Якшино урочище (Якшино погост) - Благовещенская церковь
Село Якшино, от Пскова 350 верст, входило в Торопецкий уезд Псковской губернии.
Благовещенская церковь. Каменная. Построена в 1757 (1758) году, о чем свидетельствовала надпись на дверях главного иконостаса. Ктиторами храма являлись «лейб-гвардии Её Императорского Величества Елизаветы Петровны прапорщик Сергей Егорович Kyшелев и супруга eгo Евфимия Ивановна», в имении которых и был построен храм, вместо прежнего, деревянного. Была приписана к Дмитровской церкви погоста Нишавицы.
Имела три престола: главный - во имя Благовещения Божьей Матери, придельные во имя святой великомученицы Параскевы и во имя святoгo преподобного Онуфрия Великого.
На колокольне висело 6 колоколов, на самом большом из которых, весом 34 пуда 25 фунтов, имелась надпись: «Сей колокол перелит в Гатчине А.С. Лавровым в 1888 году на средства прихожан и витебского купца Федора Волкова» с изображением Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы и святой Параскевы. На втором колоколе были изображения Онуфрия Великого и Николая Чудотворца и надпись: «Перелит в Гатчине Лавровым в 1888 году на средства прихожан». Самый малый колокол весил 1 пуд 35 фунтов.
В храме находилась явленная местнопочитаемая икона Beликомученицы Параскевы в серебряной позолоченной ризе. Из г. Торопца и других мест в Благовещенскую церковь приходило большое количество богомольцев.
В Якшино, неподалеку от храма, сохранились развалины двухэтажного помещичьего дома, предположительно, генерала Бурцева.
Прихожан в 1876 году - 82 двора (282 мужчины, 337 женщин).
В 1876 и 1879 годах собственного причта нет.
В разные годы служили:
Свящ. Иоанн Феодорович Белявский
Свящ. Василий Хребтов - 1894 - 25.01.1905
Свящ. Константин Никифорович Гроздов 29.05.1905 + 06.06.1914
Свящ. Василий Панов 21.09.1914 -
Дьякон Петр Овчинников 19.06.1896 + 07.12.1899
Дьякон Василий Афанасиевич Каштелян (пс.-д.) - 27.08.1914
(По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощь курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881.)
(Фото. uchazdneg с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Усадьба в селе Якшине, или, как её по другому называли, «Богом данная», не отличалась размахом строительства. В ней нет той репрезентативности, присущей усадьбам в Михайловском и в Хворостьеве, хотя она и принадлежала родственнику Григория Григорьевича Кушелева, Ивану Ивановичу Кушелеву, бывшему также видным сановником павловской поры. Вероятно, его-то и следует считать заказчиком строительства «Богом данного» имения. Окончательно усадебный комплекс сложился с постройкой церкви в 1788 году, а сам дом, судя по архитектурно-стилистическим признакам, построен несколько раньше.
Перед домом разбит небольшой регулярный парк. Последние его остатки видны и сейчас. Парк заканчивался искусственным прудом. За ним стоит церковь. Вокруг церкви на горушке приютилось село, а за ней крутой обрыв спускается до самого оврага, где по дну в кустах путается тинистый ручей.
Архитектурная композиция Пятницкой (?) церкви вызывает в памяти уже виденную в усадьбе Знаменское. Невольно напрашивается предположение, что их строила одна артель. Сходство не только в композиции. Основные размеры плана, оконные и дверные проемы, ширина пилястров, наличников, их вынос, характер профилировок буквально повторяются и кажутся выполненными одной рукой по одному рисунку. Это же подтверждается и датами. Строительство Знаменской церкви закончилось с освящением Никольского придела в 1782 году, а Пятницкая (?) была освящена в 1788 году. Окончательно же убеждаешься в том, что работала одна артель, когда видишь третью церковь в селе Нишевицы, стоящую дальше по пути нашего маршрута – рядом с шоссе.
(По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
Церковь Благовещения (Пятницкая - по приделу) - яркий памятник торопецкой архитектуры XVIII века. Сразу после строительства ее купол был расписан - уникальный пример такого рода.
В настоящее время, заброшенная еще в советские годы, церковь находится в сильно руинированной состоянии.
Строителями церкви выступили Сергей Егорович и Евфимия Ивановна Кушелевы.
