Бончарово (Бончарово погост, Бончаров погост) - Воскресенская церковь


   Погост Бончарово, от Пскова 300 верст. Входил в Холмский уезд Псковской губернии. Церковь Воскресения, каменная, трехпрестольная, построена в 1708 году.
   К Воскресенской церкви был приписан Сретенский храм в Бельково.
   Прихожан в 1876 году - 65 дворов (339 мужчин, 350 женщин), в 1879 году - 575 мужчин, 576 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник И. Плотников.
   В разные годы служили:
   Свящ. Гавриил Чистовский
   Свящ. Михаил Яновский - 1895 - 25.02.1899
   Свящ. Иоанн Орлов 28.03.1899 † 31.12.1901
   Свящ. Иоанн Ашевский 27.01.1902 - 17.03.1905
   Свящ. Всеволод Иоаннович Меньшихов 17.05.1905 - 25.09.1914
   Свящ. Николай Троицкий 21.06.1915 -
   В 1913 году служили: Священник Меньшихов Всеволод Иоаннович, псаломщик Ратьковский Михаил Иоаннович, церковный староста Панов Захарий Алексеевич.

   Церковь не сохранилась.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, сайта Архивные описи, материалам изданий Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)
    


   Бончаровцы нередко хвастают заезжим знанием своей деревни. - Та, часть, что у магазина называется Тихино-Бончарово. На горе уже Гогино-Бончарово. Граница между ними - это прудка напротив дома Петьки Полковника . . .
   Возможно старожилы по своему и правы. Только вот в документах вместо Тихино часто встречается Тюхино, а то и Тишино или Тихвино. По крайней мере открывшаяся 16 октября 1889 года школа Грамоты называлась Тишинской. Она находилась в селе Тишине в пол-версте от погоста Бончарово в доме попечительницы Елизаветы Николаевны Мейер, в замужестве Чириковой. Уроки грамоты для людей любого возраста вели священник Михаил Яновский и учительница Валентина Морозова. Использовали не только школьные учебники, но и книги духовного содержания "Житие Святого Владимира", "Житие Святых Кирилла и Мефодия", "Псалтырник", "Училище благочестия" и т. д.
   Церковно-приходская школа в Тихино-Бончарово появилась осенью 1897 года в доме помещиков Чириковых. В первый год ее посещали 23 ребенка, в том числе 4 девочки. Преподавали О. М. Г. Яновский и А. И. Афанасьева. Через три года в школе уже сорок детей, в том числе русских 36, евреев - 3, эстонцев - 1. Преподавали И. М. Орлов и А. И. Афанасьева. Кроме познания азов грамоты и арифметики велись занятия по садоводству, пчеловодству, рукоделию.
   Попечительницей Бончаровской церковно-приходской школы являлась Е. Н. Чирикова. Ее деятельность сводилась к материальным проблемам - представление помещения, для чего было выстроено специальное здание. Постоянно заботилась о том, чтобы бедные дети были накормлены, имели опрятный вид. Для ребят из дальних деревень организовала приют. На Рождество 1905 года для учеников была устроена праздничная елка с украшениями и подарками. Всего на елке побывало 103 ребенка.
   Антонина Ивановна Афанасьева преподавала почти 20 лет. В 1918 году церковно-приходские школы были ликвидированы. Вместо нее в Бончарово родилась начальная школа, где опять же уроки вела А. И. Афанасьева вместе с Е. М. Соловьевой. А. И. Афанасьева сохранила добрые отношения с Чириковыми и после появления их во Франции вела с ними переписку. Письма сельской учительницы, если они только сохранились, еще не вовлечены в историческую хронику села Бончарово.
   Несколько слов о самой церкви, ее появлении.
   "1707 год февраля 22 выданы два антиминса по благословенной грамоте в Казаринскую волость в село Бончарово в новопостроенную церковь во имя Воскресения Христова, да в приделе св. мученицы Параскевы, того же города /Торопца Ю. Г./ церкви Воскресения Христова дьякон Константин актимин взял и расписался". Непонятное для многих слово антимин обозначает освященный платок с изображением положения во гроб Иисуса Христа. Кладется на Церковный престол для Таинства Святого Причащения -Евхаристим. Является обязательным для каждой церкви.
   Одно время Бончаровская церковь Воскресения Христова состояла в одном приходе с Бельковским храмом Сретения Пресвятой Богородицы и считалась главной. Но и к приписному Бельковскому храму относилось 28 деревень и 800 душ обоего пола. К тому же церковной земли в Бельково было куда больше, чем в Бончарово: 149 против 36 десятин. В 1884 году священником Бельково-Бончаровского прихода назван Василий Ветошкин, а в 1886 - ом Павел Дубровский.
   Чириковы постоянно попечительствовали над храмом. Вот только два примера. В 1897 году церковным старостой Воскресенской церкви погоста Бончарово утвержден помещик села Тихино-Бончарово А. Г. Чириков. Одновременно владелец села Гогино-Бончарово капитан 1-го ранга Сергей Николаевич Чириков отметился богатым пожертвованием. Для храмовой иконы Божией матери он приобрел серебряную ризу стоимостью в 576 рублей.
   Мне удалось выявить всех заведующих Бончаровской церковно- приходской школой. Это священники Михаил Яновский, Николай Черепнин, Иоанн Орлов /по 31. 12. 1901 г / Иоанн Ашевский /1902-1905 г.г./, Всеволод Меньшиков и с 4 мая 1915 г. по 21 февраля 1917 года Николай Троицкий. Из псаломщиков долгое время: с 26 апреля 1900 г. по 4 марта 1915 года служил Михаил Ратьковский, а 31 мая 1917 года к исполнению обязанностей приступил Яков Минин. Из церковных старост я уже называл фамилию А. Г. Чирикова. До него с 1894 года одно трехлетие старостой был Афанасий Игнатов из деревни Бандово. В 1910 году должность принял Захарий Панов из Артемкино, и в 1913 году Иван Тимофеев из Дроздово.
   Возможно, последним священником Воскресенского храма был Александр Александрович Любосветов, 1894 г. р. с женой Домной Илларионовой, 1902 г. р. По рассказам старожилов А. А. Любосветов потом работал счетоводом в колхозе "Красный Блазновец" и умер в войну. После закрытия церкви 6 мая 1930 года "покинул временный любительский религиозный культ" и дьячок Владимир Худяков. Обращался к властям с просьбой восстановить его в правах. Пострадал и крестьянин деревни Островково Иван Поляков. "В силу своего положения в мае 1928 года временно, по просьбе прихожан Бельковского религиозного общества исполнял должность псаломщика, и хотя, я и малограмотный, но был певчим на клиросе". В Белькове тогда в церкви Сретения Пресвятой Богородицы служил о. Павел Овчинников, 66 лет. Лишен избирательных прав вместе с женой Анной.
   Как рушили Бельковский храм - не знаю. Про гибель Бончаровской церкви что-то осталось в памяти М. М. Силивеевой.
   - Начали с колоколов. Сбрасывать их стали. Затем ухватились за древний иконостас, стали его раскачивать, пока иконы не посыпались. Сбрасывали на пол деревянные подсвечники, деревянное паникадило, раскладные аналои. Поднимать ничего не разрешали. Колокола и еще церковную посуду, одеяния погрузили на телегу. Увезли то-ли в Холм, то-ли в Торопец . . ."


