Вышний Волочек - Казанский собор Казанского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Вышний Волочёк, Красный городок

Фото. Сергея Павловича Носикова


   Приближался конец 1875 года.
   Однажды, перед поездкой в Москву к благодетелям, м. Досифея побывала у Преосвященного Филофея в Твери. Благословив игумению в дорогу, Владыка спросил:
   - Вы подавали мне план на каменную церковь?
   - Нет, Bладыка, и думать не смеем.
   - А мне кажется, что подавали.
   Тогда матушка сказала:
   - Благословите, Bладыка! Верую, что за Ваши святительские молитвы Царица Не6есная укажет нам благодетелей!
   На что он ответил:
   - Благословение Господне да будет с вами на всякое благое дело, вами начинаемое!
   В Москве матушка пошла в Кремль поклониться святым угодникам и очень устала. Проходя мимо дома одной благочестивой купчихи Евфимии, про которую м. Досифея от многих слышала, решилась зайти к ней отогреться и отдохнуть. Купчиха посмотрела её бумагу, обратила внимание на весьма плохонькую одежду (тяжелую ветхую шубу и валенки) и прослезилась:
   - Вот какие начальницы в провинции!
   Затем радушно приняла матушку, расспросила о вновь устроенной общине и, узнав, что у них только одна домовая церковь, сказала:
   - Что за монастырь, если нет отдельной церкви. У меня отложены на погребение десять тысяч, я вам дам их через год, а вы начинайте строить каменный хpaм!
   В слезах и с чувством благодарности упала м. Досифея перед иконой Богоматери «Достойно есть» с Афонской Горы, которая висела у купчихи в зале, и вместе помолились. Провожая матушку, Евфимия сказала:
   - Хотя я знаю, что этих денег недостаточно на постройку каменной цepкви но вы безотлагательно начинайте с полным yпованием на помощь Царицы Небесной, так Она и строить хpaм Сама поможет! И чтобы никто не знал, чья жертва.
   Только потом вспомнила матушка слова Митрополита Филофея и еще более укрепилась в вере и уповании на Царицу Небесную. Через год купчиха Евфимия, как и обещала, отдала десять тысяч рублей, а в начале 1877 года архиепископу Tвepcкому Aлексею (Ржаницын, †1877) были поданы прошения от учредителя общины князя Путятина и от настоятельницы м. Досифеи о дозволении устроить каменный соборный хpaм во имя Кaзанской Божией Матери. Князь писал, что домовая церковь в праздничные дни не вмещает и половины стекающегося для поклонения Царице Небесной народа. И взял на себя ответственность предоставить план, разрез и фасад храма, а также изыскать средства на его построение. Московский архитектор А.С. Каминский разработал проект изящного собора, который был одобрен Строительным Отделением Губернского Правления 29 апреля 1877 года. Сразу приступили к заготовке материалов, но враг рода человеческого стал учинять разные препятствия.
   Решили для постройки собора сами кирпич делать. Но подрядчик купец В.А. Китайцев, взявшийся для них устроить кирпичный завод, оказался недобросовестным: получив задаток в 7000 рублей, сделaл негодный к постройке, непрожженный кирпич. И до того дошло, что Китайцев кирпича матушке не отдавал, да и ещё подал на неё в суд с требованием денег. Как писала в своих записках м. Досифея, «ненавидящий добро искуситель это все навел, чтобы разрушить святое дело». Вступился за обитель князь Путятин, и суд постановил весь кирпич продать с аукциона.
   Интересно отметить, что, не послужив Царице Небесной при устроении монастырского Казанского собора в честь Нее, купец В.А. Китайцев уже через три года, по Промыслу Божию, стал усердным и ревностным благоукрасителем близлежащей Казанской церкви-часовни. На его средства эта церковь былa расписана настенной живописью, обновлен иконостас и сооружен прекрасной работы золоченный киот с сенью для находящейся здесь чудотворной Кaзанской иконы. Не чудо ли это?
   Но вернемся к строительству собора. Когда начали делать фундамент, возникли новые неприятности. Архитектор А.С. Каминский считал, что cвай вовсе не потребуется, однако, как только стали копать рвы, увидели, что слой земли менее трех метров, а затем шла сплошная жижа. Денег уже не было, а надо было купить 3000 свай, оплачивать работy 150 человек, сваи пришлось забивать на глубину более шести метров. Через некоторое время подрядчик хотел приостановить все работы, так как матушка не могла расплатиться с рабочими. Горько она плакала: «Какие ямы нарыты! Если оставить их, водой зальет и снегом зимой занесет. Что же тогда будет?» И обратилась с пламенною молитвою: «Божия Матерь! Не отступлю от Тебя, помоги!»
   Дни и ночи взывала она, и Владычица мира услышала её молитву. В это время на принадлежащей обшине земое вбоизи станции Спирово подходило к концу строительство церкви, и готовились на неё поднять кресты. Марина Ивановна Короткова (впоследствии казначея Макария) поехала в Петербург за крестом и возвратилась вместе с купчихой, старушкой А.А. Поповой (в монашестве Агния). После торжества в Спирове радость м. Досифеи была непродолжительна. К ней опять явился подрядчик с угрозой остановить работы.
   - Матушка, Царица Небесная! Что же мне делать! Помоги мне грешной и пошли милостивых благодетелей! Не оставь своей милостию! - горько плакала матушка.
   Купчиха же Попова спросила матушку Досифею: «Что же ты все плачешь?» - и, узнав причину, велела приехать в Петербург за деньгами.
   Вот неожиданная милость Божия! И фундамент был закончен накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, 21 октября 1878 года.
   Вскоре Царица Небесная послала и других благодетелей, из которых особенно выделились двое: Ефрем Никифорович Сивохин из Петербурга и Григорий Германович Германов из Москвы. При их содействии постройка собора не прекращалась.
   Когда матушка поехала покупать кирпич к Вышневолоцкому купцу Софронову, то он в долг не отпустил: «Ты скоро умрешь, а мне с кого же получить?» Так и возвратилась из города ни с чем. Опять же Е.Н. Сивохин выручил, купил пятьсот тысяч штук кирпича у того же Софронова.
   На оконченный снаружи Казанский собор 7 июля 1880 года были поставлены 19 крестов, пожертвованные Е.Н. Сивохиным. Нечто неизъяснимо радостное чувствовалось при этом торжественном событии; особенно, когда был поднят и благополучно утвержден на высоту 55 метров самый большой крест в 320 кг весом.


