризой и, видимо, под несколькими слоями поздних записей.
Из других заслуживает внимания икона "Нил и Власий" XIX в., на которой между фигур святых помещено изображение монастыря Нилова Пустынь. Иконы с изображением монастыря, особенно из собраний Третьяковской галереи и Рублевского музея, позволили исследователям шаг за шагом проследить трехсотлетнюю строительную историю монастыря.
С запада напротив церкви — отдельно стоящая высокая колокольня. Ее стройная четырехъярусная композиция с четким ритмом убывающих вверх четвериков является главной вертикалью голенковского комплекса. Силуэт колокольни прост, с привычными классическими пропорциями. Трудно даже поверить, что построена она в начале десятых годов нашего столетия: неоклассическая колокольня, вполне отвечающая веяниям столичной архитектуры, своей легкостью, постепенно уменьшающимися ввысь четвериками, завершенными фигурным шпилем, скромным декоративным убранством из пилястр напоминает лучшие образцы аналогичных сооружений эпохи зрелого классицизма.
(По материалам журнала Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.)
Николая чюдотворца, что на Тихмене (sic) церковная земля прибыла вновь во 149 г., по книгам старосты поповскаго из Осташкова георгиевскаго попа Викула, и отдана в оброк князя Бориса Михайловича Лыкова крестьяном с платою оброка 10 денег в год. 154 г., по книгам десятильника Козмы Завороткова, та церковная земля отдана в оброк из наддачи патриаршему крестьянину, новой наддачи 4 денги. 191 г. под статьею о николаевской церковной земле отмечено: "та земля в Горышинской волости, на реке Тихмене, на оброке из Осташкова на Васке Терехове. (Патр. прик. кк. 19 и 107).
1726 г. в синодальном казенном приказе производилось дело о построении новой церкви в селе Голенкове. Дело началось по прошению дворянина Михаила Кирилова сына Казина да деревни Голенкова старосты Стефана Гаврилова с крестьянами да деревни Спиридова крестьянина Фомы Григорьева и всех мирских людей. В своем прошении, поданном в марте месяце в казенный приказ, они писали: "в прошлых годах в селе Голенкове была церковь во имя святителя Николая чуд., от литовских людей оная церковь сожжена, а церковная земля к той церкви есть в урочищах на р. Тихмене, которая ныне из синод. казен. приказу бывает из оброку в отдаче; и в нынешнем 726 г. по приговору мирских людей выбрали мы Селижарова монастыря села Сухошина церкви Преображения Господня пономаря Ульяна Назарова, чтоб ему пономарю по обещанию нашему на вышепомянутом месте состроить церковь во имя святителя Николая чуд., а оной пономарь у нас человек доброй, и чтоб указом повелено было на оном церковном месте церковь во имя Николая чуд. построить, от наших жилищ для того, что церкви Божии стали в дальном разстоянии в 20 и больше верстах, и за многими реками Селижарою, Сижкою и Тихменою нам бывает всегда церковная нужда в мирских требах — родильницы лежат без молитв многое время, без исповеди и без причастия св. таин и младенцы без крещения помирают; и чтоб о строении той церкви дать указ".
Вследствие сего прошения на справку выписано: в приходных пустовых церковных оброчных земель книгах прошлых лет и сего 726 г., в Осташковской десятине написано: с церковные земли Николаевские, в Горышевской волости, на р. Тихмене, на осташковце на Василье Терехове оброку 20 ал., казенных пошлин 2 ал. 4 ден.; а по писцовым книгам Иева Лачинова и Леонтья Скобельцына 132 и 133 гг. да Ивана Тулубьева 166 и 167 г. сей церковной земли и сенных покосов не написано; а по дозорным книгам Селижарова монастыря игумена Феодосия 191 г. написано: кладбища с полтретьи десятины, пашни паханой по смете десятины с 3 в поле, а в дву потомуж, лесу пашеннаго десятины с 2 в поле, а в дву потомуж, сена по р. Тихмене вниз копен 40 волоковых, а прибыла во 150 г. по книгам старосты поповскаго из Осташкова георгиевскаго попа Викулы".
