Торжок (Николаевская слобода) - Никольская (Николопустынская) церковь

ул. Пустынь (село Пустынь)

Фото из архива Алексея Цветкова со странички http://vkontakte.ru/club2593274/


   Монастырь Никольская пустынь был основан в XVI в. В Писцовой книге г. Торжка 1625 г, о нём записано: "Монастырь пустынской, а в нём храм Введение Пречистые Богородицы древен клетцки, да место церковное пусто, а бывал храм во имя Николы чюдотворца ... а в монастыре Игумен Герасим да братии шесть старцав". Здесь же сообщалось, что в монастыре были боевые часы, которые воевода князь Михайло Белосельский да Иван Урусов забрали из монастыря и поставили в городе.
   В 1764 г. монастырь был yпразднён и превращён в приходскую Никольскую церковь. Каменное здание храма, построенное в 1813 г., было разрушено в советское время.
   При церкви существовало кладбище, в послевоенное время оно было закрыто, многие захоронения уничтожены, в том числе разрушен склеп ямщиков и купцов Пожарских, владельцев самой популярной гостиницы в Торжке. Сохранилось захоронение новоторжского купца Николая Евгеньевича Онегина (1840-1901), отец которого - Евгений Онегин - был современником А.С. Пушкина.. Интересно совпадение имени этого купца с именем главного героя самого известного произведения Пушкина романа - "Евгений Онегин".

   
     (По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002.)
    


Фото из архива Алексея Цветкова со странички http://vkontakte.ru/club2593274/


   Описание церкви данное в 1903 году в книге "Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности":
   Николопустынская церковь находится на левом берегу р. Тверцы, в разстоянии от Торжка (на восток) около версты. Никольская церковь - ныне кладбищенская, а прежде здесь существовал мужской монастырь; он был основан в 16 столетии и в литовское нашествие в 1606 году был разрушен, но в 1617 году возобновлен, в 1623 году дана была этому монастырю грамота от царя Михаила Феодоровича на владение землей и угодьями. По описанию П. Нарбекова в 1625 году в нем был храм Введения Пресвятой Богородицы с приделом святого Николая чудотворца, построен "древян клецки". Этот монастырь имел "боевые часы", но и те часы, из монастыря взяв, воевода князьМихайло Белосельский да Иван Урусов поставили в городе (Торжок), да и по ся мест те часы стоят в городе"... Не эти ли часы, замечает составитель описания г. Торжка иеромонах Илиодор, стоят на древней Введенской колокольне Новоторжскаго Борисоглебскаго монастыря без ходу. В 1625 г. в Николопустынском монастыре жил игумен Герасим, да братии шесть старцев. Его преемниками, по списку Строева, были: Иосиф (1645), Сергий (1659), Вениамин (1664-1668), Феодосий (1674), Александр (1680-1682), Иов (1682), Иоасаф (1695), Иона Кисельников (1730), Александр 2-й (1741). В 1672 году царскою грамотою (царей Петра и Иоанна Алексеевичей и царевны Софии) этот монастырь был приписан к Новгородскому архиерейскому Софийскому дому, а в 1764 году обращен в приходскую и кладбищенскую церковь. Ныне существующая церковь каменная, построена в 1813 году, и в ней главный престол посвящен святому Николаю и освящен Тверским епископом Мефодием в 1813 году, а приделы - правый в честь Введения Пресвятой Богородицы, освящен в 1806 году тем же Преосвященным; левый - во имя святого великомученика Пантелеймона устроен в 1888 и освящен Преосвященным Савою.
   Несмотря на древность бывшего Никольского монастыря, в нынешнем храме не многое осталось от древнего времени, так как, по упразднении монастыря, церковная утварь и все царския грамоты были взяты в Новгородский архиерейский дом. Доныне сохранились, вероятно, от бывшаго монастыря иконы (местныя): у праваго клироса - святого Николая с чудесами (1 аршин 11 вершков длины) в серебрянной позлащенной ризе, а у леваго клироса замечательна по древности и почти такового же размера икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в медной позлащенной ризе; в в Веденском приделе - старинная храмовая икона Введения Пресвятой Девы величиной 2 аршина в длину и 1 аршин 4 вершка в ширину; икона Казанской Божией Матери (14-12 вершков), на полях которой наисаны (вероятно, в последнее время) святой Димитрий Ростовский, Артсений, епископ Тверской, преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, святая великомученица Варвара и преподобно-мученица Евгения; замечательны также по древности иконы Божией Матери Смоленской и скорбящих Радости и другая (малого размера) Казанской, икона - Коронование Божией Матери, на коей была фольговая риза, но за ветхостью снята. Из богослужебных сосудов замечательны: оловянная дарохранительница с 4 литыми евангелистами и херувимами, медная дароносица с рельефным изображением Распятия; из евангелий по древности замечательны: одно, напечатанное в 1652 году, другое - в 17-3 году, а третье - в 1742 году. К древним священным предметам относится деревянный крест с иконописным изображением распятого Спасителя. Близ Никольской церкви находится каменная небольшая часовня, в ней несколько старинных икон.


