Торжок - Васильевская (Успения Божией Матери) церковь
ул. Мира (ул. Васильевская)
Близ бывшей Московской заставы стоит храм во имя святителя Василия Великого. В средние века на этом месте существовал женский монастырь. Впервые он упоминается в 1372 г. в связи с разорением Торжка тверским князем Михаилом Aлександровичем. После литовского разорения в 1606 году монастырь вторично был возобновлён и обращён в мужской. В Писцовой книге Торжка 1625 г. о нём сообщалось: .Монастырь Василя Кесарейского, а в нём храм Во имя Василия Кесарейского древян клецки, а в приделе Олексей Митрополит ... а в монастыре строитель Иосиф да брати два старца, да два детёныша». В 1690 г. монастырь вновь стал женским, его приписали к Новоторжскому Воскресенскому девичьему монастырю.
Первоначально церкви в монастыре были деревянными с деревянными же на столбах колокольнями. В 1733 г. была построена каменная церковь. В 1760 г. к ней была пристроена каменная колокольня и церковь была освящена во имя Успения Божией Матери с приделами евангелиста Василия Великого и св. Алексия, московского митрополита. В 1764 г. монастырь был обращён в приходскую церковь. В 1840 г. она была обновлена, придельные храмы расширены и перестроены. В начале ХХ в. левый придел храма был посвящён св. Василию Великому, правый - Божией Матери Скорбящих радости. Кроме храма, до нас дошли также дом причта (середина, ХIX в.), монастырская сторожка (первая половина XIX в.), ограда с воротами (XIX в.). Они составляют единый архитектурный ансамбль XVIII-ХIX вв. Среди реликвий храма находилась «старинная на холсте плащаница», которую в 1901 году передали в Тверской губернский музей.
Храм был закрыт для богослужений в 1932 г.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО "Пожтехника".)
(Фото. № 1 hram-tver. 2024 г.)
Успенская церковь, более известная под названием Васильевской по приделу в ней в честь св. Василия великаго. На месте Васил. храма прежде существовал женский монастырь, основанный вероятно в, в 14 веке, так как ныне существующий Воскресенский у П. Норбекова под 1625 годом называется "Новодевичьим", т.е. построенным недавно (сравнительно с васильевским). Под 1373 годом у Карамзина (История росс. государства, т. V, стр. 31) разсказывается о разорении Торжка Тверским великим князем Михаилом Александровичем во время его войны с велик. Московск. князем Димитрием Иоанновичем Донским. В описании разорения Торжка упоминаются монахини (подвергшиеся оскорблениям и смерти). После Тверского разорения Васильевский монастырь вторично был возстановлен и существовал до нашествия литвы, от которой эта обитель сильно пострадала. После литов. разорения Васильевск. монастырь вторично был возобновлен, но при этом из женскаго был обращен в мужской; в нем немного было братии и настоятелями его были строители (а не игумены), из коих известны: Лаврентий, Иосиф 1-й (1621), Иосиф 2-й (1667), Сергий (1676), Исайя (1682), Макарий (1683) и Иосаф (1684-1689). В 1690 г. Васил. монастырь снова был обращен в женский и приписан к Новот. Воскресенскому. Июня 15 1690 (7198) года игумения Иустина доносила Новгородск. митрополиту Корнилию, что в ея Воскрес. монастыре в "общежительстве стариц многое число, а жить им негде, потому-то оне проживают в Торжке и в уезде, в мирских домах не монастырским устроением"; и в том же (1690) били челом тому же митрополиту (Корнилию) того Воскресен. девича монастыря вкладчики, чтобы "Васильевский монастырь для утешения сестер приписать к тому Воскресен. девичу монастырю и учинить ево девичьим монастырем". И по этой просьбе выдана от митрополита Корнилия грамота, которою повелевалось "тот Васильевский монастырь (по малобратству его, - в нем в то время был строитель и два старца) учинить девичьим монастырем и ведать в Воскресенском девиче монастыре с отчины, и со крестьяны, и со всеми угодьи, и в тот монастырь из Воскресен. девича монастыря стариц, которых доведется, также в Торжку и в уезде собрав в мирских домех стариц же, перевести в тот Васил. монастырь и учинить его девичьим монастырем и устроить по монастырскому чину во общежительство. И ведать их всем и расправу чинить тебе, игуменьи Устиньи, по совету с сестрами, и впредь кто иные игуменьи будут, а пищу и одежду им старицам учинить в том Васильевском монастыре против Воскресенск. монастыря, а чтобы в Торжку и в уезде в мирских домех стариц нигде не было и безчиния никакого от них не явилось". Васил. монастырь, как видно, в то время был весьма беден и ы упадке; в нем церкви были деревянныя, приходившия в ветхость, с деревянными же же на столбах колокольнями. В 1760 году вместо деревянной церкви в Васильевск. (приписном) монастыре была построена каменная во имя честнаго Успения Божией Матери с приделами св. Василия Великаго и св. Алексия, Моск. митрополита. Эта и доныне существующая церковь была освящена по грамоте Новгор. митрополита Димитрия при игумении Марфе (в 1760 г.). По учреждении монастырских штатов в 1764 году, Васильевский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь.