В 1975 году усадьбу Якшино посетил А.А. Галашевич, сразу отметивший исключительные художественные достоинства этого памятника. Уже на тот момент состояние самого ценного объекта усадьбы - церкви - было тревожным. Пострадавшая в войну трапезная и апсида были разобраны, началось разрушение и основного объема.
Церковь - безусловно провинциальный, но значимый памятник, в котором элементы барочного декора свободно и местами еще не очень профессионально использованы на поверхности стены.
В связи с ужасающим состоянием кладки многие детали, запечатленные всего несколько лет назад, уже не заметны при неблагоприятном свете или утрачены.
Такая деталь, как серафим на северном портале, близко роднит якшинский храм с торопецкой церковью Рождества Богородицы (1752 или 1762 годы). Впрочем, и Благовещенский (Пятницкий) храм делит с ним первенство в ряду очень многочисленных и очень похожих друг на друга в Торопце и его уезде восьмериковых храмов с плоскостным барочным декором. Строители, возводившие якшинский храм, испытывали немалые трудности. У мастеров еще не доставало опыта строительства крупных высоких восьмериков.
Удивительно, что церковь вообще дожила до нашего времени. Здание, построенное не очень искушенными строителями из довольно плохо изготовленного домашнего кирпича в крайне тяжелых условиях нарушения внутристенных связей ухитрилось простоять более полувека. Сейчас внутри видно, что экономия (или неумение?) в строительстве выразилось в отказе в свое время от правильных тромпов, вместо них были положены деревянные балки, зашитые изнутри досками.
К настоящему времени (2016) здание находится в катастрофическом состоянии. Около 2010 года обрушилась вся восточная стена практически до основания. После этого состояние здания на время стабилизировалось - впредь до окончательного разрушения кровли на восьмерике и сгнивания деревянных внутристенных связей. Полное обрушение может произойти в любой момент.
Живопись в Пятницкой церкви, созданная, вероятнее всего, в 1770-1780-х гг., относится к группе торопецких памятников, манерой мастеров которых было обильное использование лепных и живописных орнаментов, обрамлявших некрупные живописные композиции. Аналогов у них немного, специальным выявлением и изучением никто не занимался. Образцом для мастеров в Якшине были гравюры "Библии Пискатора" - самый ранний библейский цикл европейских гравюр, попавших в Россию. Еще в конце 2000-х годов все грани восьмерика были покрыты росписью.
Катастрофическое состояние здания привело к тому, что уже к 2016 году читались хорошо только две композиции (еще одна пока цела, но уже не читается). Опознаются: "И создал Господь Бог человека из праха земного" и "Грехопадение". В деталях видна рука провинциального художника, не понимавшего написание еврейскими буквами у Пискатора имени "Бог" в круге и другой усложненной символики гравюр. Однако художник старательно воспроизвел гравированный оригинал. Лучше всего сохранялось (на весну 2016 года) "Грехопадение", с обычным для иконной манеры по-домашнему нестрашным змеем-искусителем.
К сожалению, шансов на сохранение у этой живописи нет. Поэтому приветствуется создание банка ее изображений, сделанных теми туристами, кто, имея хорошие фотоаппараты, фотографировал в храме в 2000-х годах.
Колокольня построена позже храма, это довольно заурядный торопецкий памятник второй половины XVIII века, утративший в последние годы значительную часть своего декора.
Павел Иванов
(По материалам сайта Тверские своды.)
ВЕДОМОСТЬ о церкви Благовещения Пресвятой Богородицы,
Псковская епархия, Торопецкий уезд, погоста Якшино за 1900 год
1. В каком году построена церковь - письменных документов не сохранилось, а из надписей на северных и южных дверях в главном иконостасе видно, что оный храм начали строить в 1757 году, апреля 27 дня и окончен 1 ноября того же года. Ктитором сего храма был корпуса лейб-гвардии Ея Величества Елисаветы Петровны прапорщик Сергей Егорович и его супруга Афимья Ивановна Кушелевы; освящена же церковь в 1758 году, как видно из надписи на храмосвятных крестах, имеющихся во всех трёх алтарях. Настоящая церковь во имя Благовещения Божией Матери, а приделы во имя великомученицы Параскевы, и препод. Онуфрия Великого. Церковь построена в селе Якшино в имении ктитора вместо прежнего деревянного храма, находившегося от села в полуверсте. Сколько употреблено капитала и материала на построение сей церкви неизвестно. Капитальных пристроек и переделок не было, а ремонтирована церковь была несколько раз.
