Заборовье (Заборовье погост) - Петра и Павла церковь
![]() |
Село Заборовье расположилось на высокой открытой местности среди молодой лесной поросли и ещё не заросших кустарником полей. Ещё на подъезде к селу на него открывается великолепный вид. Само село расположилось на высокой круче, на одном из склонов которой в советское время была устроена горнолыжная база.
Село не сохранилось. В каких-то, по-видимому, бывших церковных помещениях рабочие делали ремонт, вырубленный кустарник на склоне говорил о том, что в лыжную базу собираются вдохнуть новую жизнь. Но нас интересовал храм – один из немногих каменных храмов Вышневолоцкого уезда, построенных в XVIII в.
Его архитектура нетипична для наших мест. Украшенный пятью небольшими главками, храм имеет две апсиды и примыкающие с запада трапезную и приземистую двухъярусную колокольню. После реставрации 1980-х гг. храм лишился крестов – они были заменены на штыри, подвергся внутренним переделкам. Так в трапезной храма была устроена глухая разделительная стена, на которую упираются стропила кровли, центральный западный вход был заложен, оставлены лишь боковые.
Такое переустройство церкви понятно: реставраторам не доставало средств, а может быть умения для восстановления утраченного свода трапезной, поэтому так и поступили. В общем, реставрация была больше призвана сделать из храма декорацию для туристов лыжной базы, нежели возродить само здание. Внутри никакой реставрации не было и, по-видимому, даже не намечалось. Церковь долгое время была наглухо закрыта, а сквозь пыльные стёкла окон разглядеть что либо внутри не представлялось возможным.
Но вот база была упразднена, следить за храмом стало некому, и тогда были выломаны двери, выбиты окна, а сам храм подвергся росписи многочисленными автографами «любителей» старины. Внутри храм пуст, лишь росписи со сценами из Евангелия сохранились от первоначального убранства церкви. Пояс росписи расположился между окнами первого и второго яруса и примерно посередине каменной колонны, устроенной в центре зала для поддержки свода церкви. Само расположение колонны нетипично. Обычно свод поддерживали четыре столпа, оставляя центральную часть храма свободной, здесь же всё наоборот. Колонна не только поддерживает свод, но и центральный купол, барабан которого сложен из кирпича.
Апсид у храма две – обе они восстановлены в ходе реставрации. Из архивных документов следует, что приделы носили посвящение: главный — в честь святых Апостолов Петра и Павла и боковой — Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы.
История храмового места в Заборовье восходит к глубокой древности. В Новгородских летописях под 6953 годом от Сотворения Мира удалось найти упоминание о том, как Тверской князь Борис «в Бежицком Верху и по Заборовию 80 волостей повоева в два года».
Следующее упоминание о погосте Заборовье мы находим в Новгородских писцовых книгах в Деревской пятине под 1495 г. Большая часть земель, что в Заборовском, что в Ясенском погостах до «письма» 1495 г. принадлежало крупным монастырям. В Заборовском погосте мы встречаем упоминания «в Заборовье же великого князя волостки оброчной, что была Аркажского монастыря за кормленщиком», в которую входили деревни Кокоткино, Пепелково, Олелцово, Горлово, Манково, Моклоково, Офремовскаа (так в источнике – Д.И.), Голышино, Кожакино, Михеево, Песьяково, Пашино, Бухарово — возможно, современное Бухалово, Новинка, Малышово, Бебино, Матаново, Климово, Рылово, Чернцово.
Подобное упоминание мы встречаем о землях «Спаского Футынского манастыря», «Пречистые Щилова манастыря», упоминается так же «волотка монастырская Олдрея святого с Ситны Богдановская Есипля, что им дал князь великий противу их обеж». На момент переписи все эти земли принадлежали уже другим хозяевам.
Храм в с. Заборовье не упомянут, точнее в писцовой книге отсутствует огромный кусок, где, возможно, и было описание одной из первых Заборовских церквей. Первое описание Заборовскй церкви мы находим в Писцовой книге 1582-83 гг. письма Кузьмы Карцова. В землях «Царя и Великого князя в погосте Заборовском» есть упоминание о д. Горке, «а в ней церковь Рождества Пречистые, а поставили дети боярские вопчи на Третьяковой земли Палицына; а дворов двор попов, двор дьячков, двор пономарёв, двор проскурницин, два двора бобылских пусты».
