СТАРИЦА
Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице относится к 1297 году, когда «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову, на Старице». Духовным же фундаментом древнего городища явилась Успенская обитель. В помяннике Успенского монастыря, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени, читаем: «... В 1110 году пришли на урочище Старый Бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним...». При Никоне и Никандре была построена небольшая деревянная церквушка, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию». В летописных сводах о городе Старице применительно к этому времени мы не находим никаких записей. Поэтому можно только предполагать, что данного городка, о котором говорит летопись под 1297 годом, в XII веке еще не существовало. Таким образом, Успенский монастырь являлся первым колонизатором этих земель, который когда-то располагался на современной площади перед районным Домом культуры. Здесь потом стояла Богоявленская церковь, рядом с ней находилось старинное кладбище. И как писал в начале ХХ века местный краевед Иван Крылов, «... на этомкладбище отыскиваются старинные надгробные камни с надписямииноков» .
Память о первых иноках - Трифоне и Никандре - в обители в середине 60-х годов XII века будет увековечена в построении храма «в честь Успения Божией Матери, да похвалы Пресвятые Богородицы». Следовательно, это самое первое название храма на территории Старицкого края. По всей видимости, Успенский храм был деревянным, так как на протяжении почти целого века он обновлялся настоятелями монастыря. К этому времени на противоположном левом берегу реки Волга появляется новое укреплённое городище, которое и упоминается в письменных источниках под 1297 годом как город Старица. Новая крепость являлась опорой независимости Тверского княжества в феодальной борьбе XIII - XV веков, защищала водную и параллельную ей древнюю сухопутную дорогу. Старица располагалась на мысовом городище площадью 51 850 квадратных метров, поднимающемся над уровнем воды до 42 метров и обрывающемся к рекам Волге и Верхней Старице очень крутыми - 45-50 градусов - неприступными склонами.
В XIV столетии Старица продолжает отстраиваться и укрепляться, превращаясь в сильную крепость на приграничных рубежах с Литвой. Тверской князь Михаил Александрович построил вторую линию обороны: мощный вал длиною 350 метров, высотой 8 метров, шириной 21 метр, глубокий ров и деревянную четырехметровую стену из толстых бревён и башен. Эта часть города получила название «Нового городища», а Старое стало рассматриваться как кремль. В 1395 году, по всей видимости, здесь строится первая каменная церковь. О её постройке и названии сообщает нам летопись: «В 6907 (1398 - А. Ш.) году, князь Михаило Александрович Тферской постави церковь камену Св. Архангела Михаила на Волзе на Городце, на реце Старице и Арсеньем епископом священна бысть Ноября в 8 день». К сожалению, более подробной информацией по истории каменной церкви Михаила Архангела мы не располагаем. Известно, что в 1609 году литовцы «пожжоща соборную церковь во имя Архангела Михаила ... разориша и множество людей посекоша». В описных книгах Степана Торбеева 1624 года и Сухово-Кобылина 1686 года о соборе Михаила Архангела ничего не упоминается, очевидно, он был настолько разрушен, что восстановить его было невозможно. В 1903 году Старицкий краевед Иван Крылов производил на месте бывшего храма археологические раскопки. Вот что он написал по этому поводу: «Собор, как показали раскопанные остатки стен, был размером: длины 31 1/2, ширины 24 аршина. Стены толщиною были в 3 аршина. Судя по трём алтарным полукружиям, собор имел три придела. Пол в соборе состоял из ромбообразных плит, под которым обнаружены погребения умерших».
Вторая каменная церковь была построена следующим тверским князем: «1403 года, князь Иван Михайлович на городке, на реце, на Старице, поставлена церковь камену св. Николы: в весне почата, а в осенине кончата и священа Ноября в 13 день». Церковь также сильно пострадала во время литовского нашествия 1609 года. В описной книге Сухово-Кобылина о церкви св. Николая говорится, что она завалилась в 1677 году. Археологические раскопки, произведённые Иваном Крылом в 1903 году, показали, что стены были следующего размера: «длина 15 1/2 , ширина 11 3/4 аршина. Стены имели толщину 1 аршин 13 вершков. Около этой церкви была найдена надгробная плита схимонахини Таисии, умершей в 1620 году... Пол состоял из 6 вершковых квадратных известняковых плит». Вообще, изучение писцовых книг XVII века проливает в свет богатейший материал по изучению истории церквей и монастырей города Старицы, которые были разбросаны по берегам рек Волги и Верхней Старицы. Они, несомненно, служат верным показателем обширности города. Многочисленность церквей и монастырей создает впечатление Верхневолжского «Китежа» на Тверской земле. Многие церковные памятники навсегда исчезли из народной памяти. Мы же попытаемся рассказатьлишь о некоторых из них, так как об этом сохранились небольшие исторические материалы.
