Спасс (Спасское, Спасский, что на Низу погост) - Спаса Преображения церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. hram-tver. 2017 г.


   На кладбище при храме - могила известного учёного химика Александра Абрамовича Воскресенского. 

   Погост Спасский, что на Низу, от Твери 50 верст, от Торжка 11 верст.
   Церковь Преображенская, построена в 1804 году, распространена в 1872 году, каменная, престола четыре: в холодной два: средний Преображения Господня, южный Успенской Божией Матери, в теплой два: средний Святителя Николая, южный Великомученика Пантелеймона и Святых Великомучениц Варвары и Параскевы.
   Церковные документы: опись 1868 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1820 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Протоиерей Василий Александрович Невский 62-х лет, студент семинарии, в служении с 1862 года, священником с 1865 года, награжден в 1899 году саном Протоиерея. Священник Александр Александрович Косухин 37-ми лет, окончил духовную академию действительным студентом, священником с 1891 года, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Феодор васильевич Сперанский 41-го года, в служении с 1879 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Александр Иванович Богородский 47-ми лет, в должности с 1885 года.
   Прихожане: 1) Протоиерея Невского - в сельце Бубеньеве, в сельце Миронежье, в деревнях Бубеньеве, Миронежье, Марьине, Можайцеве, Владычне, Клокове, Коноплищах, Бережке, Адрианове, Савинске, Бродникове, Измайлове, Терешкине, в погосте Спасском - 323 двора (1336 мужчин, 1453 женщины). Раскольников 8 мужчин и 16 женщин. 2) Священника Косухина - в погосте Спасском, в деревнях Домославле, Старо-Беркаеве, Ново-Беркаеве, Селихове, Карамыслове, Адрианцеве, Тетерневе, Жданове, Горках, Панике, Галькове, Клякове, Сафонихе, Внукове, Погорелове, Свининкине, Любинях - 307 дворов (1426 мужчин, 1551 женщина). Раскольников 2 мужчины и 1 женщина.
   В 1914 году служили: Священник Александр Косухин 52-х лет, окончил Академию, на службе 23 года. Священник Александр Метлин 26-ти лет, окончил семинарию, на службе 3 года, в Спасском храме 2 года. Священник-диакон Феодор Спиранский 55-ти лет, на службе 35 лет, в Спасском храме 28 лет. Псаломщик Александр Богородский 59-ти лет, на службе 47 лет. Псаломщик Николай Любимов 28-ми лет, на службе 9 лет.
   Прихожан в деревнях Миронежье, Бубеньево, Можайцево, Владычня, Клоково, Коноплище, Андреяново, Савино, Измайлово, Бродниково, Терешкино, Бережок, Домославль, Бережок, Панино, Сафониха, Внуково, Погорелово, Свининково, Гальково, Кляково, Любиня - 2475 мужчин и 2635 женщин.
   В приходе сей церкви находилось 8 часовен: 1) в деревне Марьине, Преображения Господня, построена в 1854 году, каменная; 2) в деревне Тетерневе, Святителя Николая, построена в 1833 году, деревянная; 3) в деревне Бубеньеве, Святителя Николая, деревянная; 4) в деревне Терешкове, Преподобного Ефрема Новоторжского, деревянная; 5) в деревне Миронежье, Святой Мученицы Параскевы, деревянная; 6) в деревне Измайлове, Знамения Божией Матери, деревянная; 7) в деревне Можайцеве, Святителя Николая, деревянная; 8) в деревне Владычне, Святителя Николая, деревянная.


Фото. Василия Шелемина с сайта http://www.sobory.ru/

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.)

     (Фото. № 1 hram-tver. 2017 г. Фото. № 2 Василия Шелемина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Появление храма в Спасском погосте можно уверенно относить ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма, в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире – Верхневолжья. В Писцовых книгах 1626/1627 г. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви – в честь св. прп. Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь св. Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и св. Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь св. Николая Чудотворца. В строительстве церкви активное участие принимали дворянки Екатерина Ивановна Перская и ее младшая сестра Пелагея Ивановна княжна Волкнская, проживавшая в деревне Измайлово. Церковь постройки 1804 г. является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 г. был значительно расширен притвор, при этом престол св. Николая был перемещен в центре, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851–53 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь св. Параскевы Пятницы. В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма, его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877–78 гг. в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 г. протоиереем новоторжского Спасо-Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчинским. В 1887 г. в холодной церкви были устроены новые полы, престол св. Параскевы из-за тесноты был упразднен. В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь св. вмч. Пантелеимона и свв. вмцц. Варвары и Параскевы. В 1889 г. в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке. В 1891 г. было расширено церковное кладбище и отремонтирована церковная ограда с башенками. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви. Таким образом, к 1901 г. в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения пресв. Богородицы (южный) и 2 в теплой – свт. Николая (средний) и в честь свв. вмч. Пантелеимона, вмцц. Варвары и Параскевы (южный). Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – Солнца и храма, как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.
   В настоящее время в храме один действующий предел в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца.

   
     (По материалам изданий: Позднышева Н. И. Церковная летопись погоста Спасского // Новоторжский сборник. Вып. 1. - Торжок, 2004., Иванов П. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. - Тверь, 2010. и материалам сайта Спасо-Преображенский храм с. Спас Торжокского района.)

    


Посмотреть всю карту