Со временем это церковное место получило название погоста Заборовье, сама же деревня Горка сохранив за собой прежнее наименование, существует до сих пор близ Заборовья.
Каменная церковь Петра и Павла была построена на погосте на месте прежнего деревянного храма. Самое старое дело Заборовского прихода за 1768 г. разбирает пожар, случившийся в приходе. Во время него и сгорела прежняя деревянная церковь.
Строительство каменного храма началось в 1780 г. В Тверском Государственном архиве сохранился один из проектов новой церкви. По стилю он совершенно отличен от современной церкви в Заборовье. На рисунке мы видим пятикупольное здание с трёхярусной колокольней, украшенное барочным орнаментом, колоннами и наличниками окон. Купола церкви также иной формы. Своим внешним убранством храм напоминает Преображенскую церковь в Есиновичах. Вполне возможно он таким и был, но последующие перестройки XIX-XX веков лишили его былого великолепия.
![]() |
|||
Село Заборовье. Проект Петропавловской церкви, втор. полов. XVIII в. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 932. Фото из архива Института Искусствознания, г. Москва. Предоставлено Г.К. Смирновым matveevo.prihod.ru |
В 1786 г. причт прихода подал прошение «О выдаче новых антиминсов». Дважды, в 1788 и 1791 гг., причт подавал прошения об освящении церкви. В документах Тверского государственного архива сохранилось описание Петропавловской церкви в Заборовье. «Церковь стоит на камнях, — писали о храме современники, — Цокольный этаж из не обтесанного камня. 15 сажень длиной, 7 саженей шириной, 6 вершков высотой. Стены церкви снаружи и внутри отшукатурены и окрашены охренною красною ….
Церковь сея белого цвета с изображением в верху возле столпа, по западной стороне Нерукотворного Образа Спасителя, а трапеза голубого с изображением всевидящего ока в облаках. В этой церкви два престола в ряд из коих главный во имя Святых Апостолов Петра и Павла, второй во имя Святителя Николая Чудотворца. Внутри церкви по среди оной столб в квадрате.
Простенков в главном алтаре два, четвероуголенья и стена разделяющие алтари между собой в коей устроен проход из одного алтаря в другой. Во всей церкви окон 21: именно вверху 6 и внизу 15, в окнах 21 рама со стеклам, сосновая, внизу укреплены железными крепежками, коих числом 15, вверху оных не имеется. На церкви 5 глав крытых простым железом. На главах кресты деревянные осмиконечные, обитые жестью.
Крыша на церкви и алтарях железная, на деревянных стропилах, окрашенная зеленой краской, на трапезе деревянная неокрашенная. Входные двери в церковь с западной, северной, южной сторон деревянные, окрашенные темнозеленой краской, обитые цинковым железом с запорами, на западных со внутренними и внешними замками, а на северных и южных с висячими изнутри и снаружи замками.
Паперть каменная, под колокольней с западной стороны с тремя дверями, над коими устроены полуциркульные оконца со стеклами. Крыльцев при паперти деревянных два с деревянными ступенями, над ними крыша деревянная неокрашенная. При северных дверях крыльцо из дикого камня и при южных такое же без крыш».
Над главным престолом в честь Петра и Павла была устроена резная сень: «Над престолом стена на четырёх деревянных колоннах… В оной над престолом образ Господа Саваофа на холсте, с четырех сторон изображение в круглых рамках четверых Евангелистов, над нею устроена деревянная позолоченная корона». Антиминс на престоле священнодействован Тверским архиепископом Григорием в 1834 г., видимо после капитального обновления храма.
Второй престол храма Николая Чудотворца переделкам не подвергся. На нём сохранился антиминс 1786 г., освящённый Тверским архиепископом Иоасафом. «Над престолом сеня висячая, с простою порезкого, позлащенная. В оной над престолом изображения Христа Спасителя на холсте и с четырех сторон в круглых рамках – четырех Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских Чудотворцев».
