Хворостьево (Хворостиво, Хворостьево погост, Хворостьева погост) - Троицкая церковь
Погост Хворостьево, от Пскова 365 верст. До революции входил в Торопецкий уезд Псковской губернии.
Церковь Святой Троицы. Каменная. Построена в 1821 году «тщанием и на средства адмирала флота, кавалера ордена Александра Heвского, вице-президента Адмиралтейств-коллегии графа Григория Григорьевича Кушелева», в имении cвoeгo зятя князя А.А. Лобанова-Pостовского.
Имела четыре престола: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы и придельные - во имя Казанской иконы Божьей Матери, во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Hepукотворного Образа Спаса. На колокольне висело 6 колоколов разной величины.
К храму была приписана деревянная, однопрестольная цepковь в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива, находящаяся неподалеку на кладбище, построенная в 1764 году помещиком И.С. Челищевым (не сохранилась).
В Троицкой церкви сохранились росписи с изображением святых апостолов. В деревне остались старинные постройки и парк имения князей Лобановых-Ростовских.
На кладбище в Хворостьево стояла деревянная однопрестольная церковь Самона и Авива. Построена в 1764 году.
К Троицкой церкви была приписана Богоявленская церковь погоста Псовец.
Прихожан в 1876 году - 173 двора (451 мужчина, 535 женщин), в 1879 году - 497 мужчин, 587 женщин.
В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Н. Паршин.
В разные годы служили:
Свящ. Николай Паршин - 1870 - 28.02.1901 зшт † 30.08.1905
Свящ. Владимир Паршин 29.02.1901 † 20.12.1901
Свящ. Владимир Панов 26.02.1901 -
Свящ. Павел Корти 02.03.1902 - 12.03.1905
Свящ. Димитрий Григориевич Орлов 25.05.1905 - 10.09.1916
Свящ. Николай Кюппар 01.01.1917 -
В 1913 году служили: Священник Орлов Димитрий Григорьевич, псаломщик Черепнин Константин Петрович, церковный староста Михайлов Михаил.
(По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощь курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)
(Фото. № 1 Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной...)
Имение Хворостьево вплоть до конца XVIII века принадлежало Челищевым. Григорий Григорьевич Кушелев купил его у них в 1799 году, облагодетельствованный милостями Павла I и получив графский титул. Надо заметить, что Кушелев – незаурядная личность павловской эпохи. История свое отношение к мрачному деспоту иногда переносит и на его окружение, забывая, что рядом с ним жили те, кто отдавал все свои силы делу служения России. Ведь именно в годы правления Павла I заканчивается полководческий путь Александра Васильевича Суворова и начинается военная карьера Михаила Илларионовича Кутузова.
Григорий Григорьевич, видимо, был из тех же самых людей, для которых продолжали жить идеи Петра I. Так же как Суворов и Кутузов, он, став вицеадмиралом, отдавал все силы возрождению русского флота. Как и Суворов, он разработал устав военно-морской службы. Ему принадлежит несколько переводов по военно-морской тактике. И не его вина, что не удалось при Павле воплотить мечты о реставрации мощи русского флота.
Сразу же после покупки хворостьевского имения Григорий Григорьевич приступил к его перестройке. Дата освящения Троицкой церкви, 1821 год, позволяет определить время окончания строительства. Еще в конце прошлого века в селе рассказывали, что строил усадьбу архитектор, приезжавший с графом из Петербурга. Что это за архитектор, в селе, конечно, не помнили, но рассказы повлекли за собой предположение – им мог быть Кваренги. Предположение основывалось на том, что Кушелев был знаком с Кваренги, самым модным архитектором того времени. К сожалению, никаких документов, подтверждающих его авторство, не найдено, а стилистический анализ архитектурных форм говорит даже обратное – Кваренги не был автором проекта хворостьевской усадьбы.
Судя по фотографиям, своими размерами главный дом не уступал Михайловскому, а по планировке и композиции ансамбля напоминал Павловский дворец. Боковые флигеля и галереи образовывали циркумфиренцию. Весь большой круг парадного двора замыкался Троицкой церковью, точнее, её западным фасадом, обращенным к главному дому. Центр главного дома – трехэтажное здание с деревянным бельведером. От дома к боковым флигелям шли открытые галереи из колонн дорического ордера. Фасады украшали четырехколонные ионические портики на высоком подиуме. Перед входом стояли два бронзовых льва. Снаружи, об этом можно судить даже по сохранившемуся флигелю, над окнами были лишь классические наличники. Зато внутри убранство поражало своей пышной декорацией. Стены и потолки покрывала лепнина с позолотой. В плафонах – живопись. Полы сверкали наборным паркетом. В залах – голландские печи с барельефами из белых поливных изразцов. Двери красного дерева отделаны бронзой.
Контраст строгого, нарочито скупого экстерьера и изысканной детализации интерьера можно до некоторой степени почувствовать по Троицкой церкви. Снаружи это большое, прямоугольное в плане здание. Над храмом возвышается ротонда, почти лишенная декора. Фасады выделены четырехколонными портиками дорического ордера. С востока – полуциркульная апсида. С запада над трапезной возвышаются два яруса колокольни (завершение колокольни сломано), и если бы не портик, украсивший западный фасад, он был бы просто скучным. Но вот входишь внутрь. Трудно поверить, что это то же самое здание. Венчающая храм ротонда оказывается овальной. Её поддерживают пилоны сложной конфигурации. В основании проходит лепной карниз, а купол расписан тончайшими узорами в технике гризайль. Все пространство церкви делится на три нефа. От пилонов на стены и между ними переброшены подпружные арки. В центральном нефе над головой балюстрада хор. Часть южного полностью изолирована и там устроен придел, совсем не видный снаружи и с самостоятельным входом через колокольню. Коробовые своды придела с распалубками после классически четких в храме кажутся чем-то архаичным. Масса всевозможных ниш, сложных криволинейных очертаний под сводами, различных уютных помещений. Остается лишь представить в интерьере известный по фотографиям белый ампирный иконостас, фронтоны которого поддерживали золоченые коринфские колонны, чтобы понять, каково было великолепие самих жилых помещений дома.
