Весьегонск - Казанская церковь
ул. Софьи Перовской, 1б
Храмовый комплекс включает наиболее ценные памятники архитектуры Весьегонска - Казанскую церковь, сочетающую формы раннего классицизма с более традиционными чертами барокко, и Троицкую церковь в русском стиле. Храмовый комплекс на Соколовой горе, самой возвышенной части города, находившейся в юго-восточной части старого Весьегонска, стал складываться одновременно с началом регулярной застройки. В 1777 г. сюда была перенесена деревянная Троицкая церковь с Ильинским приделом, поставленная годом ранее на другом месте (ещё до утверждения регулярного плана города). Рядом с деревянным храмом в конце XVIII - начале XIX в. была построена кирпичная Казанская церковь. Сначала, в 1792 - 1793 гг. сооружена трапезная, в которой в 1801 г. был освящён придел Рождества Иоанна Предтечи. Строительство самого храма было завершено в 1811 г. Отдельно стоящую колокольню возвели в 1820 - 1823 гг., а затем её соединили с трапезной, разобрав западную стену последней и обстроив нижний ярус колокольни с юга и севера невысокими объёмами. В 1858 г. весьегонским городским архитектором Плоховым был составлен проект расширения трапезной, в которой в это время помещались два придела (Николая Чудотворца и Спаса Нерукотворного). Однако вместо этого в 1868 г. была построена кирпичная Троицкая церковь. Тогда же, очевидно, разобрали старый деревянный храм.
Две церкви стоят на площади, сохранившей лишь часть своей первоначальной территории. С севера и востока. она выходит на берег Рыбинского водохранилища. Комплекс и теперь играет важную градостроительную роль, замыкая перспективы двух взаимно перпендикулярных улиц: Софьи Перовской и Калинина. Несмотря на утрату завершений, церкви являются архитектурными доминантами старого Весьегонска, господствуя над окружающей деревянной застройкой.
Казанская церковь выстроена по традиционной продольно-осевой схеме. Композиция включает храм - двусветный четверик с крупной прямоугольной апсидой, чуть более узкую, сильно вытянутую трапезную и столпообразную квадратную в плане колокольню, от которой полностью сохранился только нижний ярус. Храм некогда был пятиглавым, а колокольня трёхъярусной с высоким шпилем. В настоящее время четверик храма завершён четырёхскатной кровлей. Фасады каждого из трёх объёмов церкви отличаются по декору. Храм, хотя и выстроен позднее основной части трапезной, выдержан в более традиционных формах. Трёхосевые фасады четверика расчленены узкими лопатками на три прясла. Окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками и завершены щипцовыми сандриками с заплечиками. На южном фасаде в центре расположен входной проём, сохранивший кованое одностворчатое дверное полотно. На северном фасаде входу отвечает ложный проём. Венчающий карниз четверика с несложной профилировкой включает двухступенчатые зубцы. Декор апсиды аналогичен храму. Фасады трапезной (три восточные прясла - первоначальные) выдержаны в формах, характерных для провинциальной архитектуры раннего классицизма. Стены разделены пилястрами на пять равных прясел по числу окон. Прямоугольные проёмы заключены в рамочные наличники. По осям окон сверху и снизу расположены прямоугольные горизонтальные филёнки. Профилированный венчающий карниз, раскрепованный над пилястрами, дополнен сухариками. Фасады колокольни характерны для позднего классицизма. Нижний ярус завершается треугольными фронтонами с круглыми окнами в тимпанах. В основании второго яруса проходит фриз с квадратными нишками. От проёмов звона сохранились только нижние части.
Храм, перекрытый сомкнутым сводом, тремя арочными проёмами сообщается с апсидой, в которой, как и в бесстолпной трапезной, полулотковый свод. В интерьере сохранились фрагменты клеевой живописи конца XIX в., прописанной маслом в начале ХХ в.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2073. Л. 1-4; ИИМК РАН. P.III, № 6292; ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 103, 115, 118, 123, 128; Добровольский И. Тверской епархиапьный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 144. Краеведческий споварь Весьегонского района Тверской обпасти/Сост. Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 91-92.
Г.С.
Казанская церковь расположена на снимке справа. |
(По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
(Цветная фото. с сайта Весьегонск.net.ru. Фото. № 2 из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания С.Г. Смирнова, Весьегонск, по собственному снимку. 1908г.)
Одновременно с застройкой Весьегонска по регулярному плану, на Соколовой горе — самой возвышенной части старого города, находившейся в его юго-восточной части, начал формироваться храмовый комплекс Казанской и Троицкой церквей. В кон. 18 - нач. 19 в. была построена каменная Казанская церковь. В 1792-93 гг. сооружена трапезная, в которую из деревянного Троицкого храма перенесли Ильинский придел, а в 1801 г. (возможно, вместо него) здесь был освящен придел Рождества Иоанна Предтечи; строительство самого храма было завершено в 1811 г. Отдельно стоящую колокольню возвели в 1820-23 гг., а затем ее соединили с трапезной, увеличив объем последней в западную сторону. Тогда же, очевидно, нижний ярус колокольни с юга и севера обстроили невысокими объемами. Есть основания предполагать, что по первоначальному проекту фасады храма должны были обладать более развитыми формами раннего классицизма, которые отражает чертеж нач. 1820-х гг., выполненный в связи с увеличением трапезной. При этом изображение храма здесь, возможно, отвечает первоначальному проекту, при осуществлении которого были допущены существенные изменения. На чертеже проемы с полуциркульными перемычками акцентированы трехчастными замками, а между окнами первого и второго света помещены лежачие филенки с вогнутым нижним краем. В 1858 г. городской архитектор Н.И. Плохое составил проект расширения трапезной, в которой в это время помещались два придела (Николая Чудотворца и Спаса Нерукотворного), с устройством в ней четырех крещатых столбов. Однако, несмотря на утверждение проекта в 1863 г., он не был осуществлен. К настоящему времени Казанская и Троицкая церкви утратили свои завершения, однако сохранили роль архитектурных доминант в панораме старого города, господствуя над окружающей деревянной застройкой.
Это наиболее значительный архитектурный комплекс Весьегонска, характеризующий различные периоды в развитии архитектуры города. Две церкви стоят на расстоянии нескольких метров друг от друга. Церковь Казанская находится ближе к берегу, колокольня поставлена по оси ул. Софьи Перовской. Церковь Троицы расположена к юго-западу от нее, по оси ул. Калинина. Оба храма выстроены из кирпича и оштукатурены, цоколь церкви Троицы белокаменный.
Южный фасад Казанской церкви (Чертеж нач. 1820-х гг.). ГАТО. |
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
(Рис. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)