Иконостас в храме был резной, частью посеребрённый, частью позолоченный, высотой в 4 яруса. Над Царскими вратами возвышался в центре «в кругу, обложенном позолоченной порезкой образ Спасителя, беседующего с учеником иконного письма… над ним позолоченная корона. Внизу Святый Дух в виде голубя с позолоченными деревянными лучами». Справа от Царских врат помещался образ Спасителя на престоле, далее храмовый образ Петра и Павла в посеребрённой ризе. С левой стороны от Царских дверей был образ Богоматери с Младенцем на руках, за ней северные двери в алтарь с образом Пророка Моисея, а над ними «резная завеса, вверху с короной, деревянная, позолоченная».
Во втором ярусе кроме центральной иконы Христа, беседующего с учениками, было ещё четыре образа в круглых, позолоченных рамах: Богоявление Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Богородицы и Вознесения Господня. Второй иконостас украшали Царские двери с резным изображением Благовещения Пресвятой Богородицы.
С западной стороны центральной колонны был устроена резной катафалк для Плащаницы: «о двух ступенях — окрашены в зеленый и красный цвета — на нем Плащаница с изображением Христа Спасителя, с боков на четырех ножках на сем катафалке устроена сень на двух колоннах и двух полуколоннах, по кругу сени изображена деревянная завеса окрашенная голубо-красным, внутри изображение Сошествие Святого Духа, на южной стороне этой сени связанного Спасителя в кругу украшенном позолоченной деревянной рамой. На западной стороне – Христос Спаситель несущий крест, в кругу, на северной стороне – Христос Спаситель, молящийся в саду. На этой сени устроены глава и Крест».
![]() |
|||
Село Заборовье. Церковь Петра и Павла, вид с нового кладбища. Фото нач. XX в. из альбома семьи Мощанских. Сайт: http://www.bologoe-gorodok.ru/ matveevo.prihod.ru |
На момент описания церкви живописи, остатки которой мы можем видеть сейчас, не было. Внутри церковь была выбелена, а на своде с западной стороны от центрального столпа был изображен Нерукотворный образ Спасителя. Главный алтарь окрашен в зелёный цвет, второй алтарь – в голубой. Трапезная храма выкрашена в голубой цвет, в центре её свода помещалось изображение Святого Духа.
Колокольня церкви устроена в 1784 г., покрыта тёсом «искрашенным», крест железный. На колокольне было 8 колоколов, 1-ый колокол 64 пуда 24 фунта. Из описания ограды церкви следует, что она была на фундаменте из дикого камня, с кирпичными оштукатуренными столбами, покрытыми крашенным тёсом. «Между столпов деревянные решетки, окрашенные зеленой краской с большими створчатыми воротами деревянными на западной стороне и с малыми с северной и южной сторон. В этой ограде, с правой западной стороны сторожка деревянная, в две сажени длиной и в две шириной, при оной сени в сажень, крытые тесом с одним окном».
Рядом с храмом сохранился древний некрополь, на котором насчитывается около десятка каменных надгробий. Сквозь мхи ещё можно прочитать полустёртые надписи. «Здесь погребено тело иерея Иоанна Вларионовича Истомина…», — гласит одна из них на надгробии близ алтаря храма. В «Русском провинциальном некрополе» упомянуты захоронения Завалиевского Василия Степановича, полковника (род. 4 августа 1796 г. – сконч. 14 октября 1848 г.) и его супруги Завалиевской Наталии Григорьевны (род. 1801 г. – сконч. 3 августа 1865 г.). Остальные надгробия, высеченные из дикого камня можно датировать XVIII-XIX вв. При храме через дорогу существует и второй некрополь. Он появился позднее первого, когда тот был переполнен. На нём так же уцелели старые захоронения.
Историю заборовской церкви несложно проследить по заголовкам дел Тверского государственного архива. Год 1818 – на храме исправлены первые повреждения, последующие церковные ремонты значатся в делах Заборовского прихода под датами: 1830 г., 1837 г., 1880 г. и 1901 г.
Большая часть дел прихода повествует о раскольниках, которых тут было много. Вообще Есиновический край в своё время был силён традициями старообрядчества. Даже в нескольких верстах от уездного города старообрядцами был устроен скит и кладбище. Конечно, в 1835 г. скит был разрушен, но старообрядческое кладбище в местечке Тетёрки просуществовало вплоть до 1920-1930-х гг. Подобное же старообрядческое кладбище существует до сих пор при д. Иваньково, там вплоть до 1930-х гг. стояла своя старообрядческая церковь, чтобы упразднить ее советским властям пришлось действовать через ВЦИК.
