Кесьма - Рождества Богородицы (Троицкая) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Андрея Ага.


   Кесьма — с., административный центр Кесемского с.п., 32 км к Ю.-З. от г. Весьегонска.
   Название по гидрониму — р. Кесьме, этимология которого, возможно, из кеса + маа — «тёплая земля»; «летняя земля»; «южная земля» (финн.), как противопоставление какому-то парному водоёму с названием в значении «северный, расположенный к северу». Ю.М. Смирнов приводит несколько иное значение гидронима: «средняя, срединная земля» (вепс.). В документах ХVІ-ХVІІІ вв. именуется как с. Кестьма.
   Расположена на левом берегу р. Кесьмы, на дороге Тверь — Весьегонск.
   Со времён московского князя Ивана Калиты, т.е. с первой половины XIV в., известна вол. Кистьма, вероятно выделившаяся из состава более древней новгородской вол. Шипино. Документальных подтверждений существования одноимённого с названием волости села в ту, как и более поздние эпохи обнаружить не удалось. Во второй половине XVI в. село относилось к Есеницкому стану Городецкого (Бежецкого) у, а вол. Кестьма — к Угличскому у.
   Долгое время было дворцовым селом. К 1622 г. одна треть его в качестве «прожиточного» поместья была за «девкой» Анной Яковлевной Юнгеловой. В 1630-е гг. перешло в вотчину к окольничему царя Михаила Фёдоровича князю Семёну Васильевичу Прозоровскому, но к середине 40-х гг. ХVIІ в. половина села была куплена князем Василием Фёдоровичем Мордкиным Большим, а вторая половина обменяна на какую-то другую вотчину князем Василием Фёдоровичем Мордкиным Меньшим.
   В 50-60-е гг. князья Морткины попадают в опалу, а с. Кесьма вновь оказывается в вотчине князей Прозоровских. К 1677 г. им владел четвёртый сын Семёна Васильевича — князь Пётр Меньшой Семёнович, будущий боярин в правление царевны Софьи.
   В конце XVII — нач. XVIII вв. Кесьма перешла в вотчину к генерал-майору, сенатору Ивану Петровичу Шереметеву, а после его смерти в 1735 г. к вдове Федосье Андреевне. В 1745 г. за нею в селе числились 82 ревизские души. Иван Петрович с Федосьей Андреевной не оставили после себя потомства, и их вотчина перешла к иным владельцам.
   К 4-й ревизии, т.е. к 1782 г., село принадлежало представителю рода Батюшковых лейб-гвардии Преображенского полка сержанту, позднее надворному советнику Ивану Семёновичу.
   После смерти Ивана Семёновича в 1828 г. село унаследовал лейб-гвардии сапёрного батальона поручик Николай Иванович Батюшков, к которому перешло от отца 295 ревизских душ, в том числе 16 дворовых.
   Последний владелец — внук Ивана Семёновича и сын Николая Ивановича — коллежский асессор Батюшков Дмитрий Николаевич.
   До 1918 г. являлось центром Кесемского церковного прихода, объединявшего 15 селений с 2187 прихожанами.
   Церковь Рождества Богородицы (в современных документах ошибочно зарегистрирована как Троицкая церковь). Паспорт 955. В первой четверти XX в. два престола: в храме — Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной — великомученика Фёдора Стратилата.
   Кирпичная оштукатуренная церковь, выстроенная в традициях провинциальной архитектуры первой половины XVIII в., расположена в центральной части села на небольшой площади.
   Храм построен в 1765 г., в 1788 г. закончено строительство трапезной, отдельно стоящая колокольня возведена в 1870-75 гг. В 1894 г. трапезная была расширена, включив в свой объём первый ярус колокольни с северной стороны. В XX в. верхние ярусы колокольни были утрачены, над её первым ярусом и трапезной устроена общая кровля, храм внутри разделён на три этажа. Здание долго использовалось под сельский Дом культуры.
   В 1990-е гг. церковь вновь передана общине верующих и используется по прямому назначению. Священником отцом Сергием (Масальцев Сергей Аркадьевич) предпринимаются большие усилия по созданию истории храмов с. Кесьма.