ФОТО. АНДРЕЯ АГАФОНОВА.


   С каждым месяцем увеличивалось количество сестер обители, еще более осложняя денежные проблемы для игумении. Но в основном эти затруднения касались освящения великолепного собора. Матушка поехал а в Боровичи к благодетелям и привезла от них полторы тысячи рублей. Вскоре строительство собора с великими скорбями и нуждами было завершено. Но освящение его задерживалось из-за неготовности иконостаса. Сначала планировали закончить к 8 июля 1882 года, но не успели, и на праздник Казанской иконы было совершено в соборе только всенощное бдение, а освящение отложили до 8 августа.
   7 августа приехал Владыка Савва и полюбовался великолепием собора. Около пяти часов вечера при многочисленном стечении народа из города с крестным ходом была принесена чудотворная икона Kaзанской Божиеи Матери. В 6 часов начался благовест ко всенощному бдению, которое совершалось уже в новом соборе. Во время величания в честь Божией Матери весь собор мгновенно осветился тысячами зажженных свечей в руках молящихся, что усилило торжество. В самый же день освящения, с раннего утра, несмотря на пасмурную погоду, множество богомольцев потянулось во святую обитель. В 9 часов начался перезвон к освящению воды. После молебна было совершено освящение храма Преосвяшенным Саввою. На Божественной литургии сподобились причаститься Святых Таин игумения Досифея и храмоздатели: Е.Н. Сивохин с супругою, Г.Г. Германов с супругою и некоторые другие. Этот пример благочестия произвел на предстоявших в храме глубокое и благотворное впечатление.
   По окончании литургии архипастырь вышел из алтаря в мантии и, благословив матушку иконой 3намения Божией Матери, приветствовал её следующими словами:
   «Храм сей столь величествен и так благолепен, что каждый благочестивый христианин, входя в него, невольно будет повторять слова древнего псалмопевца: «возвеселихся о рекшихъ мне: въ домъ Господень пойдемъ!» ...Да радуется и веселится и твоя боголюбивая душа о столь величественном и благолепном храме Божием! Да прославляют в нем ежедневно Господа! Да обретают в нем; духовное утешение и все в него приходящие, и в нем молящиеся! Владычица же, Пресвятая Богородица, имени Коей посвящен сей храм, да хранит тебя и вверенную тебе обитель под Своим спасительным и благодатным покровом!»
   Митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский, †1892) подарил к освящению собора два священнических облачения и два диаконских стихаря, сделанных из балдахина, бывшего над гробом Царя-Мученика Aлександра II.
   Торжество закончилось любвеобильной трапезой. Более всех содействовал устроению и благоукрашению великолепного собора Е.Н. Сивохин ­ великий благодетель, как называла его игумения.
   В подклете собора в 1882 году на средства тверского купца И.А. Богданова была устроена "пещерная" церковь Илии Пророка, вскоре упраздненная по причине невозможности проведения служб из-за сырого и удушливого воздуха в ней.