О церкви святаго Василия в описании новоторжских церквей иеромонаха Илиодора (1860) сказано: "Васильевская, каменная, с каменною колокольнею, одноэтажная, обнесенная с юговостока каменною с железными решетками оградою, в коей стоит каменный церковный дом для жительства священника; настоящая церковь - во имя Успения Божией Матери, а придельная теплая с двумя престолами: во имя святителя Василия Великаго, по имени коего и церковь именуется Васильевскою, и Алексия, Московскаго митрополита. Сия церковь, будучи приписным девичьим монастырем с 1690 года, на место древней деревянной с деревянною колокольней и с таковою же оградой бывшей, в 1760 г. была сооружена игумениею Марфою 3-ею при Тверском архиепископе Афанасии, по блпагославению Новгород. архиепископа Димитрия; и тогда же на старом антиминсе 1733 года, архиепископом Новгородским Феофаном священнодействованым, была освящена Борисоглеб. архимандритом Наркиссом. В 1764 году Васильевский приписной монастырь был уничтожен, а церковь обращена в приходскую. В сей церкви имеются древния храмовыя иконы писания древняго иконнаго. В 1840 г. сия церковь была возобновлена стенным живописным письмом на алфреско, новыми иконостасами и частью образами иконнаго писания; а придельные храмы распространены, перестроены и тогда же освящены..." (стр. 133). В настоящее время левый придел посвящен св. Василию Великому, а правый - в честь Божией Матери Скорбящих радости. Хотя Васильевская церковь одна из древнейших в Торжке, но в ней не много осталось старины. Из икон замечательны: местночтимая икона свят. Николая со множеством на полях ея чудес; икона св. Василия Великаго старинная, замечательная по металлической ризе изящной работы; икона преподобнаго Сергия Радонежскаго и друг. На колокольне находится колокол, из надписи на коем видно, что он отлит в 1767 году к церкви святых Жен Мироносиц, тщанием приходского священника (?). В Торжке, как видно из писц. книг 1625 г., существовал Миронос. женский монастырь; но он был в 1814 г. разобран. Бывшая в Васильевской церкви старинная на холсте плащаница была передана (16 нояб. 1901 г.) приход. священником в Тверской губернский музей.
По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года:
Васильевская церковь, построена в 1773 году, каменная, престола три: в холодной Успения Божией Матери, в теплой: правый Скорбящей Божией Матери, левый Святителя Василия Великого.
Церковные документы: опись 1847 года, метрики и исповедные с 1827 года.
В 1901 году служили: Место священника вакантно. Псаломщик Павел Сев. Зверев 34-х лет, в должности с 1886 года.
Прихожан 47 дворов (135 мужчин, 139 женщин).
В 1914 году служили: Священник Иоанн Рудаков 37-ми лет, окончил семинарию, на службе 14 лет, в Васильевском храме 12 лет. Исполняющий должность псаломщика Арсений Ветлицкий 23-х лет, на службе 1 год.
Прихожан 133 мужчины и 150 женщин.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)
(Фото. № 2 hram-tver. 2024 г. Фото. № 3 hram-tver. 2018 г. Фото. №4 из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания Н.И. Меженникова, 1911 - 1912 гг. Автор снимка неизвестен.)
ВДОЛЬ ПО ЯМСКОЙ
ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ У МОСКОВСКОЙ ЗАСТАВЫ
Автор: Нина Лопатина
Главным зданием Васильевской улицы в Торжке на Большой Московской дороге со стороны въезда из Москвы была Васильевская церковь. Именно она давала наименование слободе, а затем улице, которая при повороте на север переходила в Ямскую слободу.