   
     (По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)

    (Фото. № 1 Андрея Ага.)
    


Фасад церкви Рождества Богородицы (1819) с проектом замены главы храма (1846) и два варианта проекта колокольни (1846). ГАТО.

Фасад церкви Рождества Богородицы (1819) с проектом замены главы храма (1846) и два варианта проекта колокольни (1846). ГАТО.


   Церковь Рождества Богородицы расположена на высоком месте в центре села у дороги, ведущей из Красного Холма в Весьегонск. В древности в Кесьме имелась деревянная церковь Рождества Богородицы (к сер. 18 в. она уже не существовала). В 17 — 1-й трети 18 в. в селе на средства прихожан была построена деревянная Троицкая церковь (согласно документу 1788 г. — в 26 г., по документам нач. 19 в. — в 1606 г., а по более поздним источникам — в 1668 г.). Существующая каменная церковь Рождества Богородицы с приделом Федора Стратилата сооружена в нескольких метрах к югу от деревянного храма по заказу помещика прокурора Андрея Ильича Батюшкова, прошение которого датируется апрелем 1760 г. Завершено строительство в 1765 г. на средства коллежского асессора Льва Андреевича Батюшкова, а освящена церковь в 1768 г. Трапезная первоначально была небольшой в два окна на южном фасаде. Две церкви стояли посреди сельской площади у развилки двух больших дорог: одна шла из Красного Холма в северном направлении на Весьегонск, другая — в северо-западном на Устюжну Железнопольскую. Южнее развилки, с восточной стороны от дороги на краю села располагалась усадьба с прудами. В последней четв. 18 в., когда усадьба принадлежала надворному советнику Ивану Семеновичу Батюшкову, здесь находились деревянный господский дом со службами, две оранжереи, пейзажный парк, деревянный винный завод. В 1846-51 гг. вместо прежней трапезной, вероятно, по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова возведена новая, более обширная, с приделом Федора Стратилата (в изначальном проекте Львова предполагались два придела). При этом в западной части трапезной капитальной стеной было выделено помещение притвора со сторожкой. Очевидно, тогда же разобрали крыльцо перед южным входом, а над ним пробили окно второго света. Не исключено, что в те же годы первоначальное сводчатое перекрытие храма заменили деревянным и поставили новую главу. Проект колокольни (известны три его варианта с двумя, тремя и четырьмя ярусами) в стиле позднего классицизма осуществлен не был. Также не была выполнена предложенная Львовым переделка наружного декора храма в духе позднего классицизма. В 1870— 75 гг. на средства прихожан возвели каменную трехъярусную колокольню, а деревянная к тому времени была уже разобрана. В 1894-95 гг. по проекту гражданского инженера Ф.Н. Малиновского и под наблюдением епархиального архитектора В.И. Назарина увеличили трапезную, разобрав западную стену, отделявшую ее от притвора, и сделав пристройку с северо-запада. Вероятно, тогда же плоское перекрытие трапезной заменили сводчатым. К нач. 20 в. первоначальная деревянная ограда, окружавшая оба храма, была заменена каменной с железными и деревянными решетками. В советское время ограда и деревянная церковь разобраны; в каменной церкви утрачены два верхних яруса-четверика колокольни, которые были прорезаны высокими арочными проемами и украшены тосканскими пилястрами; на восьмерике храма сделана более высокая кровля, закрывшая барабан главы храма; в трапезной срублен фасадный декор, разобраны своды, а стены ее надложены; внутренняя структура храма искажена устройством междуэтажных перекрытий; росписи в храме и апсиде, выполненные в 1803 г., забелены, не сохранились иконостасы. В кон. 20 в. на храме установлен маленький глухой барабанчик с главкой. Кирпичные стены церкви оштукатурены и побелены, цоколь облицован гранитными блоками.


