Торжок - Борисоглебский собор Борисоглебского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ул. Старицкая, 7

Борисоглебский собор. Фото. Ю.Н. Лосева.


БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР


   Старая церковь, построенная св. Ефремом, к XVIII в. обветшала, и потому по высочайшему соизволению была разобрана в 1784 г.
   Императрица Екатерина II благоволила назначить 7750 руб. ассигнациями из казны на строительство нового монастырского собора.
   Новая соборная Борисоглебская церковь была заложена во время высочайшего проезда Императрицы Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Т оржок. Первый камень в основание сего храма положен был собственными ее Императорского Величества руками 9 июня 1785 г. На сей случай были сделаны медные посеребренные молоточек и лопатка, которые затем хранились в соборе.
   На сооружение собора по Высочайшему ее Императорского Величества повелению с 1785 по 1798 гг. было ассигновано 22750 рублей ассигнациями. Всего же на построение соборного храма, с церковными и пожертвованными суммами и с вышеозначенною, употреблено было до 50 тысяч рублей ассигнациями. Построение всего собора, сооружение иконостаса и писание образов производилось под смотрением сведущего в архитектуре действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова и новоторжского архитектора Франца Ивановича Буци, а суммами распоряжалась новоторжская градская дума совместно с архимандритом монастыря. Все местные большие и малые иконы живописного искусства, на картонах, числом 37, писаны были в 1795 г. на казенный счет с высочайшего разрешения известным художником Российской Императорской Академии поручиком Боровиковским за 1600 рублей ассигнациями.
   В 1796 г., 11 июня, новая соборная церковь была освящена: главный престол во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правая придельная во имя преподобного Ефрема, а левая придельная во имя великомученицы Екатерины. К освящению их императрицею Екатериною II, как соорудительницею собора, пожертвованы были из золотой жаркой парчи с золотыми позументами: a) три одежды на все престолы и одежда на главный жертвенник; б) покров на святые мощи преподобного Ефрема; в) ризы.
   На сей церкви, на главном куполе, глава была медная, вызолоченная через огонь червонным золотом, под шаром подглавок из черного листового железа, на главе крест восьмиконечный из прорезного железа, вызолоченный червонным листовым золотом и с подглавком, на четырех световых фонарях на каменных шейках главы были также медные, вызолоченные через огонь, на главах кресты восьмиконечные из прорезного железа, вызолоченные.
   Крыша на церкви была из черного листового железа, окрашена ярью, утверждена на деревянных стропилах и кружалах.
   Крылец при сей церкви четыре; они оформлены колоннами тосканского ордера; с западной и восточной стороны по две колонны в выступах-ризалитах, в коих помещаются на западной стороне лестницы, ведущие на хоры и к восьмерику; в алтаре, на восточной стороне, помещаются малая ризница и пономарская комната; с наружности церкви, с северной и южной сторон, на крыльцах по шести колонн тосканского ордера. Все колонны выполнены из белого старицкого камня.
   В настоящее время собор закрыт. Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской картинной галерее.


ИКОНОСТАС БОРИСОГЛЕБСКОГО СОБОРА


Главный иконостас Борисоглебского собора (не сохранился). Фото. П.Ф. Добрынина.


   В сей церкви было три престола в одной связи. Главный, с верхнею кипарисною доскою, во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба; придельный по правую сторону во имя преподобного Ефрема, по левую сторону придельный с 1796 до 1841 г. - во имя св. великомученицы Екатерины, а с 1841 г. переименован во имя преподобного Аркадия, ученика преподобного Ефрема.
   Самый большой иконостас был сооружен при главном престоле в 1840 г. и освящен в 1841 г. при архимандрите Сергии III. Он был столярной работы, резной, около колонн, образов и вокруг клейм внизу и вверху весь сплошь вызолочен червонным золотом и состоял из трех отдельных частей: средняя в два яруса, с большими царскими вратами между двумя колоннами коринфского ордера и с сиянием над ними.
   Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 г. по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 г., остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса.
   Замена иконостаса была сделана по указанию преосвященного Григория, архиепископа Тверского и Кашинского. При посещении монастыря он заметил сырость воздуха в соборной церкви, происходившую от чугунных полов и от неимения под ним сводов и окон для прохода воздуха. Он отметил также недостаточное великолепие иконостаса в таком прекрасном храме. Поэтому в 1839 г. им было предписано произвести следующие починки и переделки в соборе: «Иконостас соорудить новый, соответственно величию храма; пол чугунный разобрать и вместо него сделать деревянный; под полами сделать каменные своды; стены и колонны в главном храме оштукатурить под мрамор; раку с мощами преподобного Ефрема и его упраздненную гробницу поставить за клиросами в приделах, а на местах, ими занимаемых, соорудить придельные престолы во имя преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев».
   На фотографии по правую сторону царских дверей видна тумба, на коей были поставлены две колонны коринфского ордера; между ними - живописный местный, на картоне, образ Воскресения Христова, писанный Боровиковским.
   По левую сторону царских дверей, на тумбе также видны две колонны, подобные первым, между коими помещался живописный образ на картоне Благовещения Пресвятыя Богородицы, того же художника.
   Пол в церкви был сделан деревянный, сосновый, клееный, под алтарями возвышен на четыре ступени, и до ступеней, как вне, так и внутри алтаря выкрашен на масле; в главном храме ступени ограждены железными решетками.
   Придельные иконостасы были одноярусными, полукруглыми (таким же полукруглым был и прежний иконостас, спроектированный Н.А. Львовым) и также сплошь вызолочены червонным золотом.


