Воронцово - Благовещенский собор Воронцовского Благовещенского монастыря
Местечко Воронцово до революции входило в Холмский уезд Псковской губернии.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Заложен 27 июня 1910 года «в память основателя Воронцовской обители святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Чудотворца». Строился на «собственные средства крестьянина Ярославской губернии Василия Федоровича Пустошкина и некоторых других дарителей».
Имел 4 престола (четвертый в нижнем, подвальном этаже храма). На примыкавшей к собору колокольне висело 9 колоколов. Самый большой из них, весом 126 пудов 30 фунтов, был приобретен на средства разных благотворителей, а остальные, по просьбе о. Иоанна Кронштадтского, подарила монастырю московская купчиха Оловянникова.
Закрыт в 1937 г.
Вновь открыт в 2001 г.
Количество алтарей: 3
Настоятель: священник Молотков Сергий Евгеньевич
Воронцовский собор почему-то не включен ни в одну из последних имеющихся книг о Торопце и его окрестностях, нет о нем сведений и в нашем краеведческом музее.
Расположен собор в километре от Уварова, в местечке Воронцово, ныне безлюдном и лесистом. Среди леса и золотятся то тут, то там, сохранившейся позолотой пять его куполов. Построен собор по документам в конце XIX- начале XX века (старожилы утверждают — в 1907 году) как одна из составных частей Воронцовского монастырского комплекса, куда входили также кельи и валунная ограда с воротами. Кельи и валунная ограда не сохранились (валуны с ограды к 900-летию Торопца успешно перевезли в город и произвели из них ряд кладок, ни исторических, ни архитектурных ценностей не представляющих), часть ворот еще есть.
Возвышается среди леса и собор — кирпичный, пятиглавый, четырехстолпный. С западной стороны к нему примыкает паперть. Над папертью звонница. Наличники окон обрамляют сразу два окна с двойными металлическими фигурными переплатами. Вход в церковь был когда-то украшен порталом с навесными дверями. Здание стоит на подклети с железобетонными перекрытиями. Внутри никакой отделки интерьеров не сохранилось, разве что покрывающая полы белая и голубая шестигранная метлахская плитка, которая осталась цела и невредима даже после неоднократного пребывания в храме Божьем гусеничного трактора — многие годы собор использовался как зернохранилище, зерно же туда ввозили, разумеется на тракторах. Здание построено добротно, на века. Если встать внутри него по центру и, запрокинув голову, посмотреть вверх, зрелище, надо сказать, впечатляющее. На уровне второго этажа сохранились настилы, где располагались хоры. Туда и выше, в звонницу, ведет боковая лестница, по которой ходить намного безопасней, чем по лестницам наших родных пятиэтажек. Смельчаки, минуя звонницу, случается, и сейчас забираются на купола. Говорят, вид на окрестности оттуда необыкновенный. По куполам во время Великой Отечественной войны били из всех видов орудий и немцы, и наши, поэтому на всех пяти остались отметины.
Валунная ограда, которой был обнесен собор и кельи, заслуживала особого внимания необычной техникой исполнения. Снаружи валуны были гладко отесаны и уложены в раствор, образуя красивую цветовую гамму, заканчивающуюся кирпичной кладкой. Карниз над оградой тоже был кирпичный, из кирпича сложены и ворота с проездной аркой и двумя калитками по сторонам.
Вблизи собора на территории монастыря сохранился лаз в подземный ход, выложенный кирпичом, который выходит на берег р.Куньи. Использовался он то ли для оттока вод из подвалов близлежащий зданий, то ли указывал на стратегическое значение монастыря, то ли выполнял еще какие функции. Так, местные старожилы утверждают, что подземный ход этот без дела не стоял — монастырь был все же женский.
На сегодняшний день, по оценкам архитектора А.А.Галашевича, сделанным в 1972 г. Воронцовский собор архитектурно-художественной ценности не представляет. Однако из Санкт-Петербурга приезжали специалисты, осматривали собор, говорили, что таких архитектурных сооружений на территории царской России было всего три, что собор представляет не только архитектурную, но ми историческую ценность. Неподготовленное воображение затерявшийся в глуши Воронцовский собор поражает. И если не художественно-архитектурным стилем (хотя современные «памятники» строительства ему и в подметки не годятся), то уж добротностью строений и профессионализмом мастеров наверняка.
(По материалам издания Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., информационного портала города Торопец, официального сайта Тверской епархии.)