Фасад и план церкви Рождества Богородицы (1894). ГАТО.

Фасад и план церкви Рождества Богородицы (1894). ГАТО.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

     (Рис. № 2, 3 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
    


   Кирпичная оштукатуренная церковь, выстроенная в традициях провинциальной архитектуры первой половины XVIII в., расположена в центральной части села. Храм был построен в 1765 г., в 1788 было закончено строительство трапезной и освящен северный придел. Отдельно стоящая колокольня сооружена в 1870 - 1875 гг. В 1894 г. трапезная была расширена, включив в свой объем первый ярус колокольни с северной стороны. В настоящее время утрачены верхние ярусы колокольни, устроена общая кровля над трапезной и первым Рождества Богородицы церковь. План.ярусом колокольни, храм внутри разделен на три этажа. Наибольший интерес представляет храм типа "восьмерик на четверике", сохранивший свой первоначальный облик. Двухсветный четверик храма несет приземистый восьмерик с высокой граненой кровлей. Необычно плановое решение: стены четверика (без выступов и перепадов) плавно переходят в стены полуциркульной апсиды. Трапезная с приделом и колокольней смещены с продольной оси храма к северу. Алтарная часть придела частично закрывает северную стену четверика храма.
   Архитектурное убранство фасадов несколько суховато и ограничено в наборе деталей. Цоколь здания облицован гранитными блоками и выделен полувалом. Углы четверика храма закреплены широкими лопатками, а ребра восьмерика тонкими полуколонками. Оконные проемы с трехцентровой перемычкой сильно заглублены в толщу стены. Их оформляет тонкая тяга, образуя вокруг них прямоугольную рамку. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы псевдобарочные мотивы.
   Восьмерик храма перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи ступенчатых тромпов. Прорезанная распалубками конха апсиды опирается на подпружные арки. Своды трапезной утрачены.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 704; Ф. 466. Оп. 1. Д. 77269, 82101; РГИА. Ф. 799. Оп. ЗЗ. Д. 2072, Л. 33; ИИМК РАН. Р. III. Д. 6З08; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 162; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 55-56, 92.

   А.Ф.

   Церковнослужители села Кесьма:

   ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 7236. Л. 197 об - 198

   В 1887 году:
   Священник Константин Макариев Судаков
   Диакон Петр Михайлов Спасский
   Псаломщик Василий Иванов Молчанов


Церковь Рождества Богородицы. Фото. 1978 г.

   
     (По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002. и материалам предоставленным Олегом Спасским.)

     (Фото. № 4 из издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
    


   Село Кесьма, от Твери 200 верст, от Весьегонска 36 верст.
   Церковь Богородицерождественская, каменная, постройки 1765 года, престола два: холодный Рождества Пресвятой Богородицы, тёплый Великомученика Феодора Стратилата.
   Церковные документы: опись 1848 года, метрические книги с 1805 года.
   В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Воскрессенский 47-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1873 года, священником с 1878 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и катихизатором, в 1898 году награждён скуфьей.
   Диакон Пётр Михайлович Спасский 51-го года, в служении с 1871 года, диаконом с 1886 года.
   Псаломщик Иван Иванович Васильев 23-х лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1899 года.
   Церковный староста крестьянин Платон Иоаннович Москалев, в должности 3-е трёхлетие.
   Прихожан в селе Кесьме, в деревнях: Губачеве, Холме, Старом, Мякишеве, Можаеве, Ильинском, Терпигорах, Чернядине, Якулине, Петелеве, Попадьине, Софронихе, Чухареве, Ваневе - 384 двора (1002 мужчины, 1185 женщин). Раскольников - 3 мужчины, 22 женщины.
   В 1914 году служили: Священник Иоанн Соболев 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Богородицерождественском храме 7 лет.
   Штатный диакон Александр Прутенский 28-ми лет, из 2-го класса семинарии на службе 9 лет, в Богородицерождественском храме 4 года.
   Псаломщик Феодор Поляков 44-х лет, на службе 13 лет, в Богородицерождественском храме 12 лет.
   Прихожан в деревнях: Губачево, Можаево, Ильинское, Старое, Холм, Ванево, Чухарево, Терпигор, Попадьино, Чернядино, Мякишеве, Якушино, Софрониха, Петелево - 1105 мужчин, 1274 женщины. Раскольников - 6 мужчин, 8 женщин.