Фото. Андрея Ага.


СПИСОК ИКОН В.Л. БОРОВИКОВСКОГО ИЗ ИКОНОСТАСА БОРИСОГЛЕБСКОГО СОБОРА:


   1. Архангел Гавриил.
   2. Дева Мария.
   3. Евангелист Марк.
   4. Евангелист Иоанн.
   5. Евангелист Матфей.
   6. Евангелист Лука.
   7. Воскресение Христово.
   8. Благовещение.
Интерьер Борисоглебского собора. Фото. П.Ф. Добрынина.   9. Символическое изображение Ветхого Завета (изображен удаляющийся Моисей со скрижалями в правой руке и жезлом в левой, при сверкающей молнии).
   10. Символическое изображение Нового Завета (изображен ангел, стоящий на полушарии и держащий потир и сосуд с пламенем; над ангелом Дух святой в виде голубя).
   11. Ефрем и Аркадий Новоторжские.
   12. Борис и Глеб.
   13. Вход Христа во Иерусалим.
   14. Сретение.
   15. Введение во храм Богородицы.
   16. Ветхозаветная Троица.
   17. Распятие Христа.
   18. Вознесение Христа.
   19. Снятие с креста.
   20. Несение Креста.
   21. Христос, утешаемый ангелом (Моление о чаше).
   22. Поклонение пастырей.
   23. Христос и Никодим.
   24. Моисей, дающий закон еврейскому народу.
   25. Видение Моисеем горящей купины.
   26. Притча о добром пастыре.
   27. Притча о мудрых и неразумных девах.
   28. Медный змий.
   29. Пророк Иона, выброшенный китом.
   30. Притча израненного от разбойников.
   31. Преображение.
   32. Тайная вечеря.
   33. Рождество Богородицы.
   34. Успение Богоматери.
   35. Крещение.
   36. Богоявление (?).
   37. Рождество (?).


ИНТЕРЬЕР БОРИСОГЛЕБСКОГО СОБОРА


   Стены в соборе, как внутри, так и снаружи были оштукатурены и окрашены, гладкие места снаружи желтою охрою, внутри с прибавлением сурику, карнизы - известью.
   Купол храма шарообразный, наподобие купола храма Христа Спасителя в Иерусалиме. В люнетах под куполом изображены были живописью четыре Евангелиста, в нишах на столбах были изображения: на правой стороне пророка Исаии, на левой пророка Илии. В нишах с южной стороны - Воскресение Христово, в противоположной ей к западу - лобзание Иуды, в нишах на северной стороне - Преображение Г осподне, а в противоположной ей - моление Спасителя о чаше, все альфреско, без позолоты.
   Великолепный купол собора утверждался на четырех столбах. Между столбами на все четыре стороны имеются арки, а под ними как в церкви, так и в главном алтаре 12 колонн. Колонны и стены при них и посреди церкви, кроме колонн и стен в алтаре, по самый карниз были оштукатурены алебастром под белый мрамор.
   В настоящее время внутри собора стоят старые строительные леса, роспись стен и купола почти полностью утрачена, собор нуждается в капительном ремонте и реставрации.


Фото. из издания Грабарь И. История русского искусства. Том 3. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. - М., 1910. предоставлено Андреем Ага.

   
     (Текст статей и архивные фото. П.Ф. Добрынина: Краеведческий альманах № 4 (2004). Тверская область, г. Торжок. Научно-образовательное и информационно-справочное издание. Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря.)

     (Фото. № 2 Ю.Н. Лосева - Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО "Пожтехника". Фото. № 3 Андрея Ага. Фото. № 5 из издания Грабарь И. История русского искусства. Том 3. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. - М., 1910. предоставлено Андреем Ага.)
    


Посмотреть всю карту