Красноселье (Княжее Село погост, Княжье Село погост, Княжеселы погост, Княжи погост) - Михаила Архангела церковь
Погост Княжее Село, от Пскова 300 верст, входил в Холмский уезд Псковской губернии.
Церковь святого Михаила Архангела, каменная, действующая. Построена в 1861 году (на внутренней стене колокольни надпись 1881) тщанием действительного тайного советника Федора Петровича Корнилова (бывшего одно время Губернатором г. Mосквы). На кладбище, рядом с храмом, сохранилась гробница помещиков Корниловых.
Имеет два престола: главный во имя Архистратига Михаила, придельный во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Причт до революции состоял из священника и псаломщика. Цepковной земли - 59 десятин. При храме действовала цepковно-приходская школа.
Церковь была закрыта в 1937 году и разрушалась. В 1998 году началось ее восстановление, которое происходит под руководством настоятеля храма о. Андрея Молоткова. Два новых колокола, подаренных храму, были отлиты на Балтийском заводе г. Санкт-Петербурга.
Прихожан в 1876 году - 122 двора (368 мужчин, 384 женщины), в 1879 году - 597 мужчин, 620 женщин.
В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Е. Троицкий.
В разные годы служили:
Свящ. Григорий Истоминов
Свящ. Николай Александрович Троицкий - 1886 † 20.10.1897
Свящ. Василий Покровский 06.11.1897 -
Свящ. Николай Павлович Кунин 24.07.1909 - 1913 -
Дьякон Владимир Колосов 09.07.1913 - 04.03.1915
В 1913 году служили: Священник Кукин Николай Павлович, псаломщик Троицкий Николай Николаевич, церковный староста Панов Василий Никанорович.
ГАПО Ф. 755, 8 ед. хр.‚ 1782—1830, 1844, 1898—1912 гг, оп. 1.
Первоначальная дата постройки церкви неизвестна. Вновь построена в 1861 г. на средства действительного статского советника Ф.П. Корнилова вместо ветхой деревянной. Здание церкви каменное с пристроенной каменной колокольней, два престола: главный - Архистратига Михаила (освящён в 1888 г.)‚ придельный — Преподобного Сергия Радонежского (освящён в 1864 г.). По штату 1876 г.: священник и псаломщик.
В приходе действовали три школы: земская и женская церковно-приходская одноклассная в Княжьем Селе, земская в д. Гришино.
Ближайшие церкви: Воскресенская погоста Бончарово, Тихвинская погоста Канищево, Воскресенская погоста Манушкино Торопецкого уезда.
На основании имеющихся документов проследить историю церкви после 1917 г. не представляется возможным. В настоящее время является действующей.
Церковные документы: Исповедные росписи церкви (1799—1830). Книги записи брачных обысков (1802—1819, 1898—1910). Книги записи расхода денежных сумм.
(По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913., Государственный архив Псковской области. Путеводитель в двух томах (Том 1). – г. Великие Луки, ООО «Великолукская городская типография», 2011.)
(Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова.)
Церковь Архангела Михаила расположена при въезде в д. Красноселье и является действующей к 2006 году уже около шести лет. Когда-то, как и многие церкви Торопецкого района, заброшенная, теперь она украсилась новыми куполами, колоколами. Восстановили ее "всем миром". Работа была продерана очень большая. Предстоит еще внутренняя отделка.
Поражает вырезанный в человеческий рост из цельного дерева образ Святителя Николая. Выполнил работу торопецкий мастер Борис. Другим мастером из п.Плоскошь ранее была вырезана скульптура преподобного Нила.
Жительница Твери нашла в родительском доме на чердаке под толстыми слоем опилок старинные иконы и принесла их в дар церкви.
Настоятелем в церкви является отец Андрей (в миру Андрей Молотков). Этот мужественный и мудрый человек вместе с женой и детьми восстанавливает деревенский храм и проводит там службы. Народ в деревне преимущественно опустившийся и отцу Андрею стоит больших сил нести Божье слово и личным примером (отец Андрей, чтобы прокормить семью, заготавливает лес) побуждать народ к созидательному труду. Отец Андрей благодарен всем людям, кто принимает участие в благом деле - восстановлении церкви. Он надеется довести все до конца, чтобы красота этого храма еще много лет наполняла сердца людей великой духовной радостью.