         СВЯЩЕННИК ВСЕВОЛОД МЕНЬШИКОВ.

   На обороте одной редкостной фотографии сохранилась четкая надпись черными чернилами: "Дорогим Папе и Маме Торопецким на добрую память от Всеволода и Оли. 1907, 10 июля. Бончарово".Под надписью эллипсоидный штамп: "Фотография С.К. Горького, г. Торопец, Псковской губернии".
   Прислал мне эту фотографию племянник бончаровского священника отца Всеволода Николай Иванович Меньшиков, ныне житель г. Санкт-Петербурга. Он же сообщил, что на снимке слева Всеволод Иванович Меньшиков, справа его супруга Ольга Ивановна /в девичестве Троицкая/, родителям которой и посвящена подпись. Между о. Всеволодом и матушкой Ольгой на высокой полдставке сидит их годовалый сын Николай.
   Я увлекся судьбой о. Всеволода после встречи с Лидией Ивановной Никитиной. Потомственная торопчанка говорила о нем с теплом и искренней любовью. Попросил Лидию Ивановну изложить воспоминания письменно, что она и сделала довольно обстоятельно. Цитирую из письма самое существенное.
   "Помню о. Всеволода как прекрасного , доброго батюшку /так его все называли/. Когда о. Всеволод утром щел на службу в храм Жен-Мироносиц, он встречался мне по пути в школу. Возлагал на мою голову руку - благославлял. Из глаз его будто лучился небесный свет.Мы, дети /а я 1922 г. р./, окрыленные его благословением, радостно спешили в школу. Он был среднего роста. Красивые, волнистые, темные волосы ниспадали на плечи. Летом ходил в рясе с крестом на груди. В церкви служил один. На клиросе пела его матушка Ольга Ивановна и торопчанки Ольга Степановна Покровская и Лидия Александровна Любосветова. После службы о. Всеволода обступали нищие и он раздавал им все из своих карманов . . . Иногда он ночевал у нас. Мы с мамой обитали тут же при кладбище в небольшой сторожке. Тогда о. Всеволод рассказывал как его арестовывали советские власти два или три раза . . ."
   Теперь приведу документальные выписки из разных источников. Всеволод Иванович Меньшиков из семьи потомственных священников. Его дед Спиридон Емельянович служил во многих церквях Торопецкого уезда. С 1838 по 1846 год преподавал в Торопецком духовном училище. Затем с 1846 по 1849 год священник Корсуно-Богородицкого собора в Торопце. Умер 30 августа 1850 года и погребен в Торопце на кладбище Возстань.
   Отец Всеволода Ивановича - Иван Спиридонович Меньшиков скончался 6 февраля 1917 года в сане священника погоста Манушкино - Шейно. Всеволод Иванович был крайне духовным человеком. Прекрасные способности и трудолюбие помогли юноше поступить в Московскую Духовную Академию. По неизвестным причинам был из нее отчислен и с 9 сентября 1904 года определен на псаломнищеское место в Покрова - Никольскую церковь г. Торопца, а с 17 мая 1905 года он уже настоятель в погосте Бончарово. При нем храм украсился новыми иконами, но в октябре 1909 года подвергся воровскому налету. Крестьянин Евгений Алексеев из Княжесельской волости и его соучастники Василий Ананцев и Яков Тиханов из Загорской волости ночью проникли в церковь, забрали деньги и несколько икон. Злоумышленники были задержаны и получили в наказание от 6 месяцев до года тюрьмы.
   6 мая 1913 года пастырь отмечен наградой - скуфьей. В сентябре 1914 года Всеволод Иванович Меньшиков переведен в город на место законоучителя в Торопецкую женскую гимназию, выпускницы которой получали право на преподавание в начальных классах. Педсовет гимназии выдавал соответствующее удостоверение, которое первым подписывал о. Всеволод Меньшиков, а уж затем и другие преподаватели. Несколько таких удостоверений попали в Торопецкий архив. В 1916 году коллегами В. И. Меньшикова состояли: священник А. Ратьковский и преподаватели В. В. Павлов, Е. Тернроз, Е Рябова, Е. Тихомирова, О. Воскресенская, Н. Ивановская, М. Кашутская.
