Торжок - Старообрядческая церковь

ул. Радищева (ул. Болотная), д. 3

Фото со странички http://vkontakte.ru/club2593274/


   Старообрядческая церковь на улице Болотной (ныне улица Радищева), уничтожена в советское время. На снимке видна колокольня и небольшая главка церкви установленная на двускатную кровлю, по всей видимости под церковь был переоборудован молельный дом. На заднем плане в правом углу снимка видны городские соборы.

   
     (По информации Евгения Баскакова.)

     (Фото. № 1 из издания Костин М.И. Торжок тысячелетний.- Торжок: Торжок. тип., 2002. со странички ТОРЖОК, КОТОРОГО БОЛЬШЕ НЕТ.)
    


   В Торжке в 19-м – начале 20-го века существовала старообрядческая община, в конце 19-го века Торжокская община имела храм (возможно, первоначально (до 1905 года) это была домовая церковь, или моленная).
   Информации об этой общине, к сожалению, немного, - в основном, это публикации старообрядческой прессы.

   В журнале « Церковь» № 21, 1912 г. на стр. 515 находим заметку:

   Д. Матюково, Тверск. губ. (Новоторжский уезд)

   24-го сего апреля проезжая по епархии посетил нашу общину преосвященный Геронтий, епископ Петроградский и Тверской. Остановившись у настоятеля храма о. Иоанна Долгополова, владыка на следующий день, 25-го апреля, изволил осмотреть храм. Своим устройством и чистотой храм ему понравился. В тот же день вечером владыка совершал всенощное бдение в сослужении со священниками: о. Филиппом, из г. Торжка, и местным о. Иоанном Долгополовым и дияконом Харлампием Марковым из Петербурга.


Фото hram-tver.


   В журнале «Церковь» № 1, 1914 г., стр. 27 читаем:

   Торжок, Тверск. губ.

   Усердием Дмитрия Федоровича Шавалева у нас соорудился к главному храму придел в честь св. благовер. Князей Бориса и Глеба, и 25-го ноября (очевидно, 1913 года - ЕЧ) состоялось его освящение. На освящение прибыл владыка Геронтий, петроградский и тверской. На торжество были приглашены также из г. Ржева: о. Игнатий Червяков и из д. Матюково о. Иоанн Долгополов. По окончании всенощного бдения совершено освящение сказанного придела. На следующий день, 26-го ноября, в этом приделе совершена ранняя литургия, а соборне архиепископом литургия, при участии всего духовенства, была совершена в главном храме. Песнопения на всенощной и на литургии исполнялись на два клироса: по приглашению попечителя храма Д.Ф. Шавалева, на правом клиросе пел женский любительский хор из деревни Матюково, а на левом – певчие из г. Ржева. Стройное пение правого клироса произвело на молящихся, а тем более на зрителей из последователей господствующей церкви, сильное впечатление. По окончании литургии владыка Геронтий сказал слово о значении храма и о пользе для строителей их. Торжество закончилось обедом в доме Д.Ф. Шавалева, на который было приглашено все духовенство, певчие и гости.
   (В этой заметке настоятель храма вообще не упомянут… - Случайность? – ЕЧ) 

   В 1924 году о. Иоанн Арсеньевич Карпов (д. Матюково) в своей личной анкете указывает г. Торжок в числе населенных пунктов своего прихода… (т.е., возможно, в это время в Торжокском храме не было священника – или этот храм уже был закрыт, и о.Иоанн окормлял остатки разоренного торжокского прихода?)

