Горышино урочище (Горышино погост, Горышин погост) - Николая Чудотворца церковь
![]() |
Горышино впервые упоминается в летописи в 1335 году, поэтому его можно назвать древнейшим поселением селижаровского края. В грамоте 1371 года литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею он назван в числе литовских городков, захваченных войсками великого московского князя Дмитрия Ивановича. На существование городка указывает и этимология названия деревни Вышегород, расположенной на Волге «выше города», то есть Горышина.
В ХV веке, когда литовская граница вновь была отодвинута далеко на запад, укрепленный городок потерял стратегическое значение, хотя и оставался волостным центром, куда входили Голенково, Крестцы, Тальцы, часть вотчины (левый берег Волги до впадения речки Песочни) Селижарова монастыря.
В 1582 году Селижаровская слобода была сожжена отрядом литовского вице-канцлера Радзивилла, опустошившим все селения правого берега Волги, в том числе и Горышино. Городок прекратил свое существование, а на погосте в 1773 году на средства помещика А.С. Нелединского построена Никольская церковь. Храм имел два престола в честь святителя Николая и Архангела Михаила. Строение типа «восьмерик на четверике» не выходит из рамок традиции архитектуры начала XIX века (тогда церковь вновь перестраивалась), но пропорциональные соотношения, убранство фасадов создают композиционную легкость, устремленность ввысь. Своеобразна архитектура колокольни: ее третий ярус - открытая восьмиколонная ротонда, которая придает всему храму особую гармонию и классическую ясность.
За церковной оградой, всего в нескольких метрах, возвышается курган. Он поражает взор своим величием и покоем. Словно диковинный, сказочный кит, расположился он на берегу Волги. Бока его круты, спина заросла березами, соснами, елями. На кургане сохранились растения, ставшие редкими в среднерусской природе: купена, борец, лесная герань, бересклет. Быстрая в этих местах порожистая Волга проглядывает внизу синевой своих вод.
![]() |
(По материалам издания Осипова Г.И. Святые места земли Селижаровской (историко-публицистический очерк). - Тверь: "СФК-офис", 2008.)
(Фото. № 1 Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Сергея Павловича Носикова. 2014 г.)
Погост Горышино, от Твери 160 верст. Находился в одном километре севернее Лошаково на берегу Волги. От погоста сохранилась церковь и небольшое кладбище.
Церковь Никольская, каменная, построена в 1783 году, престола два: Святителя Николая и Архангела Михаила.
Церковные документы: опись с 1846 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1824 года, план и межевая книга на землю.
В 1901 году служили: Священник Михаил Маркович Ермолаев 29-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1897 года, состоял законоучителем земской школы. Диакон Феодор Михайлович Бенеманский 44-х лет, диаконом с 1886 года. Псаломщик Иван Михайлович Некрасов 22-х лет, в должности с 1899 года.
Прихожан в деревнях: Борисове, Манухине, Ольхове, Дедове, Жданове, Заручевье, Бурове, Алексеевском, Ермолине, Больших Горах, Малых Горах, Дорках, Большом и Малом Рябцове, Суслине, Лошакове, Волкове, Подберезье, Петове - 346 дворов (997 мужчин, 1043 женщины).
В 1914 году служили: Священник Илия Никольский 29-ти лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Штатный диакон Петр Рождественский 48-ми лет, на службе 29 лет, в Никольском храме 7 лет. Псаломщик Иван Успенский 41-го года, на службе 13 лет, в Никольском храме 1 год.
Прихожан в деревнях: Борисово, Манухино, Ольхово, Дедово, Алексеевское, Ермолино, Дорки, Большое Рябцево, Малое Рябцево, Суслино, Лошаково, Волково, Подберезье Петово - 1091 мужчина, 1078 женщин.
![]() |
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
За одним из многочисленных волжских поворотов, сразу после горышинских порогов, видны остатки древнего городища Горышина. Его образование на месте политического поселения связано с захватом Литвой территорий вдоль правого берега Волги в ХIII в. Для укрепления и колонизации покоренных земель литовцы основывали небольшие городки, или "острожки", где размещали свои гарнизоны. Историк и исследователь края В. Успенский называет дату закладки городка: 1226—1227 гг., когда "литовцы повоевавши около Торжку без числа и Торожцкую волость всю поимаши", устремились в Ржевский уезд и дошли почти до Бетецка.
Городище расположено на мысу высокого правого берега Волги и вытянуто с востока на запад параллельно течению. Естественный холм, склон которого в этом месте круто обрывается в сторону поймы, с юга и запада опоясан широким оврагом. Восточная часть холма в одном уровне с берегом была наиболее уязвима при нападении. Чтобы защитить городище с этой стороны, между береговым обрывом и оврагом прокопали глубокий ров и насыпали высокий вал. Крепость укрепили, видимо, простым частоколом с единственными воротами в западной части, где склон холма более пологий.