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь. 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь. 1914.)
    


   Церковный причт:

   Священники:

   1681-1737 годы. Федор Семенов. Жена Ксения Васильева.
   1711-1770 годы. Иван Федоров. Жена Параскева Гавриловна.
   1817-1824 годы. Иван Федоров, ранее диакон села Толстиково Бежецкого уезда. Жена Елизавета Стефановская.

   Дьяконы:

   1681-1737 годы. Максим Семенов. Вдов.
   1741-1770 годы. Иван Петров. Жена Ирина Федорова.

   Дьячки:

   1674- 1737 годы. Киприян Иванов. Вдов.
   1721-1770 годы. Степан Федоров. Жена Аграфена Стефанова.
   1741-1770 годы. Иван Иванов. Жена Мавра Иванова.

   Пономари:

   1692-1737 годы. Андрей Никифоров. Жена Маремьяна Сипина.
   1770 год. Андрей Федоров.
   1746-1770 годы. Яков Стефанов. Жена Евдокия Дмитриева.


   Вончаков Иван Васильевич. Диакон. Сын священника. Исключен из Кашинского уездного училища высшего отделения. В 1816 году определен в пономари села Леонтьевское. В 1820 году Преосвященным Филареитом, Архиепископом Тверским и Кашинским определен на настоящее место службы. В диаконы. В семействе у него жена Марфа Александровна. Дети: Петр Вончаков, в высшем отделении Краснохолмского приходского училща, на содержании отца Кузьма, 5 лет.
   Заштатный священник. Живет на содержании сына, диакона этой церкви. В возрасте 67 лет, вдовец.

   Вончаков Петр Иванович. Диакон. Сын диакона. По окончании низшего отделения Тверской духовной семинарии в 1855 году определен в пономари церкви села Романовское. В 1856 году посвящен в стихарь и определен на настоящее место службы в село Кесьма. В семье у него жена Мария Алексеевна и сын Павел.

   Воскресенский Александр Иванович. Священник. Сын диакона Краснохолмского собора. По окончании наук в Тверской духовной семинарии с 1873 года 5 лет проходил в должности народного учителя. 4 года в земских училищах Весьегонского уезда и 1 год в министерском двухклассном Троице Нерлинском училище Калязинского уезда. В августе 1878 года определен и посвящен в священники Весьегонского уезда, села Старо-Ренская пустынь. Затем с согласия прошения Архиеписком Преподобным Саввой переведен в на настоящее место в село Кесьма. Проходит в должности законоучителя в земских училищах и церковноприходской школе прихода. Кесемская церковно-приходская школа открыта в 1896 году данным священником.Законоучитель в Алешинском земском училище Остолоповского прихода. Заведующий Кесемской церковно–приходской школой. Награжден в 1892 году набедренником. В 1898году скуфьей. В 1904 году камилавкой. В 1903 году получил благодарность от проповеднического Комитета за 12 летнее прохождение катехизиских обязанностей. Грамоту иерейскую имеет. Жалования получает 144 рубля. В семье у него жена Анна Васильевна, 1844 года рождения, дочери: Александра 1881 г.р., Лидия – 1883 г.р. Павел 1883 г.р. /близнецы /. Мария.188?г.р. Зинаида 1888 г.р. Александра с 1896 года служит учительницей в церковно приходской школе. Лидия заведует земской библиотекой. Павел служит надзирателем в Краснохолмском духовном училище. Мария окончила курс наук в Тверском епархиальном училище. Зинаида обучается в 5 классе Тверского епархиалного женского училища. Николай обучается в 3 классе Краснохолмского духовного училища.