   Увы – из имеющейся информации остаются непроясненными многие вопросы:

   – во имя кого был освящен главный алтарь храма?
   – с какого времени (в точности) этот храм действовал? (Ясно, что это было не менее, чем на несколько лет раньше 1913г. – но когда?)
   – в какие годы и как именно храм подвергся закрытию?
   – какова дальнейшая судьба самого здания и имевшейся в храме утвари?
   – кто еще из священнослужителей имели отношение к этому храму? (В 1924 г. в приходе д. Городня Псковской области упоминается о. Филипп Перов – возможно, он же ранее служил в Торжке, если допустить, что к 1924 году храм уже был закрыт… В том же 1924 году среди списка священнослужителей Петроградско-Тверской старообрядческой епархии приход г. Торжка никак не упомянут… Это случайный пропуск, или этот приход оставался без священника, или к тому времени Торжокского прихода уже не было? - ЕЧ)

   
     (По информации предоставленной протоиереем Евгением Чуниным, настоятелем Покровского старообрядческого храма в г. Ржеве.)

     (Фото. № 2 hram-tver. 2018 г.)
    


Фото. hram-tver.


   Известно, что в городе Торжке и Новоторжском уезде Тверской области проживали старообрядцы, как поповцы, так и беспоповцы. В начале XIX века у старообрядцев-поповцев Торжка существовала моленная в третьем квадрате города, на ул. Новой Голландии (позднее — ул. Болотная, ныне ул. Радищева) в доме № 46, владельцем которого являлся новоторжский купец Кирилл Павлович Мельников.
   В мае 1825 года старообрядцы Торжка приобрели дом у купеческой вдовы Натальи Андреевны Климушиной, где стали проводить богослужения. Но спустя несколько лет власть и господствующая церковь заинтересовались староверами и их новой моленной. Поводом для интереса стал переход местной девицы Анны Никифоровны Сутуловой в старообрядчество. «Новоторжский купец Кирил Павлович Мельников и сограждане купив у Новоторжской купеческой вдовы Натальи Андреевны Климушиной каменный дом внутри города во 2-й городовой части между Климентьевской и Сретенской церквами и духовным училищем отстоящий от первой в 59 сот, по прямой линии же с большим в 70 саженях в 1828 году построили при оном доме часовню, поставив престол, с 1831 года отправляют службу. Строили под видом богадельни. При ней жили келейницы. 2 августа 1836 года был схвачен живший при часовне беглый священник Стефан Козьмин и составлена опись. Находится близ главной торговой площади» [1, л. 171]. В архивных документах встречается краткое описание моленной: «Часовня построена позади двухэтажного дома, в оной часовне устроен иконостас с образами, царские двери, в алтаре престол, покрытый малиновым штофом, при образах три аналоя, покрытых алым штофом, перед образом Евангелие и крест, два крылоса с хоругвями, амвон и висит большое паникадило, в шкафу четыре ризы, стихарь и подризники и поручи».
   В Торжке в 1838 году проживали 250 старообрядцев-поповцев мужского пола и 297 женского пола [2, л. 137-137 об.], а в Новоторжском уезде — 92 и 108 соответственно [2, л. 136-136 об.].
   В первой половине XIX века в моленной г. Торжка совершал богослужения беглый священник из Московской губернии Стефан Кузьмин: «В г. Торжке у раскольников есть беглый священник. Жительство имеет он в доме купцов Кирилла и Михея Павловых Мельниковых. Дом сей находится внутри города, в промежутке Сретенского и Климентовского приходов, в улице Новой Голландии, во второй городской части. Купцы Мельниковы нарочно оный дом купили на сей предмет и в противность Высочайшей воли по примеру наших православных церквей построили при нем в 1830 году часовню с алтарем и прочими принадлежностями, и поставили в ней престол. Ныне в сей часовне означенный беглец отправляет богослужение. Имя ему Стефан Козьмин, родом из Московской епархии, но из какого села, то неизвестно, а слышно только, что он от священнического места был. В отвращение зла, какое причиняет он Козьмин православной церкви, следовало бы его немедленно схватить и предать суду, но сие спряжено с немалым затруднением, поелику дом, в котором он имеет пребывание, огражден со всех сторон высоким строением и вход в оный бдительно охраняют два привратника, Козьмин никуда не выходит, а если и выходит для треб, то весьма скрытно, ночью, с телохранителями, купцы Мельниковы с клевретами своими для удержания его у себя ничего не жалеют, а потому всякое движение начальства взять его Козьмина, делается им предварительно известным [2, л. 1-1 об.]. Известно, что из Твери неоднократно приезжали чиновники, чтобы схватить священника, но возвращались без успеха.