Впервые летопись упоминает о Горышине в 1335 г., когда московский князь Иван Калита "приидя в Торжок и воеваш Литва на миру Новоторжковскую волость и посла князь великий рать свою и пожже городы литовские Осечен, Рясну, Горышин и другие городки". Вероятно, после разгрома Горышин был восстановлен, так как в грамоте литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею (1371 г.) он упоминается в чисте захваченных войсками великого московского князя Дмитрия Ивановича. В XV в., когда литовская граница была отодвинута далеко на запад, укрепленный городок потерял стратегическое значение, хотя и оставался волостным центром обширного края.
В смутные годы польско-литовской интервенции Горышинское поселение и возникший в конце XVI в. недалеко от него Никольский погост, "что на Горышинском пороге", не избежали обшей участи многих русских сел и деревень: были разграблены и сожжены. Городище прекратило свое существование, а на погосте в середине XVII в. выстроена деревянная церковь. В 1783 г. на её месте на средства местного помещика А.С. Нелединского возвели кирпичную церковь. В конце XIX в. затерявшийся среди обширных лесов погост разросся в небольшое село. Сейчас о многолетней и трагической истории этих мест (село полностью разрушено во время Великой Отечественной войны) напоминают лишь продолговатый холм с валами древнего городища, заброшенная Никольская церковь, заросшие травой и кустарником фундаменты домов да вековые березы на вершине городища и на погосте.
Строительная история Никольской церкви на Горышинском погосте мало чем отличается от многих сельских церквей. Вначале были выстроены храм и трапезная, но из-за недостатка средств и материала в трапезной вместо сводов сделали деревянный потолок, рядом срубили небольшую звонничку. Лишь в 1800 г. потолок заменили кирпичными сводами, а в первой четверти XIX в. возвели и колокольню из кирпича. Маленькую трапезную в 1909 г. разобрали и построили новую. Чтобы увеличить ее площадь и не ломать колокольню и храм, трапезную расширили, одновременно закрыв новыми алтарными выступами часть боковых фасадов храма. Это не могло не нарушить целостность архитектурного облика церкви, присущее ей своеобразие, а трапезная получилась приземистой, с тяжеловесными пропорциями, чего не скрывает даже чрезмерное насыщение фасадов декоративным убранством.
![]() |
Тем не менее Горышинская церковь остается любопытным примером проникновения новых барочных тенденций в местное зодчество. Ее храм типа "восьмерик на четверике" не выходит из рамок традиций архитектуры начала века. Пропорциональные же соотношения и особенно убранство фасадов совершенно иные. Композиция церкви становится подчеркнуто легкой, устремленной ввысь, декорация много проще, и в ней нет того причудливого узорочья, что так характерно для церквей в Оковцах или Селижарове, хотя разница между ними составляет каких-нибудь 10—15 лет. В построении фасадов храма еще много архаического, но мастера пытаются осмыслить новые формы барокко, видоизменяя и перерабатывая их в традициях местного зодчества.
Хорошую оценку памятникам этого круга дал один из первых исследователей провинциального зодчества Бакланов: "Переходные периоды вообще трудно определить, трудно улавливать. Стилевые подходы здесь совершенно невозможны, так как формы только устанавливаются, иногда забегая вперед, давая предвкушение зрелости, иногда, наоборот, настолько отстают, что переносят исследователя в глубины уже отходящего стиля. Но в этом смешении форм, в этих наивных большею частью исканиях, неуверенных нащупываниях новых путей кроется столько прелести, столько свежести, что исследование этих переходных форм является одной из интереснейших задач для историка искусства". Горышинская церковь — памятник именно переходного периода, где попытки ввести новые формы ограничиваются декоративными деталями, оставляя почти без изменений структуру самого храма. Традиционное трехчастное расчленение пилястрами или лопатками плоскости фасада здесь окончательно утрачивает свой конструктивный смысл и превращается в чисто декоративный прием. Но строители церкви на этом не остановились. Они разделили четверик храма на два яруса горизонтальной тягой, которая проходит на высоте карнизов апсиды и трапезной (первоначальной), пытаясь тем самым зрительно объединить все части здания, придать его протяженным фасадам классическую ясность. Наибольшему изменению под влиянием столичной моды подверглось убранство окон и порталов, которые получили плоское обрамление со слегка обозначенными замковыми камнями, над которыми помещены скромные фронтончики. Под окнами простые фартуки, а круглые окна второго света украшены барочным трилистником из белого камня. Белокаменные детали — замковые камки, трилистники, розетки — вырублены грубо, использованные в убранстве фасадов изящные формы барокко еще очень наивны, и стремление освоить новый столичный стиль стало тем основным, чем руководствовались строители: от старых форм отказаться сразу не могли, а с новыми обращаться ещё не научились.
В отличие от храма столпообразная трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем, — типичный пример зрелого классицизма, где чувствуется рука профессионального архитектора. Компоновка объемов колокольни и особенно завершающая её открытая восьмиколонная ротонда отдаленно напоминают колокольни построек Старова. По белокаменной винтовой лестнице в северо-восточном пилоне можно подняться на верхний ярус и увидеть широкую панораму.