Вернёмся к положению старообрядцев в Заборовском приходе. Первое дело, упоминающее раскольников в погосте Заборовье, относится к 1835 г. Оно рассказывает о погребении крестьянской девицы Акулины Парошовой на раскольническом кладбище. За 1836 г. значится дело «О действиях раскольников состоящих в сем приходе». Что именно сделали раскольники узнать уже невозможно – дело уничтожено.
На священников Заборовского погоста была возложена обязанность вести проповедь среди обратившихся в раскол. Одним из таких миссионеров стал священник погоста Григорий Алексеев Новосёлов – дед замечательного богослова, будущего мученика Михаила Александровича Новосёлова. Его имя значится во многих делах прихода. Он заступил на должность после увольнения священника Мирона Евфимова. Служение о. Мирона почти ничем примечательным не отмечено. При нём в 1836 г. заменён лишь антиминс на одном из престолов.
А вот служение о. Григория началось со скандала вокруг ратницы Афимьи Родионовой, которую он отказывался принять на исповедь. Оба дела датированы 1836 г. Второе из них предписывает ратницу на исповедь принять. В том же году о. Григорий получает представление от епархиального начальства за обращение раскольников. С этого момента на всё время его служения борьба за обращение своих прихожан от раскола к православию становится основным делом священника Григория Новосёлова.
1837 г. – снова Григорий Новосёлов обращает из раскола своих прихожан. В 1838 г. ещё один крестьянин переходит в православие. За 1842 и 1843 год в архиве прихода хранились четыре дела по этой же тематике. Добровольным помощником Новосёлова в деле проповеди среди раскольников стал и второй приходской священник Истомин. В 1842 г. он присоединил «из раскола» четырёх человек, в 1844 г. в связи с этим же имя священника Истомина снова упоминается в документах.
В тот же год отличился и Новосёлов. Он опять присоединил «некоторых лиц из раскола в православие». Следствием этого присоединения стало прошение священников «об исключении некоторых крестьян из раскола». Дело в том, что раскольники платили дополнительный налог государству. Ещё со времён Петра I отношение к раскольникам было, мягко говоря, холодным. Их считали наравне с изменниками престолу и всячески притесняли, в том числе и денежно.
![]() |
|||
Село Заборовье. Церковь Петра и Павла. Фото нач. XX в. из альбома семьи Мощанских. Сайт: http://www.bologoe-gorodok.ru/ matveevo.prihod.ru |
Благодаря заголовкам приходских дел можно установить имена присоединёных Новосёловым и Истоминым крестьян. 1846 г. – Михаил Пружинин, 1847 г. – Иван Никифоров. Но не всегда деятельность священников была успешной. Раскольники тоже не лыком были шиты, а поэтому сопротивление было серьёзным.
Последний успешный отчёт Новосёлова о присоединении из раскола датирован 1848 г. За что он был награждён в 1849 г. В 1850 г. последовал отчёт священника «о некоторых раскольниках совращающих православных в раскол», а вслед за ним последовал в Тверь и рапорт «о крестьянах совращающихся в раскол». В том же году Новосёлов отчитывался «о моленных раскольников». Среди них была и моленная в Иваньково, которая просуществовала вплоть до 1930-х гг.
Среди имён наиболее активных противников действий священника Новосёлова можно отметить Дарью Савельеву, которая «вредно влияла» на своё семейство. Вообще женщины в среде раскольников были наиболее фанатично преданы своим убеждениям. В 1850 г. причту пришлось признать своё поражение – в Тверь пошёл рапорт «о совратившихся в раскол крестьянах». «Об уклонившихся в раскол крестьянах» сообщали священники прихода и в 1857 г.
За семь лет нет ни одного рапорта о присоединении из раскола. Зато в 1865 г. начинается дело о погребении крестьянки Натальи Нестеровой на раскольническом кладбище. Видимо, это не понравилось самим обвиняемым – за 1866 г. значится дело «о притязании причта к раскольникам», которое инициировали сами старообрядцы.