На справке подписано: "1726 г., апреля в 25 день, взять сказка по указу".
И у выписки вышеписанный пономарь Иулиан Назаров сказал: у новопостроенной церкви будет дворов: попов, дьячков, пономарев, просвирницын, да в приходе вотчины Козина в деревни Голенковой двор его помещиков, в котором живут особыми избами дворовые его и деловые люди, да крестьянских 8 дворов, в деревни Ниловой 5 дворов, да в деревне Березуги 4 двора, в деревне Голенковой 4 двора, да вотчины Селижароваго монастыря в деревне Мимоновой крестьянских 3 двора, деревни Спиридоновой 3 двора, деревни Козминской 4 двора, итого при оной церкви в приходе будет 31 двор и показанный деревни к той церкви в близости в 2 верстах и меньше, а иныя де церкви от оной новопостроенной церкви будут в дальном разстоянии верстах в 25 и больше; и тое церкви попу с причетники на прокормление будет толикое число, что по дозорным книгам написано: пашни десятины 3 в поле, а в дву потомуж, лесу пашеннаго десятины с 2 в поле, а в дву потомуж, сена по реке по Тихмени копен с 40 волоковых; а в оную церковь ладон, свечи, вино церковное и прочее будут отправлят оные приходские люди, так же и на сборныя церковныя деньги".
Раскладка дани: "и имется с тое церкви дани с дворов и с церковной земли по указной статье 1 р. 2 алт. 1 ден., заезда 3 алт. 2 ден., досятильнича доходу 10 алт., казенных пошлин 5 алт. 4 ден.".
1726 г. апреля 25 дня синод. каз. приказ, слушав вышеписанныя выписи и прошение, приговорил: Селижарова монастыря игумену Нифонту правдиво изследовать о числе помещиков и крестьянских дворов, о разстоянии деревень от других сел и о церковной земле и, учиня, следствие прислать в синод. каз. приказ.
Указ послан игумену Селижарова монастыря Нифонту, от котораго и представлено было следствие о числе приходских дворов и о церковной земле.
1728 г. июня 15 дня Московская духовная дикастерия, разсмотрев следствие, представленное игуменом, определила: о строении на пустовой церков. земле Николаевской церкви, против прошениев Осташковской десятины Петропавловскаго дьячка Елизара Афонасьева, да Преображенской церкви пономаря Ульяния Назарова, поданных от имени дворянина Михаила Казина, указа не отправлять, понеже в присланном Селижарова монастыря игумена Льва следствии объявлено: октября 11 дня 1727 г. тот дворянин Михаил Козин по приезде его игуменском на означенную церковную Никольскую землю для указнаго следствия словесно ему игумену объявил, что де он Козин со крестьяны своими в 1727 г. вотчины Троицкаго Селижарова монастыря села Сухошин пономарю Ульяну Назарову на той пустовой церков. земле о строении церкви во имя Николая чуд. бить челомъ ему не веливал и к челобитной руки он прикладывать вместо себя не приказывал, и показал де он пономарь, что за ним Козиным 45 дворов, а за ним только 3 крестьянских, да протчих помещиков 16, всего 20 дворов, а что в следствии прежняго игумена Нифонта, присланном генваря 25 числа 1727 г., показано: что де на той земле строить церковь для необходимых крестьянских нужд надлежит и в наличестве крестьянских имеется 45 дворов и будущаго при той церкви попа с причетники в пропитании довольствовать из той же церков. земли пашнею и сенным покосом обещаются,а в разстоянии де от церквей имеется в 20 верстах и больши, а в вышеозначенном же следствии игумена Льва показано: что в разстоямии то село от церквей имеется в 15 верстах и меньше и изстари те крестьяне обретаются в приходе Воскресения Христова, что в подмонастырской слободке на посаде, и он де пономарь его Козина в челобитной сказке оболгал и написал ложно, а оной де Никольской церкви строить нечем, а вышеобъявленваго ради показаннаго игумена Льва в следствии препятствия о строении той церкви указу и не отправлять, а оным дьячку и пономарю отказать". (Патр. пр. св. 453, № д. 42 и кн. 303, л. 66).
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)