В описной книге Сухова-Кобылина 1686 года говорится о Богословском монастыре, который располагался рядом с городом Старицей на Старом Городище. «В том же Старом Городище место церковное пусто, - писал переписчик XVII века, - что бывал монастырь Иоанна Богослова, мерою погосту в длину двадцать семь сажень, поперёк двадцать девять сажень». По мнению краеведа Ивана Крылова монастырь находился в Конькавской слободе, где ещё в начале ХХ века в огородах крестьян находилось «до 10 надгробных плит с изображением креста в виде посоха». Сведений о времени основания Богословского монастыря нет, разрушен, по всей видимости, во время литовского нашествия.
По преданию, в XVI веке царём Иваном Грозным был основан в городе Старице Вознесенский женский монастырь. В писцовой книге за 1624 год мы находим: «Церковь Вознесения Господня древян клетцки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и колокола, всякое церковное строение Государево, а церкви во дворе поп Наум Иванов». Рядом с деревянной церковью находилась могила схимонахини Пелагеи, убитой во время литовского разорения Старицы. По всей видимости, схимонахиня Пелагея приходилась матерью или сестрой первого Российского Патриарха Иова. Позднее на этом месте была построена Знаменская каменная церковь, а у могилы ежегодно служили панихиды.
В полуверсте от Половинкиной улицы, на самом берегу реки Волги, некогда располагался Никитский монастырь, разрушенный также во время литовского нашествия 1609 года. Здесь в начале ХХ века находились «могильные плиты с изображениями посошных крестов». А на самой улице до сих пор сохранился древний «столб-часовня». По преданию на этом месте была церковь во имя 6ессере6ряников Косьмы и Дамиана.
В самом же городе Старице, по писцовым книгам, мы можем выявить ещё ряд церквей. Так, в 1624 году в писцовой книге Степана Торбеева и подьячего Федора Постникова говорится: «Да на Заволжской стороне, на Вершинской горе церковь Иоанна Предтечи, да церковь Николы Чудотворца древяны клетцки, а в церквах образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение мирское, а попы у тех храмов были у Иоанна Предтечи поп Варфоломей, а убит в литовской приход, в вместо ево лежит в впусте да десять мест нищих старцев. Место церковное, что был храм Рождество Христово на берегу на реце на Волге, а у того церковного места двор попов, а живет в нем монастырской служака Михаила». Предание о том, что эта церковь когда-то была у перевоза и называлась «Михаила-Чудо» пока документально ничем не подтверждается. По свидетельству Ивана Крылова, еще в начале ХХ века на церковном месте, где был когда-то храм Рождества Христова, «до сих пор остались следы фундамента от церкви и надгробные плиты с изображением посошных крестов XV и XVI веков». На площади перед современным районным Домом культуры некогда стояла Воздвиженская церковь. Степан Торбеев в 1624 году писал по этому поводу: «Храм приходской Воздвижения Честнаго Креста, древян клецки, стоит без пения, строенье никакого нет, а у церкви место поповское и дьяконское отдает в наем». В описной книге Старицкого Успенского монастыря за 1607 год говорится: «Да в Старице на посаде Пречистыя Богородицы слободка, а в ней храм теплый Николая Чудотворца, а дворов в слободе с людьми пятнадцать». Храм был полностью разрушен во время литовского нашествия в 1609 году. Позднее Иван Крылов писал, что в 1776 году храм Николая Чудотворца был перенесен на новое место. По писцовой книге 1624 года в городе Старице была церковь «Екатерины Христова мученица, да четыре десятков мучеников стоит без пения. В такове дворе живет ево Мишка да Васка Поповы. Да посадские бобыли Тиханка Шамига, да Митрага Тулупов». По всей видимости, церковь стояла рядом с Успенским монастырём. Чуть далее монастыря, к северу, располагалась деревянная Воскресенская церковь. У Степана Торбеева читаем: «Церковь Воскресения Христова, да придел Благовещение Пречистыя Богородицы древян клецки, а в церквах образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирское, а у церкви во дворе поп Григорей».