(По материалам журнала Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.)
(Фото. из группы Православные храмы на Селигере в Контакте. 1962 г.)
Церковь Николая чюдотворца на погосте в Бортной Селиловской волости, на Горышевском пороге.
132 и 183 гг. в Бортной Селиловской волости: на государевой земле погост пуст, на реке на Волге, а в нем была церковь Николы чюдотворца в войну сожжена, пашни церковныя лесом поросло пятнадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по реке по Волге лесом поросло шесть копен, лесу пашеннаго две десятины. (Писц. кн. 833, л. 347).
Церковная николаевская земля впредь до построения новой церкви отдавалась на оброк и за 7146 г. числилась на оброке "на Фролове крестьянине Моклокова оброку гривна". (Патр. дворц. прик. кн. 6).
184 г. по челобитной ржевич Федора да Филиппа Мистровых прибыла вновь церковь Николая чудотворца, а построена на церковной пустовои земле в Бортной Селиловской волости на Горышенском пороге, а по сказке их на тое церковь положено дани с дворов: попова, дьячкова, с просвирницына, с 3 вотчинниковых, с 3 дв. крестьянских, с 10 дв. бобыльских, с церковныя пашни с 15 чети, с сенных покосов с 6 копен — 16 алт. 4 ден., заезда гривна. (Патр. пр. кн. 87, л. об. 945). 186 г. по переписным книгам игумена Еувфимия положено вновь на Николаевскую церковь дани 16 алт. заезда гривна. (Ibid., кн. 91, л. об. 896).
186 г. погост стоит над рекою Волгою, а на погосте церковь чюдотворца Николая, у церкви во дв. поп Василий Родионов, во дв. дьячек Степашко Андреев, во дв. пономарь Андрюшко Семенов да с ним живет просвирница.
1710 г. в Бортной Селиловской волости церковь Николая чудотворца, что в Горышине, на р. Волге, деревянная. При церкви поп Иван Кириллов служит с 1703 года; во дв. дьячек Федор Иванов; во дв. пономарь Данила Федоров. Данных денег и др. сборов с той церкви они платят в Новгородской приказной палате в год по рублю 11 алт. 4 ден. Церковной земли к той церкви по писцовым книгам написано пашни 12 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 2 копны. (Переп. кн. 12375, л. 995).
1714 г. февраля в 23 день, запечатан указ (синодал. казеннаго приказа), по челобитью Ивана Челищева, велено в Вселуцкой и Стержской волости новопостроенную церковь Николая чудотворца освятить архимандриту Дионисию и антиминс выдать. (Патр. прик. кн. 438, л. об. 41).
1735 г. марта 11 дня, Ржевскаго уезда, Новоторжской десятины, церкви Николая чуд., что в Горышине, приходские люди сержант Иван Моклоков, дворянин Василий Нелединскии, дворянин Алексей Мистров, поданным в синод. каз. приказ прошением просили выдать новоявленный памяти тоя ж церкви попову сыну Андрею Федорову (11 лет) в пономари и прежде бывшаго тоя церкви сыну умершаго попа Андрея Григорьева Ионе во дьячки.
В допросе Иона Андреев сказал: отец его Андрей Григорьев имелся при вышеписанной церкви попом и умре в 727 г., а по смерти его жил он при брате своем родном тоя ж церкви попе Феодоре Андрееве от роду 23 года.
1735 г. марта 20 дня новоявленныя памяти выданы. (П. пр. вязка 474 № 110/3130).
О состоянии этой церкви в настоящее время (1896 год) имеются следующия сведения:
Осташковскаго уезда погоста Горышина церковь во имя свят. и чуд. Николая.
1) Построена в 1783 году тщанием и иждивением помешика Алексия Сергиевича Нелединскаго.
2) Зданием каменная, с такою же колокольнею, крепка.
3) Престолов два: в настоящей во имя свят. и чудотворца Николая, в приделе во имя архистратига Михаила.
4) Утварью и ризницею достаточна.
5) Причта — священник, диакон и псаломщик.
6) Земли пахотной 66 дес. 229 кв. саж., лесу дровяного 6 д. 600 кв. саж., усадебной 2 десят. 2060 кв. саж., под церковью и кладбищем 1200 кв. саж., под проселочными дорогами 1860 с., под половиной р. Волги 5 дес., под бечевником по берегу р. Волги 2 дес. 1200 саж., а всего в окружности 83 д. 2349 кв. с.
7) Жалованья 144 р., дохода 300 р.; % с капитала, завещаннаго помещицей Мистровой, — 11 р. 44 к. Церковь вносит процентнаго сбора 62 р., на дух.-уч. заведения 27 р. 59 к. и с причта на оный же предмет 12 р. 51 к.
8) Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.
9) Церковь отстоит от духовной консистории на 160 верст. Ближайшия церкви: Дмитровская в Тальцах в 7 верст. и Кошинская в 3 верстах.
10) Приписной и домовой церквей нет.
Приходских дворов 316; в них м. п. 923 д., ж. 970 д.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)