   Ильинский Павел Иванович. Диакон. Сын священника села Присеки Бежецкого уезда. По увольнению из 3 класса Бежецкого духовного училища с 1889 года по 1892 год состоял помощником учителя в Присекцкой и Лозеевской церковно-приходских школах Бежецкого уезда. В 1892 году получил свидетельство на звание народного учителя церковно-приходских школ. Определен в Туровсно-приходскую школу Кашинского уезда. В 1894 году определен на должность псаломщика церкви приселка Любовицы Бежецкого уезда. Назначен в это же время учителем Любовицкой церковно-приходской школы. Имеет три медали за труды по Всероссийской переписи населения. В 1894 году награжден от Священного Синода книгой «Библия» за труды по школе.
   В 1900 году посвящен в Стихарь. В 1901 году определен на должность и посвящен в диаконы церкви села Кесьма. Состоит учителем Кесемской церковно-приходской школы. Имеет грамоту диакона. Жалования от казны не получает. В семействе у него жена Елизавета Федоровна.

   Кудрявцев Петр. Определен на место дьячка церкви села Кесьма. Переведен из Новоторжского уезда села Михайлова Гора. Запрещено служить священником до полного раскаяния и исправления своего поведения. Держать Кудрявцева под надзором. В семействе у него жена Елизавета Александровна.

   Никольский Владимир Павлович. Диакон. Сын священника села Чистая Дуброва Весьегонского уезда. По окончанию курса обучения в Краснохолмском духовном училище в 1884 году состоял на разных должностях. В 1889 году определен в псаломщики церкви села Чистая Дуброва. Викарием Тверской епархии Гавриилом посвящен в стихарь. В 1904 году состоял учителем в Чистодубровской церковно-приходской школе. В 1905 году определен в диаконы данной церкви. С 1906 года состоит законоучителем кесемской школы. Жалования от казны не получает. Жена Анна Николаевна. Помошница учительницы в Порогской и Чистодубровской школах.

   Образцов Владимир Иванович. Дьячок. Сын священника. Исключенный высшего отделения Краснохолмского духовного училища. Определен по Высшему распоряжению Его Высокопреосвященства Григория, бывшего в это время Архиреем Тверским. В 1844 году дьячком в село Любегощи. В 1845 году посвящен в стихарь. В 1864 году на настоящее место. Жена Августа Васильевна. Сын от первого брака Иван Образцов учится в высшем отделении Краснохолмского духовного училища. От первого брака дочь Мария. От второго брака Михаил, Агриппина, Олимпиада, Фелицата, Никифор.

   Павский Евдоким Федорович. Дьячок. Пономаря сын. Исключен из низшего отделения Краснохолмского уездного училища. В 1819 году определен на настоящее место службы пономарем. В 1826 году переведен в дьячки. Женат первым браком. В семействе у него: жена Параскева Васильевна. Дети. Петр Павский – в высшем отделении Тверской духовной семинарии на полуказенном содержании. Прокопий Павский – в высшем отделении Краснохолмского уездного училища, на содержании отца. Федор Павский – высшем отделении Краснохолмского приходского училища, на содержании отца.

   Поляков Федор Ильич. Пономарь. Сын крестьянина деревни Попиха Весьегонского уезда. По окончании курса обучения в земской школе проходил в должности учителя школы грамотности. С 1885 по 1897 год состоял помощником учителя в Василевской церковно-приходской школе. В 1900 году определен на должность псаломщика в церковь села Пнево. В 1901 году определен на должность псаломщика в церковь села Молоково. В 1901 году перемещен на эту же должность в село Кесьма. В 1906 году посвящен в стихарь. Жалование от казны 36 рублей. В семействе у него жена Августа Ивановна ? Григорий, Фекла, Анна, Евдокия. Григорий Обучается в Краснохолмском духовном училище.