Приступив к опыту исторического, а вернее краеведческого исследования Княжьих Сел, я не могу не вспомнить своего познания местной церкви. Церковные реалии создавали ощущение движения времени и ходе истории, а энциклопедические справки дополняли их восстановление из небытия. Возможное начало одной из подобных справок открылось в таком старинном труде, как "Торопецкой десятины жилые данные церкви", М., 1908 г. В свое время я внес из него в свою черновую тетрадь такие строки.
"190 /1682/ год. Февраль 21 по помете на выписке дьяка Перфилья Семенникова велено с новопостроенныя церкви арх. Михаила, которую построил торопчанин Сергей Скворцов в Торопецком уезде в Казар. волости в своей вотчине в сельце Княже, на которую вновь положено дани по сказке Сергея Скворцова с дворов, с попова, с дьячкова, с просвирни., да с приходских с вотчин, с 15 дворов крест, молотчих, с 12 дворов бобыл, да с церковные земли по памяти из поместного приказу за подписью дьяка Бориса Протопопова 189 /1681/ г. генваря 4, которую к той церкви попу с причетники дал на прокормление Сергей Скворцов пустошь Дороховскую Мартьяново, что ныне словет Коколово, да пустошь Тяполово заселище Наставкино тож с 15 чети в поле а в дву потомуж, с сенного покосу с пожен Рубелов да с Подлипья на реке на Сереже с 20 копен дани по указанной статье 23 ал. с деньгою заезда гривна и те данные деньги с заездом и казенные пошлины и десятильнич доход по указу по нынешней по 190 г. /1682/ принять, а на тое новопостроенную церковь дать освященную грамоту. Марта в 11 день с тоя церкви дани 23 ал. С деньгою заезда гривна взято, платил Сергея Скворцова человек Иван Астафьев, принял Ивашко Василков.
1721 г. февраля в день запечатан указ о строении церкви по челобитью Митрофана Григорьева сына Скворцова велено ему в селе Княже построить к старой церкви арх. Михаила придел теплый во имя Николая Чудотворца, пошлин гривна."
При чтении отрывка в голове некий сумбур и смешение леточислений. Орфография языка своеобразна, но золотые зерна истории на лицо. В 1682 году в Княжем Селе уже высилась церковь во имя Архистратига Михаила. Построил ее торопчанин Сергей Скворцов. Его родственник дворянин Митрофан Скворцов в 1721 году пристроил к храму теплый придел во имя Николая Чудотворца.
Старый вояка, капитан выборных рот Митрофан Григорьевич Скворцов сделал село Княже центром своего имения. В 1704 году здесь у него родился сын - крепыш Никифор, который начал службу гренадера в гренадерской роте Преображенского полка. В 1738 году произведен в капралы и каптенормусы, а через год в сержанты. 31 декабря 1741 года как участник воздвижения на престол Императрицы Елизаветы Петровны пожалован в вице - сержанты Лейб - компании и получил 50 душ крепостных в Пошехонье. Кроме того, удалившись на покой, унаследовал от отца 60 душ в селе Княжем и деревне Починок Торопецкого уезда. Был грамотным, "умел писать". Из его детей известны сыновья Андрей /1726 г. р./, Степан /1731 г. р./, Иван /1735 г. р./. Андрей Никифорович Скворцов в 10 лет отдан отцом в Преображенский полк, в 16 лет уже гренадер. В 1750 году поручик Ростовского драгунского полка. Степан учился в Смоленской школе русскому и латинскому языкам.
Скворцовы славились силой, ростом и бравым видом, за что всегда попадали в гренадерский Преображенский полк. В Торопецком уезде Скворцовы были "кучно посеяны". В 1757 году за Богданом, Иваном, Василием первым и Василием вторым закреплено 93 души крепостных. Род Скворцовых был всегда на виду, достиг больших высот на государственном уровне и о нем можно составить увлекательную повесть. Я же вспоминаю этих дворян в связи с заботами о Княжесельской церкви, а также попечительством о других торопецких церквях.