Тот же 1866 г. – крестьянин Илья Лаврентьев погребён на раскольническом кладбище. Сам он был православным, но скорее всего, погребли его туда родственники. И снова разбирательство. Через два года опять разборки в Консистории – на этот раз на раскольническом кладбище в Иванькове погребли крестьянина Осипа Фёдорова, а вслед за ним и крестьянку Матрёну Иванову в том же году.
И вот случается то, что произойти никак не могло – 1868 г. «у крестьянина Филиппа Иванова дочь крещена раскольниками», тогда как детей по законам того времени даже раскольники крестили в православных храмах. 1873 г. – старообрядческие старосты вконец распоясались и приходскому духовенству пришлось подать рапорт «о самовольных действиях старообрядческих старост».
Нельзя сказать, что священник Новосёлов занимался только лишь борьбой с расколом. При нём впервые в приходе началось обучение детей грамоте. В 1838 г. последовало поручение диакону Егору Егорову «учить крестьянских детей чтению». В том же году священник Новосёлов попал под разбирательство «о повенчании крестьянина Егора Иванова в родстве». Проступок серьёзный, из-за него священник мог попасть под запрет. Но дело обошлось, и Григорий Новосёлов служение продолжил.
1845 г. – в приходе избран новый староста Василий Иванов. В обязанности старост входило хранение денежной кассы прихода, слежка за приходскими документами, «братскими» доходными книгами, а так же тарелочный сбор во время службы храма. Решал староста наравне с причтом и хозяйственные вопросы. А таковых было много на приходе.
В том же 1845 г. сгорела одна из деревянных часовен прихода. Дело не сохранилось, но из «древних» приходских часовен по документам проходили часовни в д. Щемелеве – Святителя Николая, в д. Михайлове – Архистратига Михаила, в д. Бухолове – Святой Троицы, в д. Фёдоров Двор – Иоанна Предтечи, в д. Жальцы – великомученика Георгия. В конце столетия к ним добавятся ещё несколько часовен.
Среди административно-хозяйственных дел того периода можно отметить: 1847 г. перекрытие храма новым железом и дело за тот же год «о дозволении церковные ключи хранить в безопасном месте». В 1848 г. пожаром уничтожена ещё одна часовня прихода. В 1849 г. – разбит колокол, а том же году в храме устроены новые печи.
![]() |
|||
Село Заборовье. На кладбище. Фото нач. XX в. из альбома семьи Мощанских. Сайт: http://www.bologoe-gorodok.ru/ matveevo.prihod.ru |
Упоминают приходские документы об отце настоятеле. Григорий Новосёлов в 1848 г. становится учителем Закона Божия. В 1851 г. он проходит по жалобе о недопущении им до исповеди крестьянина Сергея Григорьева. Недопущение до исповеди, а, следовательно, и не запись имени крестьянина в «Исповедальные книги» влекло за собой так же административные санкции для последнего.
1852 г. – священник Новосёлов ходатайствует о пособиии. В том же году он подаёт прошение о перемене ветхой срачицы на престоле (нижнее облачение престола. – Д.И.). 1854 г. – Новосёлова принуждают к взносу избовых пошлин в размере 1 руб. 20 коп, а в 1855 г. он увольняется от должности законоучителя. Зато получает должность благочинного.
В 1857 г. от Григория Новосёлова требуют доставить в Тверское Губернское правление ведомость «О вновь избранных церковных старостах». 1863 г. – Григория Новосёлова «притесняет» местный почмейстер да так, что первому приходится жаловаться в Тверь.
1866 г. – священник Григорий Новосёлов отлучается из прихода по делам, для этого ему выдаётся паспорт. 1873 г. – отец Григорий мог лишиться своего третьего священника — третья священническая вакансия вот-вот должна была закрыться. Вторым священником в то время служил уже Дмитрий Константинович Мощанский. 1878 г. – священник Новосёлов подписывает прошение о награждении церковного старосты крестьянина Логина Иванова. В 1881 г. заканчивается срок пребывания Новосёлова в должности благочинного.
1882 г. – пасхальные торжества омрачены жалобой крестьян на нетрезвое хождение «причтом по домам прихожан». Разбирательство переросло в новое дело «О недостатках церкви». В том же году Новосёлов написал донос на нового благочинного Берестова. Разбирательство длилось два года. И закончилось новым делом «о неприписывании благочинному Берестову судимости в клировой ведомости».