Известное, что в XVII веке на этом месте существовал монастырь во имя святого святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского. В Писцовой книге Торжка 1625 года сообщалось: «Монастырь Василя Кесарейского, а в нём храм во имя Василия Кесарейского древян клецки, а в приделе Олексей Митрополит … а в монастыре строитель Иосиф да брати два старца, да два детёныша; да двор конюшенной; да за монастырём дворовых пустых нетяглых восемь мест, а жили на них старцы, питалися от церкви Божии; пашни к монастырю шеснатцать четей в поле а в дву полех потомуж, земли худа, а в сошное писмо монастырская пашня неположена».
В 1690 году Васильевский монастырь был обращён в женский и приписан к Новоторжскому Воскресенскому монастырю.
В то время церкви в монастыре были деревянными с деревянными на столбах колокольнями. По данным Клировой ведомости 1799 года дошедшее до нас каменное здание Васильевской церкви было построено в 1733 году . У Илиодора (1860, с. 133) датой постройки церкви указан 1760 год и он же сообщал, что она была освящена на антиминсе 1733 года во имя Успения Божией Матери. В то время в храме было два придела: евангелиста Василия Великого и св. Алексия, московского митрополита.
В 1764 году монастырь был обращён в приходскую церковь. В 1840 году она была обновлена стенным живописным письмом на альфреско, новыми иконостасами и частично образами иконного писания, придельные храмы были расширены и перестроены. В таком виде церковь дошла до наших дней.
Интересно описание Васильевской церкви в путеводителе А. О. Ишимовой «Каникулы 1844 года, или Поездка в Москву»: «… какую церковь мы видели при выезде из Торжка. Это одна из старинных, каких здесь очень много, но выкрашена уже не знаю давно ли, только подивись выбору красок: вообрази, что она сама тёмно-голубая, фундамент ея жёлтый, а кровля зелёная».
В начале ХХ века левый придел храма был посвящён св. Василию Великому, правый – в честь Божией Матери Скорбящих радости. На колокольне находился колокол, из надписи на котором следовало, что он был отлит в 1767 году к церкви святых Жен Мироносиц, тщанием приходского священника. Вероятно в Васильевскую церковь он попал после разобрания в 1814 году в Торжке бывшего Мироносицкого женского монастыря, который находился на Мироносицкой улице (ныне ул. Кирова).
Хотя Васильевская церковь одна из древнейших в Торжке, но в ней на начало XX века «не осталось старины». Бывшая в Васильевской церкви старинная на холсте плащаница была передана (16 нояб. 1901 г.) приходским священником в Тверской губернский музей.
Кроме церковного здания до нас дошли также дом причта (середина XIX века), монастырская сторожка (первая половина XIX века), ограда с воротами (XIX век). Они составляют единый архитектурный ансамбль XVIII–XIX веков.
В августе 1839 года в этой церкви крестили Сергея Петровича Тыртова (20.08.1839–14.03.1903), будущего вице-адмирала, который с 1898 по 1903 был командующим Черноморским флотом.
У Васильевской церкви 2 мая 1844 года был похоронен полковник Дмитрий Львович Долгополов . Он участвовал войны с Наполеоном в 1812 – 1815 гг., был командиром 3-го пешего полка Тверского ополчения. В 1862 году рядом с ним была похоронена его жена Варвара Васильевна Долгополова, урожденная Аболешева (ск. 13.09.1862 в возрасте 78 лет ). Точное место этих захоронений неизвестно, так как надгробия были утрачены в советское время.
После установления Советской власти в Торжке начались гонения на церковь и верующих. 25 ноября 1918 года была упразднена церковь Александра Невского при тюремном замке. Её имущество тогда перенесли в Васильевскую церковь при участии настоятеля храма священника Иоанна Рудакова и церковного старосты Матвея Васильевича Синяева. Старостой тюремной церкви в ту пору был купец А. Головнин, а священником А. Флоренский.
9 января 1932 года на заседание президиума горсовета был вынесен на рассмотрение вопрос о закрытии Васильевской церкви с использованием её для нужд опытно-показательного льносовхоза. После обсуждения постановили ходатайствовать об этом перед Московским областным исполкомом (МОИК), так тогда Торжок входил в состав Московской области. Это решение было вызвано тем, что начиная с 1931 года в Торжке стал осуществляться грандиозный проект о превращении города и Новоторжского района во всесоюзный центр льноводства. Для этого требовалось разместить в Торжке специалистов и рабочих, которые прибывали в город на грандиозную стройку.