Остается обязательным сказать, что торопчане стабильно и регулярно поставляли Отечеству военных защитников. Называю имена наших славных предков: Ладыженские, Тимирязевы, Шаховские, Челищевы, Глазовы, Кушелевы и многие, многие другие.
Исходя из записи на надгробной плите Феодосия Лаврентьевна Скворцова была супругой Якова Алексеевича Корнилова. Род Корниловых в дальнейшем попечительствовал над храмом. Клировая ведомость церкви Архистратига Михаила в селе Княжье за 1914 год богата историческими фактами. Перестроил храм в 1861 году действительный тайный советник Федор Петрович Корнилов /1809 - 1895/, о котором я уже рассказывал в зарисовке "Княжесельские грезы". Добавлю только, что он был холост и потомства не оставил.
Зданием церковь каменная, на каменном фундаменте. Колокольня также каменная в одной связке с церковью. Престолов в церкви два: главный во имя святого Архистратига Михаила, второй во имя преподобного Сергия Радонежского. Расположена в 25 верстах от местного благочинного в погосте Ровное.
Около церкви возведена церковно-приходская школа. Она в хорошем состоянии, состоит из классной комнаты, теплого коридора, квартиры учительницы и кухни, приспособленной к ночлежному приюту для учениц. В церковной библиотеке находится книг для чтений до 411 названий, самого разнообразного содержания. Открылась Княжесельская женская одноклассная церковно-приходская школа 2 октября 1902 года с уклоном на рукоделие. Заведующим и учителем назначен священник Василий Покровский. Учительницей утверждена выпускница Псковского епархиального женского училища Зинаида Покровская. В разные годы здесь обучалось от 20 до 30 девочек.
В 1874 году за отличную и усердную службу священник погоста Манушкино Петр Сацеродотский отмечен наградой - скуфьей.
Из священников церкви удалось установить имена Григория Истомина, Николая Троицкого, Василия Покровского, Николая Кукина. Последний родился в 1888 году. Выпускник Псковской духовной семинарии. 24 июля 1909 года назначен в священники Михайло-Архангельской церкви. Одновременно законоучитель Княжесельской и Гришинской земских школ, заведующий и учитель церковно-приходской школы. Отец троих детей: Галины /1908 г. р./, Валентины /1909 г. р./, Николая /1912 г. р. / . К 1914 году овдовел.
В Княжесельском приходе учтено до 36 деревень, расположенных на растоянии до 10 верст от села. Это Болышево, Базлово, Вревевицы, Валаево, Говорухино, Горнее, Гришино, Железница, Ламки, Лезково, Михалево, Новое, Носково, Кузеино, Костюки, Парушево, Луки, Петрушино, Ромаши, Рогаткино, Савино, Сергеево, Свинари, Середохино, Тяполово, Тапешкино, Усово, Шилово, Потекаево /Андреевское/. Население 690 мужчин и 766 женщин, объединившихся в 210 хозяйств, в том числе крестьянских 200 хозяйств /1415 человек/, дворянских 2 хозяйства /3 человека/, мещан 5 хозяйств /27 человек/ и духовного звания 3 хозяйства /11 человек/.
Из псаломщиков укажу на Николая Троицкого, Исаакия Дориомедова, Николая Успенского и Николая Беллавина, покинувшего первый курс Псковской Духовной семинарии в 1915 году. Из церковных старост удалось установить имена Василия Андреева /до 1910 г./, Василия Панова /до 1913 года/, Нила Снегирева / до 1916 г./
После революции фамилии духовных пастырей начинают растворяться. Они не появляются в печати, и узнать их можно только через архивы. Так были лишены избирательных прав: в 1924 году Василий Хорьков /1878 г. р./ и его жена Анна, в 1927 году Лисин Иван с женой Анной, в 1928 году Николай Беллавин с женой Александрой. Хорьков Василий Лазаревич нес свой крест до полного закрытия церкви в мае 1929 года.
Открываю вторую запись беседы с Анной Андреевной Парышевой - Сиреневой.
