Торопец - Казанской иконы Божией Матери (Введенская) церковь
![]() |
Казанская церковь, каменная. Действующая. Построена в середине 18 века. Восстановлена после пожара в 1765 (1763) году. Является единственным двухстолпным храмом в Торопце.
Имела два престола: главный - во имя Казанской иконы Божьей Матери и придельный - во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
На отдельно стоящей от храма колокольне (не coxpaнилась) висело 5 колоколов, самый большой из которых вeсил 51 пуд 13 фунтов.
В 1873 году церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башнями, в одной из которых помещалась часовня (не сохранилась). С 1876 года Казанская церковь была приписана к Никольской церкви г. Торопца.
Прихожан в 1876 году - 30 дворов (122 мужчины, 189 женщин), в 1879 году - 121 мужчина, 169 женщин.
В 1876 году собственного причта нет. В 1879 году настоятель священник Б. Пруденский.
В разные годы служили:
Свящ. Василий Варлаамович Прудинский - 1869 -
Дьякон Феодор Александрович Тихомиров - 1869 -
![]() |
|||
Казанская церковь (Введенская). Фото Б.А. Серебрякова, 1904 г. |
(По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881.)
(Фото. № 1 Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 со странички Zaharpaha Zaharpaha в Контакте.)
Построена в 1778 г.
Закрыта в 1931 г.
Вновь открыта в 1991 г.
Количество алтарей: 1
Чтимые святыни: иконы святителя Тихона, патриарха Московского, и святого Исаакия Торопецкого
Известные люди, похороненные в ограде храма: священники (данных не сохранилось)
![]() |
|||
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс. Фотограф Н.Д. Бартрам. 1912 год. |
Казанская церковь на ул.Соловьева (быв. Казанская) относится к старейшим постройкам г.Торопца. Когда и кем построен этот храм, неизвестно. Приблизительно где-то в 1763-1765 г.г, а может быть, в 1757. Снабженная двухчастной апсидой с поперечным Коробовым сводом, Казанская церковь принадлежит к редкому типу двухстолпных храмов. В плане основная часть церкви представляет собой правильный квадрат с двумя массивными столбами в центре. В нижней части столбы квадратные, толщиной почти в два метра, а выше они восьмигранные. Со столбов на стены перекинуты широкие арки, между которыми распложены своды. Световая главка, которая поставлена в центре, между столбов и которая опирается на ступенчатые арочки, освобождает внутренне пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах хорошо позволяет осветить верхнюю часть храма. Поэтому пространство церкви, кажущееся массивно-тяжелым снаружи, просторно и высоко внутри.
Казанская церковь не только отличается от других памятников города, но и является единственным двухстолпным храмом Торопца. Такие церкви встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. В 1843 г. церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башенками, в одной из которых помещалась часовня. В настоящее время на ее месте воздвигнута небольшая деревянная колокольня.
Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которые умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора — характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре — керамические изразцы. Казанскую украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов.
![]() |
|||
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фотограф Н.Д. Бартрам. 1912 год. |
Есть на посаде две церкви, до сих пор остающиеся загадкой. Это Казанская на улице того же названия (ныне улица Соловьева) и Спасо-Преображенская, также давшая имя улице (теперь улица Никитина). Обе церкви, хотя и различны по своим архитектурным формам и декору, по видимому, возникли одновременно, в конце XVII века. Загадка начинается с того, что мы не знаем точной даты их построения. Правда, есть упоминания о выдаче в Казанскую церковь в 1698 году антиминса на освящение, но была ли она каменной или деревянной – не ясно, а антиминсы в последующие годы, после бесчисленных торопецких пожаров, выдаются еще несколько раз. Все выводы о времени возникновения приделов и обстроек основаны лишь на внешних наблюдениях архитектурных форм. И если их отдельные части не вызывают сомнения в своем позднем происхождении, то завершение храма и декор, которые могли бы подсказать время построения, остаются неразгаданными. Чтобы наши дальнейшие рассуждения не казались странными, обратимся к фактам и посмотрим, с чем подчас приходится сталкиваться в определении времени возникновения здания, когда документы сообщают лишь дату строительства или ремонта, но молчат о самом характере строительства. Так, например, прототипом Казанской церкви может послужить церковь Лазаря в Суздале 1667 года или Казанская церковь в Коломенском (в Москве) 1680 года. А один из историков прошлого века, в руках которого, несомненно, было больше подлинных документов, утверждает, что она построена в 1765 году. При исследовании архитектуры первых десятилетий XVIII века постоянно приходится считаться еще с одним любопытным явлением истории. Речь идет об указах Петра I о повсеместном запрещении каменного строительства, кроме Петербурга. Допустим, что большинство строительных артелей по указу работало в Петербурге где и подготавливались их основные кадры, а оставшиеся на местах были лишены возможности заниматься своим ремеслом. Почему же после отмены указа о запрещении на местах начинают строить далеко не в лучших традициях столичного зодчества? Порой даже намечается возврат к старым формам, а зачастую их прямое повторение.
![]() |
|||
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фотограф Н.Д. Бартрам. 1912 год. |
Казанская и Спасо-Преображенская церкви – любопытный пример зданий, не раз претерпевавших изменения и имеющих множество напластований, затрудняющих датировку. Они позволяют сделать далеко идущие выводы. Если скрупулезно просмотреть все документальные источники и подсчитать, сколько раз в Торопце случались пожары, из-за которых ремонтировались храмы, то цифра получится внушительной. А сколько каменных церквей было в это время на Руси и кто же их восстанавливал после различных стихийных бедствий, если существовал строжайший указ царя? «В городах каменные старые церкви починить. И вновь возводить по рассмотрению Синодному» (из указа синода 11 мая 1722 года) – записано тогда, когда петровские указы еще не были отменены. Значит, не такие они были суровые, действовали короткое время и еще более короткое время запрещали церковное строительство. Только приняв такую точку зрения, мы можем понять, откуда в Торопце после долгого перерыва в каменном зодчестве стало возможным зарождение своей школы.
![]() |
|||
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фотограф Н.Д. Бартрам. 1912 год. |
Церкви, подобные Казанской, встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. Это вполне определенный, сложившийся в начале XVII столетия двустолпный тип здания, образовавшийся в результате поисков новых конструктивных приемов перекрытия больших площадей и освобождения внутреннего пространства от дополнительных опор для сводов. Как правило, такие церкви строились большими и высокими, иногда на подклетах, с одним или двумя приделами.
Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которое умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора – характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре – керамические изразцы. Казанскую церковь украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов. Важно надутые, толстые, розовощекие, они скорее напоминают глуповатые персонажи из сказок, нежели «стражей престола господня».
Внутреннее пространство церквей, вроде Казанской, всегда неожиданно. Массивнотяжелые снаружи, они просторны и высоки внутри. В Казанской церкви Торопца к тому же применен оригинальный прием перекрытия храма. Две арки, переброшенные со стен на высокие восьмигранные столбы, поддерживают своды и световую главку, которая поставлена в центре, между столбов, и опирается в свою очередь на ступенчатые арочки. Такая конструкция, впрочем, не нова. Она освобождает внутреннее пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах позволяет хорошо осветить верхнюю часть храма. Когда-то Казанскую церковь венчали пять глав. Четыре глухие декоративные главки, стоявшие по углам, не имели никакого значения для интерьера. Снаружи же они логично завершали всю композицию массивного здания.
![]() |
|||
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фотограф Н.Д. Бартрам. 1912 год. |
(По материалам сайта Информационный портал города Торопец и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
(Фото. № 3 - 7 со странички Zaharpaha Zaharpaha в Контакте.)