Для этой стройки были нужны и строительные материалы. Городские власти решили их добывать на месте. Так, на заседании горисполкома 10 февраля. 1932 года решено было «для строительства Агрогородка предоставить право разборки церковных оград и колоколен, а также возбудить ходатайство в МОИК о снесении церквей и употреблении стройматериалов на строительство Агрогородка». Видимо, в это время была снесена верхняя часть колокольни Васильевской церкви.
Но окончательно закрыли Васильевскую церковь по решению президиума горсовета только в 1936 г., так как она и другие храмы древнего города, по мнению местных властей, из-за отсутствия ремонта являлась «большим тормозом в благоустройстве города». Решено было использовать здание церкви под спортклуб фабрики Леккерт. Решение президиума горсовета было утверждено 4 сентября 1936 года, а 16 сентября того же года здание церкви было продано Новоторжским райфинотделом «на сломку» техникуму механизации сельского хозяйства, а тот передал её Стройконторе за 4,5 тысячи рублей. Но при детальном осмотре церкви обнаружили, что она была построена из бутового камня, а этот материал техникуму был «совершенно не нужен». Поэтому решено было не сносить церковь, а передать её под общежитие Новоторжской стройконторе. Так здание Васильевской церкви, построенное из «ненужного» советской ударной стройке материала, сохранилось до нашего времени, и сегодня это одно из немногих зданий на Большой Московской дороге, которое стояло здесь и в пушкинские времена.
В 1960-е годы в здании церкви размещалась контора Утильсырья.
Постановлением Совета министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года комплекс памятников: Васильевская церковь (1759-1773), дом причта (сер.19 в.), сторожка (1-я пол. 19 в.), ограда с воротами» - был включен в гос. список памятников истории и культуры федеральной категории охраны.
В 1974 году здание Васильевской церкви было передано на баланс научно-реставрационному участку, а в 1980 году был утвержден акт о приеме в эксплуатацию реставрационных наружных работ Васильевской церкви о внешней реставрации церкви.
В 2011 году эту организацию ликвидировали, а 14 января 2012 года священником Александром Рабцуном, настоятелем Казанской церкви в с. Рашкино, было проведено первое богослужение в освободившемся от мирской организации храме. В начале 2012 года была зарегистрирована местная религиозная община «Православный приход Васильевской церкви г. Торжка». В тот же год в соответствии с распоряжением правительства Тверской области от 30 июля 2012 года приходу Васильевской церкви в безвозмездное пользование следующие объекты, являющиеся государственной собственностью Тверской области: а) Успенская (Васильевская), расположенная по адресу:г. Торжок, ул. Мира, д. 9, административное , расположенное по адресу: Тверская область, г. Торжок, ул. Мира, д. 7.
Реставрационный участок оставил после себя храм далеко не в лучшем состоянии: обвалившийся штукатурка на стенах, кубометры строительного мусора – это «наследие» оставили те, кто по самим своим должностным обязанностям призваны возвращать зданиям былую красоту и великолепие. Силами прихожан последствия такой «реставрации», в основном, были устранены. Началось возрождение храма.
Приложение.
Опись Васильевской церкви и её имущества. 1847 г. .
Церковь каменная длиной 11 саж., шириной холодная 4 саж.. придельная тёплая, состоящая в одной связи – 8 саж.
Стены оштукатурены снаружи и внутри, окрашены снаружи голубой краской, а внутри холодной расписаны священными изображениями на масле без позолоты.
3 престола: в холодной – Успения Божией матери, правый придел – во имя Божией матери скорбящих Радости, левый – во имя святителя Василия Великого.
Внутри церкви один простенок, отделяющий холодную церковь от тёплой. Пол в церкви и алтарях деревянный, окрашен охрою на масле. 13 окон: вверху холодной церкви – 3, внизу – 10. Окна укреплены железными решётками.
На церкви 2 главы: 1) на холодной церкви, 2) на правом приделе. Обе покрыты белым железом.
Крыша на деревянных стропилах покрыта листовым железом и окрашена медянкою, а с северной стороны на приделе – деревянная.