- Лисина прислали из Холма на место Кукина. У Кукина я успела многому научиться. Ходила в церковь. По четвергам он собирал нас девочек и учил как хорошо петь, как себя вести в храме, дома и на людях. На Кукина шло основное давление властей. Примерно в 1925 году в клубе собрание состоялось. На сцену вышел священник:
- Это заблуждение, что верующих притесняют. Люди на этом воспитаны . .
Но договориться с властями не удалось. Кукин покинул Княже Село. Официальные источники более жестко подошли к этому случаю. Газета "Сычка" /г. Холм/ 17 марта 1925 года в заметке "Прозревший" сообщила. "Священник погоста Красноселье Советской волости Кукин Николай не пожелал больше застилать головы крестьянских масс религиозным дурманом. 15 февраля, собрав церковный приход, заявил, что ...снимает с себя оболочку религиозного самодурства. Вслед за Кукиным отреклись от должностей псаломщик и церковный староста. Не устоял и сторож - отказался сторожить бесполезное народу здание . . . Теперь, когда Советская власть взялась за просвещение деревни, распространяющим религию стало не по себе. И лучшие из священников чувствуют себя неудобно в этой должности. Ибо сами начали создавать, что их деятельность не приносит народу никакой пользы, а наоборот вредит делу просвещения. Середняк".
Брат Анны Андреевны - Алексей Андреевич Парышев, еще один долгожитель села. Родился в 1915 году.
-Мне было 15, когда собрались церковь закрывать. Двенадцать колоколов сияли. Звонарь Василий Гусев с ними попрощался. Самые ценные иконы увезли в Холм, а храм закрыли на замок. Здание не трогали, оно так и стояло с крестами под железной крышей. Засыпали в него зерно. Уцелела святыня и при немцах, заглянувших в нее в поисках колхозных запасов. . .
22 мая 1941 года плоскошская газета "За коммунизм" в заметке "Церковь под клуб" сообщила. "Члены колхоза "8 марта" Красносельского сельсовета на общем собрании единодушно решили просить исполком райсовета разрешить использовать помещение бывшей Красносельской церкви под клуб".
В 1968 году памятник архитектуры обследовали архитектор А. А. Галашевич и В. Д. Филиппов из центральной научно-реставрационной мастерской. Техник И. В. Зосимова отметила.
"Церковь выстроена из кирпича и оштукатурена. Архитектурные формы здания решены в электическом псевдорусском стиле. Архитектурно-художественной ценности здание не представляет. Основные конструкции в хорошем состоянии. Используется под склад зерна. Сохранились иконы и иконостас. Иконостас одновременный постройки церкви. Иконы поздние. Литературных сведений и архивных материалов не обнаружено".
Вот так архитектурное наследство наших предков осталось невостребованным. Представителю русского искусства не нашлось и места в книге А. А. Галашевича "Торопец и его окрестности" /М., 1972, 135 с./
Божий храм мужественно боролся за право на существование более 50 лет. Однако с перестройкой справиться не мог. Общественного зерна не стало. Кратковременное вхождение в роль клуба и кинотеатра не удалось. Потом исчез замок, и в алтарной части появились раскопы черных следопытов, а сама церковь стала притоном малолетних и великовозрастных группировок. Пили, курили, балдели и в конце концов доигрались до алого полыхания пламени, в котором погибли последние лики святых угодников. Выгорел пол, частично потолок, покосились главки крестов. И никакого смущенного, извинительного отношения. Что было, то было. Порушены фермы и склады, исчезли мастерские, заправки, лесопилка советского строительства. Новый двухэтажный дом со всеми удобствами раскурочили напрочь. Чего уж тут страдать о божественном знаке нашей древней Отчизны.
Ю.Г. Попов.
(По материалам Информационного портала города Торопец и издания Ю.Г. Попов. Плоскошь. Бончарово. Княжьи села... Путешествия краеведа по населенным пунктам Плоскошского сельского административного округа Тверской области. - Торопец, 2004. с сайта Торопецкая Централизованная Библиотечная система .)
(Фото. № 2 Дмитрия Кариха с сайта Информационный портал города Торопец.)