Чамерово - Казанская церковь
Чамерово — с., административный центр Чамеровского с.п., 22 км к Ю.-Ю.-З. от г. Весьегонска.
Название от мл.и. Чамер, возможно, из чемер — «макушка, темя; чуб, вихор, чёлка», имя по внешности; чамра — «сумрак, мрак, меркоть»; «мокрый снег с туманом».
Расположено на дороге Иваново — Дюдиково (Брейтово). Левый берег р. Сыроветки (Сыроверки).
Возрождено в 1630-50-е гг. карелами-переселенцами на месте более древнего, но запустевшего к нач. XVII в. селения. Практически сразу стало духовным и административным центром обширных территорий в бассейнах Сыроветки, Лами, частично Сёблы, заселённых к середине века карельскими переселенцами. Уже в 1660-е гг. в селении стояла деревянная церковь «во имя Пресвятые Богородицы Казанские», к нач. 1670-х гг. село становится центром дворцовой карельской Чамеровской вол., выделившейся из состава Верховского стана Ярославского у. К 1682 г. волость объединяет 2 села и 62 деревни. В нач. следующего века количество селений остаётся прежним, но волость, вероятно, для удобства управления, уже разделена на 2 части.
К концу 70-х гг. XVII в. село становится центром не только волости, но и полуофициального уезда, объединившего все карельские селения на стыке трёх уездов: Ярославского, Угличского и Бежецкого. Управлялась вновь созданная административная единица приказом Большого Дворца и имела все атрибуты уезда: воеводу, администрацию, земскую избу и т.д. В неё вошли Чамеровская, Мартыновская, Пятницкая, Кестемская, Архангельская (Арханская), Растороповская, Борисоглебская и другие карельские волости.
Даже кардинальные петровские реформы почти не затронули эту систему управления карельскими территориями. Она была изменена лишь Павлом I в 1797 г., когда всем дворцовым хозяйством стал управлять Департамент уделов (удельное ведомство), а дворцовые земли вместе с крестьянами в губах административно были объединены в так называемых удельных экспедициях (с 1808 г. удельных имениях или конторах). Экспедиции (конторы), в свою очередь, делились на удельные приказы. Бывший полуофициальный Чамеровский у. был разделён на 2 приказа — Чамеровский и Архангельский (Арханский).
Колокольня 1712 года постройки. План нижней части, двух внутренних средних венцов восьмерика, верхнего в звоне и под кровлей; фасад колокольни. |
Именно в удельном с. Чамерове открылось первое на территории Весьегонского у. (исключая Весьегонск) официальное учебное заведение — Чамеровское приказное училище. Произошло это в 1842 г. Позднее, в 1869 г., оно было реорганизовано в земское четырёхклассное училище.
После отмены крепостного права и введения единой системы сельского управления (1866) Чамерово до 1924 г. стало административным центром Чамеровской вол., просуществовавшей до упразднения волостного деления в 1929 г.
На протяжении всей своей истории оставалось духовным центром обширной территории. Чамеровский церковный приход к нач. XX в. объединял 14 населённых пунктов с 363 дворами и 2253 прихожанами. Казанская церковь в 1940-80-е гг. оставалась единственной сельской действующей церковью в Весьегонском р-не.
В селе раположен памятник историко-культурного наследия — Казанская церковь (паспорт 4652).
В конце XVIII в. взамен обветшавшей деревянной церкви во имя иконы Казанской Божией Матери был построен кирпичный одноимённый храм, простоявший в селе до 70-х гг. следующего столетия.
В 1875 г. был возведён третий по счёту Казанский храм с шестью (!) престолами: Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме в нижнем тёплом этаже, иконы Казанской Божией Матери и Преображения Господня в летнем верхнем. Ещё три престола были освящены уже в XXI в.. Первоначально на западном фасаде храма, вероятно, располагалось крыльцо с лестницей, связывавшей этажи.
В 1893 г. была построена отдельно стоящая колокольня, а в 1903 г. — переход, соединивший храм с колокольней. Тогда же взамен наружной была построена внутренняя лестница, связывающая этажи. На этом формирование объёмно-пространственной композиции церкви завершилось.
Храм выстроен в русско-византийском стиле.
(По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)
(Фото. № 2, 3 из группы в Контакте. Рис. № 2 из издания Виноградов А.Н. Памятники деревянного церковного творчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII в. - С.-Пб., 1892.)
Церковь Казанская стоит на высоком левом берегу речки Сыроверка, на кладбище, в центре села, господствуя в его панораме. В 18 в. в селе стояли две деревянные церкви: Казанская с приделом Николая Чудотворца (1712) и Воскресенская. В кон. 1790-х — 1810-е гг. вместо них сооружена каменная Казанская церковь с приделами Николая Чудотворца и Воскресения (Никольский придел в трапезной освятили в 1800 г., второй придел и главный престол — только в 1818 г.). К сер. 19 в. в стене алтаря образовалась трещина, что, вероятно, послужило причиной строительства в 1870-е гг. вместо прежней ныне существующей двухэтажной церкви. Сооруженная на средства прихожан, она была вчерне завершена в 1873 г., а освящена в 1879 г. В верхнем этаже, наряду с главным престолом, устроили Преображенский придел, а в нижнем — придел Обновления храма Воскресения. Деревянная лестница на второй этаж размещалась в западном притворе, у южной стены. В 1893 г. по проекту епархиального архитектора В.И Кузьмина (утвержденному в январе 1889 г.) к западу от церкви была построена колокольня. Переход с лестницей между храмом и колокольней возведен в 1904-05 гг. по проекту 1901 г., составленному архитектором В.И. Назариным. Кирпичные стены оштукатурены и побелены, цоколь сложен из гранита.