   Прутенский Александр Иванович. Диакон. Сын священника села Дубрава Корчевского уезда. По выходе из 2 класса Тверской духовной семинарии в 1905 году определен Преосвященнейшим Александром в псаломщики церкви села Почетово Корчевского уезда. В 1909 году 19 декабря Высокопреосвященным Алексием рукоположен в сан диакона на настоящее место в село Кесьма. С 1910 года состоит законоучителем местной церковноприходской школы и земского училища. Жалования от казны не получает. В семействе у него жена Лидия Никитична и дети Мария, Иван, Антонина.

   Рождественский Василий Лукич. Пономаря сын. Исключенный из низшего отделения Краснохолмского духовного училища в 1826 году. Определен пономарем в церковь села Остолопово. В 1841 году перемещен в дьячки. А в 1859 году на место настоящей службы в село Кесьма. В семье у него сын Михаил, исключенный из высшего отделения Краснохолмского училища, пока не определенный на службу.

   Смирнов Илья Васильевич. Пономарь. Священника сын. По исключении из низшего отделения Тверской духовной семинарии в 1832 году решением Его Преосвященства Архиепископа Тверского и Кашинского Григория определен на настоящее место службы. Женат первым браком. В семействе у него жена Екатерина Аверьяновна. Дети. Елизавета, Агриппина, Арсений Смирнов обучается в высшем отделении Краснохолмского духовного училища. Получает от попечительства пособие 8 рублей серебром.
   Дмитрий Смирнов обучается в том же училище на содержании отца.
   Данила Ильич Смирнов исполнял должность пономаря в церкви с 1873 по 1880 год.
   Василий Ильич Смирнов. Отец его состоял в должности пономаря в 1873-1880 годах.

   Соболев Иван Александрович. Священник села Кесьма. Сын псаломщика села Пятницкое Весьегонского уезда. Окончивший курс в Тверской духовной семинарии. Со свидетельством второго разряда. В 1888-1889годах служил учителем в земском училище. В 1889 году Высокопреосвященством Саввой Викарием Тверским и Кашинским рукоположен в священники церкви села Пупцово Весьегонского уезда. При этом служил законоучителем и учителем и заведующим церковно-приходской школой. В 1898 году награжден набедренником. В 1904 году награжден скуфьей и в 1905 году получил благодарность от преосвященства за усердное преподавание школьных предметов. В 1907 году перемещен Высокопреосвященным Архиреем Алеексием на место священника в село Кесьма. От казны назначено жалования 140 рублей. Семья: жена Антонина Ипполитовна, дочь священника села Пупцово. Дети. Екатерина 1890 года рождения. Учится в Тверском епархиальном училище. По окончании учения – учительница в Суковской церковно-приходской школе. Иван 1891 года рождения. Учится в Тверской духовной семинарии. По окончании служит в Старицком Успенском монастыре. Михаил 1892 год рождения. Учится в Краснохолмском духовном училище. Затем в Тверской духовной семинарии.Николай 1896 года рождения.Учится в Краснохолмском духовном училище. Петр и Мария 1898 года рождения. Учатся в местной церковно-приходской школе. По окончании которой Петр учится в Краснохолмском духовном училище. Анна родилась в 1900 году. Вера, 1901 года рождения, Валентина 1903 года рождения. Ипполит 1905 года рождения.