Входные двери с южной и западной сторон филенчатые.
Паперть каменная под колокольней. Примост белого камня с южной стороны.
Построена вся в одно время – в 1733 г., а придел по правую сторону во имя Божией Матери скорбящих радости – в 1818 г.
Запрестольный образ Богоматери казанской в серебряной ризе позолоченной 84 пробы – вес 1 фунт 38 зол. в венце, украшен стразовыми каменьями – сей образ отказан по духовному завещанию в 1845 г. умершим полковником Дмитрием Львовичем Долгополовым.
На горнем месте образ Спасителя в киоте, окрашенном белой краской, украшен резьбой и по сторонам колонками, вызолоченными на полимент – образ и киот сделаны усердием мещанина Михаила Фёдоровича Широкова в 1846 г.
В правом приделе
На горнем месте образ Преображения Господня в раме с резьбою и позолотой – от полковницы Варвары Васильевны Долгополовой в 1845 г.
Алтарь в левом приделе:
На горнем месте образ Спасителя с левкасной ризою вызолоченной – в 1844 г. усердием купца Григория Назарова Шехонина.
От него же иконостас в один ярус столярной работы вызолоченный – в 1846 г.
Над царскими дверями - икона тайной вечери в медной ризе посеребряной – 1846 – от мещанина Михаила Федотова Широкова – от него же в 1836 г. хоругви с изображением Успения божией матери.
От Варвары Долгополовой – икона Божией матери скорбящий Радости в серебряной ризе в 1842 г.
Колокольня каменная длиной 2 саж. 1 аршин, шириной 2 саж. 2 аршина, построена в одно время и в одной связи с церковью, о трех ярусах, покрыта железом, покрашенной медянкою на масле. На ней шпиль деревянный, обитый листовым железом, окрашенным медянкою, яблоко на шпиле белой жести и крест шестиконечный деревянный, обитый белой жестью.
6 колоколов: 1) с надписью «1814 года марта 24 дня лит сей колокол в город Торжок церкви Василия Великаго, старанием прихожан, лит в Твери, мастер Дмитрий Богданов, весу 66 пудов 2 фунта». 2) 23 пуда 30 фунтов, лит в 1764 г. 3) надпись: к церкви Василия Великого, весу 11 пудов, 22 фунта. 4) 2 пуда 20 фунтов. 5)_ 1 пуд 18 фунтов. 6) 1 пуд 1 ½ фунта.
Сторожка каменная, пристроенная с северной и западной сторон к колокольне и приделу с левой стороны, покрыта тёсом, 1 окно, одна входная дверь, внутри печь.
Ограда каменная с трех сторон: северной. восточной и южной, оштукатурена и отбелена известью. С северной стороны между столбами четвероугольной фигуряя забрана тёсом, с восточной – между 10-ю столбами круглой формы – деревянными решётками, окрашена зеленой и желтой краской на масле, с южной между между 10ю той же фигуры столбами – железными решетками, окрашенными медянкою на масле. В ней 3-е ворот: 1) с севера небольшие, плотницкой работы, 2) восточные – деревянные решетчатые и при них другие небольшие плотницкой работы, 3) южные – железные решетчатые – между оными воротами в столбах, покрытых листовым железом, окрашенным медянкою на масле , вставлены иконы в рамках, окрашенных голубой краской за стеклами – на правой стороне – скорбящей Богоматери 12 на 10 вершков, на левой – Знамения божией Матери – дл. 1 аршин, ширина 12 вершков. Оная ограда возобновлена в 1841 году на средства прихожан.
Домы церковные. Флигель каменный одноэтажный оштукатурен и окрашен охрою, покрыт тёсом, длина 7 саж. 1 ½ аршина, ширина 3 саж., высота 1 саж. 2 арш., 10 окон: 4 - по улице на юг, 2 - на восток, 1 – на запад. 6 Дверей. 3 печи: простая кирпичная, русская и две голландские. Деревянное крыльцо из плах. Флигель занимает место на юго-восточном углу, к коему с двух сторон примыкает ограда: возобновлен в 1832 году для жительства священников.
Составил опись священник Иоанн Митропольский.
(Публикация со странички Нины Лопатиной в Контакте.)
(Фото. № 5 Андрея Агафонова. Фото. № 6 Ю.Н. Лосева. Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы. - Торжок, ОАО "Пожтехника".)