Редкий для сельских приходов пример крупного двухэтажного храма в русско-византийском стиле, примыкающего к традиции церквей крестово-купольного типа; при этом объемно-пространственная композиция отличается подчеркнуто индивидуальной трактовкой; большой цельностью характеризуется полностью сохранившийся в интерьере ансамбль монументальной живописи и иконостасов.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
Кирпичная, оштукатуренная церковь выстроена в русско-византийском стиле вместо кирпичного храма конца XVIII в. Здание стоит в центре села на берегу небольшой речки Сыроветка. Наибольший интерес представляет собственно храм, построенный в 1875 г. Отдельно стоящая колокольня выстроена почти двадцать лет спустя, в 1893 г. Окончательно объемно-пространственная композиция сложилась в 1903 г., когда храм и колокольня были соединены переходом. Плановая структура здания из центрической превратилась в продольно-осевую.
Крестовокупольный четырехстолпный пятиглавый храм на высоком подклете обладает крупными монументальными формами. Мощный четверик со скругленными углами завершен полуциркульными закомарами. Центральный массивный световой барабан со вспученной главой возвышается над малыми декоративными главами с восьмигранными барабанами. Несколько необычна расстановка малых глав по сторонам света. Восточная глава поставлена над прямоугольной апсидой, равной по высоте четверику храма. С запада к храму примыкает узкий переход, объединяющий его с высокой трехъярусной колокольней. Уменьшающиеся кверху, квадратные в плане, ярусы звона увенчаны "короной" из килевидных кокошников и вспученной главой.
Декоративное убранство фасадов отдельных частей здания стилистически неоднородно. Фасады храма обработаны спаренными лопатками, высокие арочные окна лишены обрамления, что подчеркивает суровую монументальность объема, лишь тройные "византийские" окна верхнего храма и окна центрального барабана имеют скромные наличники. Переход напоминает своеобразную галерею, прорезанную двумя рядами полуциркульных окон и ниш. Нижний ярус колокольни и ее завершение выполнены в русском стиле. В оформлении верхних ярусов преобладают черты позднего классицизма.
В интерьере, как в верхней, так и нижней церквах, подпружные арки, перекинутые между стенами и четырьмя стоящими в центре столбами, организуют внутреннее пространство. Рукава креста перекрыты лотковыми, крестовыми и коробовыми сводами, угловые компартименты - сводами усложненной формы. Центральный световой барабан верхнего храма перекрыт куполом. Конструктивный переход от квадратного основания к барабану осуществлен при помощи парусов. Средокрестие нижней церкви перекрыто парусным сводом. В переходе расположена двухмаршевая лестница. Двухэтажный первый ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. В верхней церкви сохранилась клеевая живопись с традиционным набором сюжетов и системой их расположения, а также иконостасы.
ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 2566; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2072. Л. 99; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 167; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 9З, lЗ8.
А.Ф.
(По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
(Фото. № 4 с сайта Весьегонск.net.ru.)
Село Чамерово, от Твери 200 верст, от Весьегонска 30 верст.
Церковь Казанская, каменная, 2-х этажная, постройки 1875 года, престола три: в верхнем этаже два: Казанской Божией Матери и Преображения Господня, в нижнем этаже один Обновления Храма Воскресения Христова.
Церковные документы: опись 1849 года, метрические книги с 1780 года, исповедальные росписи с 1832 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Николаевич Приселков 34-х лет, студент семинарии, в служении с 1886 года, священником с 1890 года, состоял законоучителем и попечителем земского училища, духовным следователем и членом благочинного совета, награжден в 1895 году набедренником.
Диакон Василий Петрович Мальцев 31-го года, из 1 класса духовной семинарии, в служении с 1889 года, диаконом с 1892 года.
Псаломщик Иван Иванович Смирнов 22-х лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1897 года.
Церковный староста крестьянин Александр Андреевич Русской, в должности с 1893 года.
Прихожан в селе Чамерове, в деревнях: Хахилеве, Ульянихе, Паскине, Дужне, Мышкине, Осорине, Хмельневе, Комлеве, Федове, Круглихе, Станине, Савине, Чурилкове - 363 дворов (1043 мужчин, 1210 женщин), в том числе раскольников - 10 дворов (15 мужчин, 35 женщин).
В 1914 году служили: Священник Иоанн Приселков 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 24 года.
Штатный диакон Василий Мальцев 46-ти лет, из 1 класса семинарии, на службе 23 года, в Казанском храме 22 года.
Псаломщик Николай Карпов 37-ми лет, на службе 5 лет.
Прихожан в деревнях: Хахилево, Круглиха, Станино, Мышкино, Дудино, Осорино, Федово, Ульяниха, Паскино, Хмельнево, Савино, Комлево, Чурилково - 1161 мужчина и 1302 женщины, раскольников - 8 мужчин и 15 женщин.
В приходе сей церкви в деревне Чурилкове имелась деревянная часовня, Пророка Илии, построенная в 1849 году.
(По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)