   Судаков Макарий Константинович. Священник. Дьяческий сын. По окончании Тверской духовной семинарии уволен с аттестатом второго разряда. В 1841 году определен в село Чисти Весьегонского уезда священником. В 1842 году переведен священником в село Новое Бежецкого уезда. В 1848 году перемещен на настоящее место службы в село Кесьма. За усердную службу и честное поведение награжден набедренником. В семье у него: жена Клавдия Алексеевна. Дети: Михаил, уволен из высшего отделения Краснохолмского духовного училища. Приличного по своему образованию места пока не подобрано. Проживает в доме отца. Константин обучается в среднем отделении Краснохолмского духовного училища. На содержании отца. Вячеслав обучается в низшем отделении этого же училища. Алексей и Анастасия, дети при родителях.

   Яковлев Тимофей Яковлевич. Сын диакона. По исключении из среднего отделеня Тверской духовной семинарии в 1823 году повящен в диаконы Богоявленской церкви города Кашина. В 1825 году определен во распоряжению Архиепископа Тверского и Кашинского Кирилла в село Кесьма на данное место службы. В семье у него жена Елизавета Ивановна. Дети: Авдотья, Анна, Петр, в высшем отделении Краснохолмского духовного училища. На содержании отца.


   Церковные старосты

   Волков Иван Григорьевич. Крестьянин село Кесьма.
   Карпушкин Игнатий Федорович. Крестьянин деревни Губачево.
   Карпушкин Федор Игнатьевич. Крестьянин деревни Губачево.
   Москалев Платон. Кесьма.
   Репников Иван Корнеевич. Крестьянин. Губачево.
   Терехин Иван. Крестьянин. Село Кесьма.
   Штемпель Геннадий Христофорович. Помещик. Барон. Усадьба Пашково. Состоял старостой три трехлетия.


   Часовни

   К 1904 году в приходе церкви четыре часовни. В селе Кесьма, в усадьбе Пашково, в деревнях Губачево и Мякишево.

   Кесемская часовня

   Деревянная. Построенная с разрешения Епархиального Начальства в 1884 году. В честь Святого Благоверного Александра Невского. В память чудесного избавления от смерти императора Александра Второго. Расположена на берегу реки Кесьмы, квадратная, в длину и ширину по 6 аршин. Крыша покрыта тесом. Смотрит за часовней церковный староста Терехин Иван.

   Пашковская часовня

   Деревянная. Во имя Святого Архангела Михаила. Стоит по дороге к приходскому селу Кесьма. Построена в 1860 году на месте очень древней. О которой писали в старых документах: время строительства неизвестно, но очень древняя. Построена в память изгнания польско-литовских интервентов. /Возможно в одно время с церковью Живоначальной Троицы/. Древняя часовня пришла в ветхость. Ее с высочайшего позволения чинили, латали и вот получили дозволение от Епархиального начальства построить новую. Новая построена к 1890 году на месте древней помещиком бароном Геннадием Христофоровичем Штемпелем на личные средства. Стоит при усадьбе данного помещика. В длину и ширину по 6 аршин. Смотрит за часовней сам строитель. Денежный доход 5 рублей в год.

   Губачевская часовня

   Построена на месте очень древней, неоднократно ремонтированной и сгоревшей от грозы. Расположенная по дороге в приходское село Кесьма. Возле начала деревни у пруда. Часовня во имя священномученика Власия и святого Архиепископа Иерусалимского Модеста. В длину и ширину по 9 аршин. /Аршин 73 сантиметра/. Крыта лучиной, Надзирает за часовней часовенный староста Репников Иван Корнеевич. Денежного дохода 10 рублей в год.

   Мякишевская часовня

   Деревянная. Построена с разрешения Епархиального начальства в 1825 году. В честь Святителя Николая Чудотворца. Находится часовня среди полей, по дороге в приходское село Кесьма, в еловой роще. В длину 8 аршин и в ширину 6 аршин. Крыша крытая тесом. Смотрит за часовней избранный деревней часовенный староста.

   
     (По материалам сайта Весьегонской центральной библиотеки имени Д.И. Шаховского.)

    


Посмотреть всю карту