На левом берегу города Старицы, на месте современной Александровской часовни располагалась еще одна церковь Николая Чудотворца, а на бывшем городском бульваре - деревянная церковь Параскевы Мученицы. В писцовой книге за 1624 год по этому поводу находим: «Церковь великой мученицы Параскевеи, нареченные Пятницы, до преж Бориса и Глеба, древян клецки, образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение государево, а у церкви во дворе поп Алексей, во дворе проскурница Маврица». Краевед Иван Крылов делает из этого вывод, что «Богородице-Рождественская церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевы Пятницы... Указ о постройке каменной Богородице-Рождественской церкви, вместо Пятницкой, дан Тверским Архиепископом Феофилактом в 1728 году». На месте, где сегодня располагается пожарная часть, стояла Семеновская церковь, полностью разрушенная в 1965 году. У Степана Торбеева за 1624 год читаем: «На гороцкой стороне церковь Симеона Столпника приходской, древян, шетром, а в церкви образы и свечи, и колокола, и всякое церковное строение мирское, а у церкви во дворе поп Иван». Здесь также встречались еще в начале ХХ века каменные плиты с посошными крестами XV - XVI веков. А на Петровской горе, напротив церкви «Симеона Столпника, находится старинное кладбище с остатками от фундамента здания, вероятно, церкви,» - писал исследователь Старицкой земли Иван Крылов. На Старом Городище Старицким князем Владимиром Андреевичем в XVI веке был построен шатровый собор Бориса и Глеба, который сильно пострадал в 1609 году. Вот как об этом повествует летопись: «... приидоша ко граду тому сопостатнии Литовствии вои и Русские воры, град Старицу обступиша и пожжгоша, и люди в нём мечю подклониша, и пожжгоша соборную церковь... святых мучеников Бориса и Глеба, разориша, и в них множества людей посекоша и пожжгоша...». Рядом с проходной швейной фабрики сегодня стоит Никольская, а точнее, Преображенская церковь. В писцовой книге за 1624 год находим: «Церковь Николая Чудотворца деревян клецки, стоит пусто безпения. Да посадских дворов: двор Степанки Шишина, а ныне в том дворе живет конюшенныя слободы Мишка Филиппов». Эта церковь во время литовского разорения в 1609 году была полностью разграблена. По городскому плану 1746 года рядом с деревянной церковью Николая Чудотворца стояла каменная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с кладбищем. Почему эта церковь не вошла в описание за 1624 год? Может быть она была построена позднее?
Таким образом, по имеющимся историческим источникам, нам известно, что до XVII века в городе в Старице было 4 монастыря - Успенский, Вознесенский, Богословский и Никитский, И 16 церквей - 4 Никольских храма, Михаила Архангела, Иоанна Предтечи, Рождественская, Воздвиженская, Екатерининская, Воскресенская, Ильинская, Параскева Пятницы, Семиона Столпника, Преображенская, Казанская и Бориса и Глеба. После же литовского разорения в городе Старице будут действовать один монастырь и 9 церквей.
Сегодня очень сложно представить себе, что из перечисленных храмов и монастырей, располагавшихся вокруг города Старицы, неизвестными остаются ещё около десяти. По версии дореволюционного краеведа Ивана Крылова в Старице было до 26 старинных кладбищ а они «устраивались исключительно только около церквей и, к сожалению, жители города о них в большинстве не сохранили предания». Храмы эти, преимущественно деревянные, были когда-то с любовью выстроены Старицкими зодчими-плотниками. Их возводили не просто в расчете на потребности местных жителей. Столь много храмов могло функционировать в небольшом городке только благодаря наплыву «дополнительных» богомольцев - паломников со всей Матушки Руси. Храмы украшали Старицу, поднимаясь над его жилой застройкой шатрами, главками, крестами, образуя неповторимую градостроительную композицию, составляя облик, образ города, называемым Домом Пресвятой Богородицы, в честь первого монастырского храма. Всё «духовное» тянулось в нём к небу, «материальное» пласталось по земле. Это давало средневековому горожанину главное - спокойствие, смирение и уверенность в своих силах.
(По материалам книги - А.В. Шитков. Дорога к храму. - Старица, 2004.)
(Фото. с сайта Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив "Наследие".)