2. Церковь каменная, архитектуры обыкновенной, тверда. Колокольня построена в связи с церковью, на ней висит шесть колоколов: большой весом 34 пуда 25 фунт., на нём надпись "Сей колокол перелит в Гатчине А.С.Лавровым в 1888 году на средства прихожан и витебского купца Фёдора Волкова», на нём изображения Спасителя, Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. муч.Параскевы. Второй колокол весом 10 пуд. 25 фунт., с изображениями Николая Чудотворца и преп. Онуфрия Великого и со следующей надписью: «Перелит в Гатчине Лавровым в 1888 году на средства прихожан». Третий - весом 8 пуд., четвёртый - 5 пуд. 31 фунт., пятый - 4 пуда 5 фунт., шестой - 1 пуд 35 фунт.
3. Престолов церкви три: Главный холодный во имя Благовещения и приделы тёплые, по правую сторону во имя Онуфрия Великого, а по левую во имя Мученицы Параскевы. Богослужения в них совершаются в соответственно времени года.
Древних и чудотворных икон нет; местночтимая же есть небольшая икона Св. муч. Параскевы, по преданию явленная, в серебряной позлащённой ризе; поэтому в 9-ю пятницу по Пасхе из города Торопца и других мест стекаются в большом количестве богомольцы.
Кладбище при самой церкви, грунт земли на нём песчаный, мест для погребения достаточно; обнесено же оно оградою из камня. Сторожка деревянная в одно помещение; лавок при церкви нет.
4. Утвари в церкви достаточно, капиталов в пользу нет; кроме богослужебных книг имеются: одна книга исторического содержания и семь книг поучительного; книг для продажи не имеется. Выписываются Церковные и Епархиальные ведомости.
5. До штатов 1876 года при сей церкви были священник и дьячок, но потом оная церковь была приписана к церкви погоста Нишевиц; с августа месяца 1886 года, по ходатайству прихожан, утверждена опять самостоятельной с составом причта из священника и псаломщика, которые и состоят в действительности.
6. Земли в пользу церкви нет, в пользу же причта находится 109 десятин: под усадьбою и огородом 2 1/2десят.; пахотной 6 десятин; сенокосной 10 десятин; удобной земли, находящейся под дровяным лесом и мелким кустарником до 25 десятин и неудобной - под мхами и болотами до 60 десятин; строевого леса немного, рыбной ловли нет. Земля глинистая, урожай бывает всегда средний. В сем году причт получил ржи: священник 6 четвертей, псаломщик 3 четверти и ярового хлеба столько же, всего на сумму 72 руб. Сена священник получил 60 копен, псаломщик 20 копен, что стоит по местным ценам 60 руб. Из церковного леса причт пользуется отоплением, выгон для скота достаточен. Садоводством, огородничеством и льноводством причт не занимается. Пчеловодством же занимается священник. Улучшенных земледельческих орудий не имеется, хозяйство трёхпольное. План и межевая книга хранятся в церкви. Спора о церковной земле не производится. Частных домов, мельниц и торговых заведений на церковной земле нет. Налога на сию землю никуда не вносится.
7. Для священника в 1887 году прихожанами сей церкви, по приговору от 22 июня 1884 года, построен деревянный дом с двумя комнатами и надворная постройка на церковной земле расстоянием от церкви в 1 версте, на что было употреблено денег 135 руб. Для псаломщика же построена изба с сенями и амбаром, на что употреблено 40 руб. Квартирного пособия причт не получает. Священник имеет три лошади и псаломщик одну, рогатого скота у священника 3 штуки, а у псаломщика одна, мелкого скота нет.
8. Средства к содержанию причта служат:
1.а) определёнными штатное жалованье в размере 400 руб., положенное в 1894 году: священнику - 300 руб., псаломщику - 100 руб.
б) на Государственный непрерывно-доходный билет 1859 года за № 113,251 в сто руб., завещанный коллежским советником Фёдором Потаповичем Архиповым на вечное поминовение сенатора Егора Кушелева и Потапия Архипова, на который причт получает % 4 руб.