   После революции о. Всеволод жил в районе улиц Большой Новинки и Монастырской. Вел службу в Успенской церкви. Его зажигательные проповеди о смысле человеческой жизни, борьбе добра и зла пользовались необычайной популярностью и человеческой симпатией. Отец Всеволод заходил в больницу, где утешал больных, причищал умирающих, за что получили строгое предупреждение фельдшер М. А. Жеребцова и медсестра Лунд. Духовная дочь о. Всеволода учительницафранцузского языка (!) школы II Ступени Вера Николаевна Крыжановская пошла еще дальше. На своих уроках читала детям выдержки из Евангелия и молитвы. Естественно, советским властям деяния о. Всеволода и его последователей не нравились. О. П. Усова - выпускница 1926 года школы имени Л. Н. Толстого вспоминала много позже.
   - В церковные праздники церкви Торопца обильно украшали цветами. На Пасху по всему городу раздавался колокольный перезвон. Но священников уже преследовали. Помню, как ломился собор на прощальной службе и проповеди отца Всеволода - самого уважаемого и незаурядного священника перед его высылкой...
   Николай Иванович Меньшиков подослал мне и справку УФСБ по Тверской области за 26 октября 2000 года. В ней читаем. "Ваш дядя Меньшиков Всеволод Иванович 1883 года рождения уроженец с. Ихино Торопецкого района, по происхождению из духовенства, окончил духовную семинарию. В 1924 году будучи священником кладбищенской церкви г. Торопца осужден за контрреволюционную деятельность на 2 года лишения свободы. В 1931 году Меньшиков В. И. вторично судим за контрреволюционную деятельность и был отправлен в концлагерь сроком на 3 года. В 1934 году после отбытия наказания, вернулся в Торопец, где являлся священником Мироносецкой церкви. 23 июля 1937 года арестован Торопецким РО Управления НКВД СССР по Калининской области по обвинению в антисоветской агитации. Решением Тройки УНКВД по Калининской области от 31 августа 1937 года был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 31 августа 1937 года. По заключению Тверской областной прокуратуры от 31 июля 1989 года Меньшиков В. И. реабилитирован..."
   У Веволода и Ольги Меньшиковых родилось пятеро детей: Николай, Валентина, Сергей, Юрий и Евгений. Самый старший Николай, 1906 г.р. уроженец Бончарово, профессии отца не изменил, стал псаломщиком одной из Торопецких церквей. Летом 1926 года сопровождал в поездке по Холмскому уезду епископа псковского Макария /Звездова/. 26 июля 1928 года Великолукской коллегией ОГПУ по ст. 58 п. 10 и п. 11 Уголовного кодекса осужден /выслан/ в Сибирь сроком на 3 года. По неподтвержденным сведениям Николай Всеволодович Меньшиков умер в блокадном Ленинграде в 1942 году. Судьба остальных детей осталась непрослеженной.
   В конце этого краткого экскурса в прошлое отмечу, что у В. И. Ментшикова были и собственные печатные публикации периода его деятельности в Бончарово. Некоторые из них мне удалось обнаружить. В. И. Меньшиков не публиковался на страницах уездной партийной газеты "Светоч". Но редакция священника не забывала, называя его одним из самых популярных проповедников православной Веры в Торопце.

   Ю.Г. Попов.

   
     (По материалам издания Ю.Г. Попов. Плоскошь. Бончарово. Княжьи села... Путешествия краеведа по населенным пунктам Плоскошского сельского административного округа Тверской области. - Торопец, 2004. с сайта Торопецкая Централизованная Библиотечная система .)

    


Посмотреть всю карту