1884 г. протоиерей Григорий Новосёлов «увольняется» от предоставления проповедей в цензуру. В том же году его награждают орденом Св. Владимира IV ст. 1886 г. – Новосёлов снова пишет прошение о награждении церковного старосты. В тот же год епархиальное начальство поднимает вопрос «о службе протоиерея Новосёлова». Священник был уже весьма стар и по возрасту уже не подходил к служению в приходе. Через два года этот вопрос был решён. В 1888 г. «протоиерей Новосёлов уволен от должности».
Вторая половина 1850-х гг. была посвящена решению общеприходских проблем. 1855 г. – крестьяне д. Тритниково были перечислены из Заборовского прихода в соседний приход с. Шитовичи.1859 г. – крестьяне одной из приходских деревень самовольно отремонтировали свою часовню, чего без дозволения церковного начальства делать не разрешалось. 1864 г. – ещё одно «часовенное» дело – строится деревянная часовня. Какая? – остаётся загадкой.
В 1888 году строится деревянная часовня в д. Петрилово в честь Рождества Богородицы. В 1888 и 1889 гг. снова в консисторию поступают прошения «о разрешении построить часовню». Через год их и выстроено две в д. Маньково – Илии Пророка (1890 г.), в д. Гарусово – Апостолов Петра и Павла (1890 г.).
В это же время настоятелем прихода, после ухода за штат протоиерея Григория Новосёлова, становится отец будущего священномученика Владимира Мощанского (сам будущий священномученик Владимир родился в селе Заборовье 15 июня 1866 г. Свою мученическую кончину он принял в Вышневолоцкой тюрьме 7 сентября 1938 г. – престарелый священник не выдержал условий заключения и умер) – Дмитрий Мощанский. И первое прошение, составленное уже при новом настоятеле – это прошение об отводе земли под новое кладбище, датированное 1889 г.
История с отводом земли продлится до 1892 г. Этим годом датировано ещё одно прошение «о распространении кладбища». 1890 г. – в церковь дано крупное пожертвование купца Поморина, 1891 г. – подано прошение о награждёнии церковного старосты крестьянин Егора Иванова, через два года духовенство прихода ещё раз продублировало это прошение.
1894 г. – при храме поднимается вопрос о закрытии вакансии для третьего причта. Но, должность третьего священника оставлена в приходе. 1895 г. – причт просит о разрешении крестного хода в деревню. Самовольно сделать крестный ход из храма в деревню он не имел права, для этого требовалось особое разрешение. 1896 г. – выдаётся сборная книга на приобретение нового колокола, который и появился в приходе в следующем 1897 году.
![]() |
|||
Священник Виктор Воронов (священномученник) с клиром на паперти Петропавловской церкви. 1937 г. matveevo.prihod.ru |
1898 г. – причт просит о награде для старосты храма крестьянина д. Бобровец Стефана Копейкина. Тем же годом датировано прошение «о дозволении исправить крышу на часовне и обшить тёсом в д. Жальцах».
Наступил новый XX век. В 1901 г. Заборовский приход имел 5 деревянных лавок, дававших в год доход 20 рублей. Прихожан числилось: 594 двора, 2276 мужчин, 2530 женщин. Приходские деревни на 1915 г.: Бобровец, Галкино, Зеленцово, Михайлово, Ветча, Подберезье, Елохово, Фёдоров Двор, Жальцы, Кузнечиха, Широково, Иваньково, Горка, Дроздово, Шемелево, Плотично, Гарусово, Каменка, Петрилово, Павловка, Смотрово, Межуиха, Кривцово, Колмаково, Бухолово, Пипиково, Пашино, Еськино, Маньково, Шубино, Лахново, Подсадиха.
Деревни были поделены между тремя священниками прихода. Настоятелем прихода числился священник Иоанн Андреевич Дмитровский, 69 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1862 г., священник с 1878 г., состоял законоучителем земской школы, награждён в 1898 г. скуфьёй.
Вторым священником прихода был Михаил Николаевич Дмитровский, 28 лет, после духовной семинарии, в служении с 1895 г., священник с 1897 г., являлся заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и законоучителем земского училища.