Фото из архива Алексея Цветкова со странички http://vkontakte.ru/club2593274/


   По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года:
   Николопустынская церковь, построенна в 1813 году, каменная, престола три: в холодной Святителя Николая, в теплой: правый Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый Святого Великомученика Пантелеймона.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1826 года.
   В 1901 году служили: Священник Александр Николаевич Суслов 43-х лет, студент семинарии, в служении с 1878 года, награжден в 1899 году камилавкой. Псаломщик Алексей Николаевич Дмитровский 35-ти лет, в должности с 1885 года.
   Прихожан в Пустынной слободе, в деревнях Юрьицеве, Глядинях, Любинях, Сидоровке, Колодезях, Яконове, Бобовище - 196 дворов (616 мужчин, 634 женщины).

   В 1914 году служили: Священник Александр Суслов 58-ми лет, окончил семинарию, на службе 35 лет, в Николопустынском храме 19 лет. Псаломщик Михаил Честной 27-ми лет, на службе 10 лет, в Николопустынском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях Юрьецево, Глядини, Любини, Сидоровка, Колодези, Яконово, Бобовище - 607 мужчин и 690 женщин.

   В приходе сей церкви находилось пять часовен: 1) в ограде каменная; 2) в деревне Голядинях; 3) в деревне Юрьицеве; 4) в деревне Любинях и 5) в деревне Колодезях; - все деревянные.

   
     (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Фото из архива Алексея Цветкова со странички ТОРЖОК, КОТОРОГО БОЛЬШЕ НЕТ.)
    


   Церковь святителя Николая, именуемого Пустынским, — близ гор. Торжка — на восточной стороне, на берегу р. Тверцы. На месте ныне существующей кладбищенской (в г. Торжке) церкви свят. Николая в прежнее время существовал Пустынно-Николаевский мужской монастырь. В литовское разоренье (в 1606) он был разрушен, но в 1617 г. был восстановлен и получил (в 1623) грамоту от царя Михаила Феодоровича на принятие земли и угодий. С 1615 г. в нем настоятелями были игумены, из которых (по списку настоятелей у Строева) известны: Герасим (1615—1625), Иосиф (1645), Сергий (1659), Вениамин (1664—1668), Феодосий (1674), Александр (1680—1682), Иов (1682—1683), Иоасаф (1695), Иона Кисельников, строитель (1760), и Александр (1741). В 1625 г. в этом монастыре, кроме игумена, было 6 старцев; в 1687 г. он был приписан к Новгородскому архиерейскому дому: в 1764 г. он был оставлен за штатом, но, за ветхостью, вскоре упразднен, и церковь обращена в приход. Ныне эта церковь и кладбищенская (для одной части гор. Торжка) и приходская для окрестных жителей. Кладбище — при Никол. церкви — старинное, — содержится небрежно, на что Высокопреосвященным было обращено внимание настоятеля; по словам последнего в церкви не сохранилось особенно замечательных — ни древностей, ни памятников; нет даже и церковной летописи. Ныне существующая Николо-Пустынская церковь каменная, построена, как сказано в клировых ведомостях за 1898 г., в 1813 г. тщанием прихожан; в ней три престола: в настоящей (холодной) во имя свят. Николая, а в трапезе (теплой церкви) по правую сторону в честь Введения Пресв. Богородицы, а по левую — во имя св. великомученика Пантелеимона. Последний придел устроен в 1887 г. и освящен 21 февраля 1888 г. При церкви в ограде к юго-западному углу устроена каменная часовня, покрытая железом; кроме этой часовни, в приходе Николо-Пустынской церкви находятся еще четыре часовни: 1) в деревне Глядинах, построена в 1883 г., крытая железом, 2) в дер. Юрьицах — среди деревни, 3) в дер. Любине старинная, деревянная, и 4) в дер. Колодезях, деревянная, на поле, построена в давнее время. — Прихожан при Николо-Пустынской церкви более 1000 душ обоего пола; приход большею частью состоит из деревень, коих 7 (Сидоровка в 2 вер., Яконово в 3 вер., Бобовище в 5 вер., Колодези в 6 вер., Юрьицы в 7 вер., Глядины и Любино в 8 вер.); местность, окружающая Николаевскую церковь, называется Пустынскою слободкой. — Церковь с кладбищем расположена на левом берегу р. Тверцы, на довольно красивом месте. На другом берегу р. Тверцы — находится на высокой местности церковь Троица-Дальняя. Называется церковь Николо-Пустынскою в отличие от другой церкви — свят. Николая, находящейся в самом городе. Эта последняя церковь известна более под названием Космодамиановской (по приделу при этом храме).

   
     (По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 16. 15 августа 1899 г. Часть оффициальная.)
    


Посмотреть всю карту