Фото. hram-tver.


   Отец Стефан был арестован 2 августа во время служения Литургии и отвезен под караулом в Тверь. 4 августа священник был препровожден в Московскую Консисторию. На допросе о. Стефан Кузьмин сообщил о себе некоторые сведения: «Степаном меня зовут Кузьмин по прозванию. 66 лет. Я поставлен во священника митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом Московской епархии, Клинского уезда в с. Мерзлое. В 1803 году 7 лет назад отлучен от служения» [3, л. 14, 27].
   Несмотря на не прекращающиеся гонения и различного рода стеснения, старообрядческие молитвенные дома по своему внутреннему убранству не уступали храмам господствующей церкви. Золоченые иконостасы, великое множество икон древнего письма, роскошные паникадила, резные клироса были в каждой тайной моленной старообрядцев. В Донесении архиепископа Григория мы видим описание старообрядческой моленной в Торжке: «Внутри моленной от восточной стены до иконостаса 5 аршин, от иконостаса до пристроенной особой комнаты 17 аршин. В ширину моленная 10 аршин, в оной по обеим сторонам 6 окон с рамами железными решетками, два входа с стеклянной дверью, а другой из упомянутой комнаты, которая в длину 7 аршин. В иконостасе 4 большие иконы с серебряными вызолоченными венцами, пред ними 4 большие лампады и по сторонам иконостаса 2 иконы, пред коими лампады. Над иконостасом до самого пола устроены в рамах небольшие 51 образ, около них 3 аналоя, из них на одном Евангелие в алом бархате с серебряными вызолоченными изображениями евангелистов, а на прочих двух аналоях по образу. В иконостасе посреди створчатые двери подобные царским вратам. Противу дверей полукружие в виде амвона. За иконостасом посреди средних дверей стол вышиною 6 вершков и шириною 1 аршин; на нем из красного штофа одеяние, сверху коего пелена, а на оной 2 кипарисных креста с серебряным окладом; позади онаго стола крест и образ Божии Матери запрестольный, кругом онаго 3 подсвечника с левой стороны подле большого стола маленький для священника аналой, а позади онаго другой аналой с книгою служебник. Напротив на стене 4 большие иконы пред ними большой подсвечник. В строне два деревянных шкафа, один из них со священническими ризами, а другой с книгами. Около клиросов 2 хоругви, посреди моленной большое со свечами паникадило, сзади клиросов две большие иконы и столько же малых пред ними по 2 лампады с маслом и свечами; на крылосах по одному небольшому шкафу для хранения книг; с левой стороны около стены свечной шкаф; на боковых стенах и сверху карнизов стоят в разных местах иконы, кругом поставлены скамейки, в особо пристроенной комнате на стенах есть несколько икон и при них 6 лампад с маслом. Моленная отапливается 4 печами; снаружи не имеет никакого отличия от домов» [3, л. 63-65].
   Согласно донесению министру внутренних дел, эта моленная существовала с разрешения Управления Министерством внутренних дел от 21 января 1831 года [3, л. 71].
   Беглого священника Стефана Кузьмина освободили из-под ареста, с условием не появляться в Тверской, Смоленской, Калужской и Новгородской губерниях [3, л. 72]. Но, однако, сама моленная избежала закрытия.

   Библиографические ссылки

   ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5866.
   ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5908.
   ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5852.

   Марина Волоскова
   Культуролог, журналист


Фото. hram-tver.

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото. № 3 - 5 hram-tver. 2018 г.)
    


   ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО МОЛИТВЕННОГО ДОМА В ТОРЖКЕ.