В ПАМЯТЬ О СВЯТОМ
В конце XIX века две пожилые сестры-дворянки решили отдать свое имение Воронцово под устройство женской монашеской общины. За благословением и помощью пошли к отцу Иоанну Кронштадтскому, в Петербург. Святой не просто благословил строительство монастыря – он лично взялся за устройство новой обители, называл монастырь своим «любимым детищем».
С Воронцовским Благовещенским монастырем связано еще одно известное имя: первой игуменьей монастыря, руководившей всеми строительными работами, была Таисия Леушинская. Дальняя родственница Пушкина, блестяще образованная, глубоко верующая женщина основала и восстановила множество монастырей. Ее называли Великой Игуменьей, но, по выражению ее духовного наставника отца Иоанна Кронштадтского, у Таисии Леушинской было «пять талантов» – в том числе талант поэтический и музыкальный.
С удивлением я узнала в свое время из исторической справки, что Воронцовский Благовещенский монастырь имел подворье в Петербурге, построенное на средства все того же отца Иоанна Кронштадтского. В отличие от самого монастыря подворье сохранилось до сих пор: в одном здании жильцы, в другом оборудован спортивный зал.
Отец Иоанн Кронштадтский успел освятить место, где планировалось возвести Благовещенский собор. Но сам храм святой не увидел – он умер в 1908 году. Строительство собора обрело новый смысл – то была память об Иоанне Кронштадтском. Деньги на строительство собирали всем Петербургом. Проект делал столичный архитектор, кресты, гранитные плиты для облицовки, каркасы куполов, рамы, керамическая плитка для пола – все это везлось из Петербурга. А вот кирпичи изготавливались на месте. Не будем забывать: вокруг – глухой лес, так что до сих пор непонятно, как к месту строительства привозили материалы. Построить пятиглавый собор – огромный даже по городским меркам – в глухом лесу было непросто. Работы продолжались три года, было потрачено два миллиона рублей. Собор освятили в 1919 году – когда в стране уже случилась революция, бушевала Гражданская война, а вера уже была в загоне. В 1925 году собор был закрыт. Одно время в нем располагалось зерно-хранилище. Потом храм просто бросили без присмотра в лесной глуши.
ОТКРЫТИЕ ИСТОРИКОВ
Краеведы, историки и искусствоведы вспомнили о Воронцовском соборе не сразу. А когда добрались до поляны в лесной глуши, вгляделись, вчитались в документы, ахнули. Оказалось, что торопецкий храм чуть ли не последний, построенный в России до революции. И уже поэтому нуждается в особом статусе, в охране со стороны государства. В 2003 году собор был признан памятником архитектуры федерального значения. Так сама история посрамила «знатоков», которые десятилетиями не желали и слышать о Воронцовском Благовещенском соборе, кивая на «низкую художественную ценность».
История посрамила и тех, кто боролся с народной памятью, вытравливал из нее имена почитаемых святых. Иконы с изображением отца Иоанна Кронштадтского можно встретить во многих российских домах, не говоря уже о храмах. «Любимое детище» святого – Воронцовский собор – потихоньку восстанавливается. Как в начале прошлого века, деньги собираются всем миром, и в числе жертвователей, как и десятилетия назад, – жители Северной столицы. Приобрести купола помогло руководство региона. В расчистке территории помогали местные жители и школьники. Духовная жизнь в глухом уголке торопецкого края возрождается. Немалая заслуга в этом – настоятеля Воронцовского собора, отца Сергия Молоткова. Отец Сергий – автор многочисленных книг, популярных у верующих: «Практическая энциклопедия «Основы правильной духовной жизни», двухтомник «Жемчужина отцов», «Практическая энциклопедия православного христианина», «Практическая энциклопедия: православие от А до Я». Они выходили огромными тиражами. В списке трудов отца Сергия Молоткова есть и книга о святом Иоанне Кронштадтском – человеке, благословившем строительство собора, в котором сейчас служит отец Сергий. При желании в этом можно обнаружить духовную преемственность, промысел Божий.
В начале прошлого века на освящении Воронцовского собора отец Иоанн Кронштадтский, как всегда, произнес яркую проповедь. Он сказал: «Для чего строятся храмы? Храмы Божии созидаются и освящаются для нашего освящения и обновления…» История Воронцовского собора, построенного в смутные времена, долгие годы находившегося в забвении, но вновь ставшего оплотом веры, – лучшее подтверждение правоты Иоанна Кронштадтского.
Юлия ОВСЯННИКОВА
(По материалам сайта Тверская жизнь.)