Третьим священником прихода был Иоанн Михайлович Некрасов, 27 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 г., священник с 1899 г.
Диаконом прихода значился Алексий Иоаннович Колоколов, 27 лет, из 1 класса духовной семинарии, в должности с 1893 г., диакон с 1897 г. Псаломщиками — Арсений Александрович Образцов, 60 лет, из низшего отделения духовной семинарии, в должности с 1862 г.; Михаил Иванович Лебедев, 55 лет, из среднего отделения духовного училища, в должности с 1880 г., и Николай Иосифович Виноградов, 26 л., из духовного училища, в должности с 1899 г.
В приходе храма на начало века существовало одиннадцать часовен: некоторые из них мы уже упомянули, оставшиеся стояли в д. Щемелеве – Святителя Николая, в д. Михайлове – Архистратига Михаила, в д. Бухолове – Святой Троицы, в д. Фёдоров Двор – Иоанна Предтечи, в д. Жальцы – великомученика Георгия, в д. Новины – Казанской Иконы Божией Матери (1880 г.), в д. Елохово – Покрова Богородицы(1895 г.). Все часовни прихода были деревянные.
В 1900 г. причт просил разрешения совершать крестные ходы на день Святой Троицы – престольный праздник деревни Бухолово. Документы по делу не сохранились, но возможно крестный ход в часовню был. 1900 г. – ещё одно прошение о строительстве часовни в д. Пипикове. Судьба его так же неизвестна. 1902 г. – прошение о ремонте часовни в д. Михайлово. Вполне возможно, что ремонт был разрешён.
К 1915 г. штат прихода был сокращён в связи с выделением из его состава самостоятельного прихода села Лучниково – современного Лужникова. В храме остались служить священник Михаил Дмитровский, 43 лет и священник Иоанн Некрасов, 42 лет. Диаконом значился Василий Тихомадрицкий, 52 лет, из 2 класса духовной семинарии. Псаломщика так же осталось два: Дмитрий Пискарёв, 29 лет, окончил духовное училище, на службе 9 лет, и Василий Смирнов, 18 лет, окончил второклассное церковно-приходскую школу, на службе 1 год…
Последним священником храма с. Заборовье служил иерей Виктор Воронов. Виктор Иванович Воронов родился в Вышнем Волочке 10 марта 1889 г. В 1923 г. его рукоположили во священника. Вскоре после рукоположения его арестовали и приговорили к пяти годам заключения за неуплату налога. Но отец Виктор подал обжалование, где указал, что он беден до чрезвычайности. Выяснив, что он в действительности не обладал никаким имуществом, приговор отменили.
В храме с. Заборовья, в то время уже Есиновического района, отец Виктор стал служить в 1930 г. Сюда он переехал вместе с женой Александрой Фёдоровной и двумя сыновьями. В 1936 г. власти снова арестовали священника и обвинили в том, что он ведёт записи рождений и смерти прихожан. На этот раз отец Виктор был приговорён к штрафу.
Последний арест священника состоялся 15 ноября 1937 г. Его заключили в тюрьму Вышнего Волочка. Обвинение утверждало, что священник пытался устроить в Заборовье антисоветскую демонстрацию, а также распускал слухи о том, что скоро будет война и советская власть погибнет. Все обвинения священник отверг.
27 ноября Тройка НКВД приговорила священника Виктора Воронова к расстрелу. Приговор привели в исполнение 29 ноября 1937 г. Волна прокатившихся по району в 1937-39 гг. закрытий храмов смела с лица земли и Заборовский приход.
Но храм не забыли люди: несколько икон в углублении в стене и огарки свечей говорят о том, что сюда ходят не только любопытные. Новый владелец той самой лыжной базы, что расположилась в нескольких десятках метров от храма, Олег Анатольевич Меньшиков решил восстановить храм. Верующие готовятся зарегистрировать новый приход. Так что история заборовского прихода продолжается…
Денис ИВЛЕВ
![]() |
|||
Церковь Петра и Павла. Фот. 1977 г. |
(По материалам сайта Верхневолжье Православное - Издание Тверской Митрополии Русской Православной Церкви.)
(Фото. № 1 Савватеева Д.В. с сайта Храмы России. Фото. 2 - 6 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. План и фото. № 7 из издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)