   Ул. Радищева (бывш. Болотная, Новая Голландия), 3. Жилой дом. Конец XVIII-начало XIX в.в. Выявленный памятник: приказ Комитета по охране историко-культурного наследия № 68 от 30.12.1999 г. В 2014 году его исключили из гос. списка объектов историко-культурного наследия, а в 2015 г. вернули в гос. список.
   Это здание - бывший молитвенный дом старообрядцев. В обывательской книге г. Торжка1858 г. о нём есть такая запись: "Каменный двухэтажный дом с надворным строением в Новой Голландии во 2 части, 3 квартале № 46 - старообрядческий молитвенный дом, принадлежит старообрядческому обществу".

   Из письма командированного в провинцию столичного чиновника особых поручений министра внутренних дел князя Владимира Петровича Мещерского (1839–1914 гг.) наследнику русского престола Александру Александровичу (будущему Александру III):
   "Торжок, 20 марта [1867 г.]
   <…> Поехал взглянуть на раскольническую моленную. По устройству совершенная церковь, иконы великолепны своею стариною. Шла служба часов Великого поста. В церкви все бабы, каждая с подушечкою, на которую [так! — Н. Ч.] они творили поклоны с необычайным усердием, по 30 в минуту, иные и более. Вместо попа стоял впереди один из причетников стариков, и он-то говорил вслух молитвы «Господи, Владыко живота» и т. д., но почти в каждом слове исковерканное! <…> Так как моленная и поп ее дозволены правительством в Торжке по древности этой часовни, то, желая побеседовать с попом, я просил дьячка ему передать, что буду ждать батюшку сегодня в 6 час[ов] вечера.
   В половине 7-го приходят мне докладывать «старообрядцы», и слышу я шум нескольких голосов. Принимаю, и каково мое удивление увидеть вместо одного попа 7 человек купцов. Я их спросил: «Что вам угодно?» Они в ответ низкий поклон, а потом: «Вы изволили нашего священника требовать». Я говорю: «Не требовать, а я просил вашего батюшку пожаловать ко мне на беседу». Тогда поп вышел из этой толпы и рекомендовал себя. Я попросил его в другую комнату, а прихожан оставил в приемной. Поп оказался весьма приличной наружности, поставления Рогожского [2], отец Геронтий, одет в черную рясу. Он мало говорил и уверял, что, бывши однажды уже схвачен и посажен в тюрьму 3 года назад, он всего боится. Однако мы с час времени просидели, и под конец он, по-видимому, успокоился, спросил мое имя, обещал за меня молиться и пригласил еще раз посетить их часовню! Прихожан раскольников у него немного, до 100 душ: заметно их убывает, и он сам жалуется на то, что стали уже некоторые курить табак, мало в церковь ходить и т. п. Оказалось, что эта свита была им приглашена на всякий случай, в предвиденьи, что его, может быть, захватят и, следовательно, для защиты!"


План.


   В 1905 г. новоторжский купец Горохов просил Тверскую консисторию разрешения поставить на молитвенный храм главу с крестом и построить новую колокольню. Но Строительное отделение Тверского губернского правления нашло проект не соответствующим строительному уставу, "на основании которого строению не может быть придаваем внешний вид православного храма", вследствие чего не утвердило проект. Старообрядцем пришлось писать ходатайство в высшие инстанции. 8 июня 1906 Из департамента общих дел тверскому губернатору пришло распоряжение: "На основании Высочайшего указа 17.04.1905 сооружение старообрядческих и сектантских молитвенных домов должно происходить при неотъемлемом соблюдении тех требований, применительных к порядку, существующему для храмов инославных исповеданий. В действующих правилах о сооружениях не содержится постановлений, воспрещающих сооружение храмов, схожих по внешнему своему виду с православной церковью. Поэтому означенное ограничение не должно иметь место и при постройке старообрядческих молитвенных домов. Ходатайство удовлетворить".
   В результате и колокольня, и главка на молитвенном доме появились, все расходы на постройку взял на себя купец Горохов. В 1930 г. старообрядцы под давлением властей вынуждены были отказаться от этого молитвенного дома.

   Нина Лопатина

   
     (По информации Нины Лопатиной.)

    


Посмотреть всю карту