Все время, пока находишься в Троицкой церкви, не покидает странное ощущение, что это более древнее здание, заключенное в ампирную оболочку. Овальный барабан с куполом и пилоны, поддерживающие его, необычной формы. На стене храма внутри видны детали декора. Придел совсем неуместен для стиля ампир и т. д. Вначале пытаешься отнести это за счет неопытности строителя. Лишь заметив на фасаде заложенные декоративные ширинки, типичные для архитектуры XVIII века, и внимательно приглядевшись к планировке собора, понимаешь, что каменных дел мастер был первоклассным строителем. Он сумел старое церковное здание, построенное лет за пятьдесят до кушелевского дворца, с минимальными затратами переделать и включить в новый ансамбль так, что оно стало вполне классическим, ничем не отличающимся от остальных.
Помимо Троицкой церкви в селе существовала еще одна, деревянная, стоявшая на кладбище, с непривычным названием для средней полосы России – Гурия, Симона и Авива. Построил церковь помещик Челищев в 1773 году. Её деревянный восьмигранный сруб венчал шатер на невысоком восьмигранном основании. Апсида и западный притвор были почти равны и прямоугольной формы. Имение Хворостьево в начале XIX века в качестве приданого переходит к дочери Григория Григорьевича – Александре Григорьевне. Её муж, князь Лобанов-Ростовский, при Александре I был сенатором, но вскоре удалился от дел и поселился в Хворостьеве. После смерти князя в 1848 году владельцем становится его сын, отставной гвардии ротмистр Николай Алексеевич Лобанов-Ростовский. Им, вероятно, и построены сохранившиеся в имении хозяйственные постройки.
Дальнейшая судьба Хворостьева напоминает чеховский «Вишневый сад». С отменой крепостного права многодетная княжеская семья постепенно разоряется. Имение за долги неоднократно перезакладывается. Наконец на него находится свой Ермолай Лопахин. Его топор звучит не только в парке, вырубая столетние дубы. Он безжалостно выламывает и продает из дома все, что можно продать: паркет, бронзу, печи, обшивку, и лишь на огромные двери красного дерева не находится покупателей. Ободранный дом с забитыми окнами превращается в картофелехранилище. Так и не найдя для себя лучшего применения, он начал постепенно разрушаться и вскоре был разобран.
(По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
(Фото. № 2 с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева). Первая треть XX в.)
По старому обычаю близко от главного дома усадьбы Хворостьево выстроена и обращена главным фасадом к нему усадебная Троицкая церковь. Это сооружение, несмотря на откровенно руинированное состояние, в котором оно находится уже много лет является наиболее сохранным в этом комплексе. Здание построено в два этапа, собственно церковь - на рубеже XVIII-XIX вв., а колокольня - в 1820-х гг. и едва ли не позже. Считается, что реконструкция здания в 1 четверти (?) XIX века привела к образованию "рамы", в которую заключен храм рубежа XVIII-XIX вв. Действительно, сооружение выглядит довольно несуразным снаружи, а наружный декор характерен для провинциальной архитектуры второго-третьего десятилетий XIX века, если только раньше здесь не работал столичный мастер. С востока к храму примыкает тяжелая апсида, а с трех остальные - дорические (? - сказать трудно - они крайне разрушены) портики.
Подкупольное ядро храма относится к числу самых изящных сооружений такого рода в Тверской области, хотя декор опять-таки не дотягивает до столичного. Здесь имеется подкупольный овальный зал опирающийся на два ряда пилонов (шесть отдельно стоящих и западную стену).
Эту часть храма можно было принять за самостоятельное сооружение, хотя материал кладки всего храма одинаков. Боковые нефы, перекрытые крестовыми сводами, обрушились почти все (но не потому ли, что это - результат какой-то перестройки?).
Безусловно пристроенной позже сейчас выглядит лишь колокольня с небольшим притвором-трапезной, но эта пристройка осуществлена очень скоро после окончания основного строительства.
Сравнительно чуть лучше уцелел северо-восточный угол храма.
По уровню пят сводов храм опоясывает широкий и богато украшенный лепниной и живописью карниз.
Несмотря на чудовищные разрушения уцелели остатки живописи 1 четверти XIX века, довольно мало правленные - уникальный памятник торопецкой монументальной живописи. По граням пилонов изображены апостолы. Более сохранные - Павел в северо-восточном углу и Петр - в юго-восточном.
По уровню основания овальной ротонды в популярных в Торопце лепных рамах-картушах остались следы изображений евангелистов и евангельских сцен. "Се, Человек".
Последний, кажется, уцелевший ангел в куполе (где был "ангельский собор").
И внутренний декор носит признаки провинциальной мастерской, но здесь это придает всему сооружению особый шарм. Обращают на себя внимание крупно и художественно выписанные имена апостолов, несколько немасштабные лепные картуши. И все-таки Троицкая церковь - памятник великий, удивительный, и очень жаль, что практически погибший.
Хворостьево - полузаброшенное и запущенное село. Восстановления церкви здесь едва ли предвидится (восстанавливается храм в соседнем селе Псовец (Гольяново). Реставрации (если таковая вообще состоится) дождется, скорее всего, только усадебный парк...
Павел Иванов
(По материалам сайта Тверские своды.)