2. Неопределённые - от земли поступило на причт по переложению на деньги 132 руб.: священнику 99 руб., псаломщику 33 руб.; доходу за требоисправление 179 руб. 80 коп.: священнику 134 руб. 85 коп., псаломщику 44 руб. 95 коп.
Всех же определённых и неопределённых выгод поступило на причт 715 руб. 80 коп. Сборов с прихожан никаких не бывает и в других видах помощи причт ниоткуда не получает. Никто из причта собственных земель не имеет, содержание причта посредственное.
9. При церкви имеется попечительство с 1894 года, а так же церковноприходская школа с октября 1889 года, которая помещается в доме, построенном на средства земства из леса, пожертвованного помещиком Н.С. Корвин-Круковским; законоучителем в оной священник безвозмездно Василий Хребтов, а учительницей дочь священника девица Евгения Егоровна Лутцо; в ней учащихся мальчиков 25, девочек - 9. Богаделен и больниц нет, вполне устроенного певческого хора нет, а ученики участвуют в чтении и пении церковном.
10. Расстоянием церковь от Консистории 350 вёрст, от уездного города Торопца и местного благочиния в 10 верстах. Церковь находится на возвышенном месте, с восточной, южной и западной сторон окружена пахотными полями и лугами, с северной домом и садом владельца имения.
11. Ближайшая к сей церкви Димитриевская погоста Нишевицы в 4 верстах и Успенская погоста Допша в 10 верст.
12. Оная церковь была присоединена с 1876 по 1886 гг. к церкви погоста Нишевицы, но по ходатайству прихожан в 1886 году опять открыта самостоятельною.
В приходе сей церкви, в деревне Елизарьево с незапамятных времён существует деревянная часовня, которая построена неизвестно кем и по какому случаю, приносит церкви доходу до 3 руб. в год. Богослужение в сей часовне, кроме молебнов в 9-ю пятницу по Пасхе и 28 октября в день Св. муч. Параскевы, никогда не совершаются. Существует предание, что будто бы образ Св. муч. Параскевы, который находится в церкви, явился на колодце сей деревни, в честь чего и построена часовня.
Причт посещает прихожан в Пасху, в 9-ю пятницу по Пасхе, 28 октября, в день Успения Божией Матери и в Рождество Христово. Бывают ещё и праздники в приходе, в летнее время, установленные в память разных событий и посещений Божиих, по чему прихожане служат водосвятные молебны на полях, скотом и гумнах.
Крестные ходы бывают ежегодно около храма в 9-ю пятницу по Пасхе, 27 мая в день обретения мощей преп Нила Столобенского Чудотворца, 24 июня в день Рождества Иоанна Крестителя Господня и 9 сентября в день открытия мощей св.Феодосия Черниговского Чудотворца.
13. Домовой церкви в сем приходе нет.
14. Опись церковному имуществу есть, главная, так и дополнительная, составленная в 1898 году имеется.
15. Приходо-расходные книги о суммах выданы из Псковской Духовной Консистории в 1874 году имеются...
16. Копии с метрических книг с 1805 года по 1901 год находятся, к сему году состояло при сей церкви прихожан: мужского пола - 421, жен. – 470, обоего - 891; родилось: мужского пола - 26, жен. - 29, обоего пола - 55; умерло муж. - 12, жен. - 18, обоего пола - 30.
17. Исповедные росписи с 1803 года находятся и хранятся в целости, по оным к 1901 году состоит: а) духовных муж. - 2, жен. - 5, обоего пола - 7. б) Статских …, военных: муж. - 96, жен. - 74, обоего пола - 170. в) крестьян: муж. - 328, жен. - 407, обоего пола - 735, в т.ч. бывших у исповеди и св.причастия: муж. - 337, жен. - 404, обоего пола - 741. Не бывших у исповеди по отлучкам: муж. - 4, жен. - 2, обоего пола - 6; по малолетству: муж. - 83, жен. 82, обоего пола 165. Инословных и раскольников нет.
18. Обыскная книга выдана из Псковской Духовной Консистории в 1891 году имеется, в ней исписанных листов 56, неписаных 44, браков в сем году было 8.
Источник: "ВЕДОМОСТЬ о церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Псковская епархия, Торопецкий уезд, погоста Якшино за 1900 год". ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1303. Л. 299-300.
(По материалам группы Экскурсии по Торопцу в Контакте.)