Казанский собор. План.    Соборный храм в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери - каменный, на высоком гранитном цоколе, холодный однопрестольный, прекрасный снаружи, высокий, светлый и просторный с обширными хорами - одно из наиболее своеобразных и выразительных произведений русско-византийского стиля в провинциальной архитектуре России, отличающееся ярусной многоглавой композицией, занимает видное место в ряду других произведений архитектора А.С. Каминского. Центрический храм, имеющий в плане греческий крест, увенчан массивным световым барабаном-ротондой с купольным покрытием и луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане. С запада примыкает притвор в виде монументальной арочной лоджии с полуовальными лестничными башнями на торцах. Исключительно живописный силуэт собора создают венчающие его 15 глав. Основной крестообразный объем, помимо центральной главы, имеет 10 боковых глав: четыре поставлены над внутренними углами и по две менее крупных - на флангах северного, южного и восточного рукавов креста. Еще две пары небольших глав воздвигнуты над торцами притвора. При этом в композиции выделяется основное пятиглавие, которое образуют центральная и четыре угловых главы. Все фасады объединены общими горизонтальными членениями: высоким рустованным цоколем и тремя карнизами - в завершении цоколя, в средней и венчающей частях стен. Южный, северный и восточный фасады храма решены одинаково: основная плоскость стены занята гигантской арочной нишей, в которую заглублены три арочных окна, среднее из которых выше боковых. На южном и северном фасадах под средним окном расположен арочный вход. Его портал имеет сложную ярусную композицию с двумя парами колонок, архивольтом, рамочным обрамлением и киотом. Центральный барабан храма прорезан арочными окнами, простенки которых оформлены колонками с кубоватыми капителями, несущими килевидную аркатуру по всему периметру объема. Арка притвора и аттик над ней решены аналогично остальным фасадам храма. Башни в средней части стен расчленены вертикальными нишами, через одну в них заглублены щелевидные окна, освещающие лестницу. Длина собора 41 м, наибольшая ширина - 34 м, высота - 20 м. Иконостас с вызолоченной резьбой, длиной 30 м, высотой 11 м. Святые иконы были писаны монахинями и послушницами монастыря.

   Святынями собора являлись:
   а) Кaзанская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; убрус был шит жемчугом с простыми камнями; вверху - корона, украшенная мелкими стразами; высота иконы 100 см, ширина 80 см. Святая икона раньше помещалась рядом с Андронниковой иконой и в одном киоте с ней, на возвышении за левым клиросом. Пожертвована Н.В. Салтыковым, родным братом игумении Досифеи.
   б) cepeбpо-позлащенный ковчежец длиной 30 см, шириной и высотой 15 см. Под внутренней серебряной позолоченной крышкой, в oтдельныx отверстиях под слюдой, хранились следуюшие святыни:
   - частица Животворящего древа креста Гocподня;
   - частицы святых мощей: свв. Григория Богослова, Иоанна Златоустого, мч. Ермолая, вмч. Пантелеимона, мц. Фотинии, мч. Игнатия, мц. Евфимии и мч. Акакия.
   На внутренней стороне крышки ковчежца были начертаны лики святых и их имена. Для ковчежца было устроено за правым клиросом, около решетки солеи, особое возвышение с вызолоченным балдахином. Эта святыня, пожертвованная в 1882 году Е.Н. Сивохиным, была встречена на станции Николаевской железной дороги с иконою Казанской Божией Матери и торжественно внесена в новоосвященный храм.
   в) Икона Божией Матери «Скоропомощницы» в серебряной вызолоченной ризе, корона и одежда были украшены цветными стразами, убрус вышит жемчугом с камнями по бархату, высота иконы 100 см, ширина 70 см. Находилась на возвышении за левым клиросом. Икона была прислана с Афонской Горы одним старцем, а риза пожертвована Е.Н. Сивохиным.
   г) Нерукотворенный образ Спасителя, поддерживаемый двумя ангелами, в серебряной вызолоченной ризе, высотой 60 см, шириной 50 см. Находилась в иконостасе, с правой стороны от царских врат - местный образ.
   д) О6раз Казанской Божией Матери, поддерживаемый двумя ангелами, в серебряной вызолоченной ризе, украшенной разноцветными камнями с бриллиантами. Находилась с левой стороны от царских врат - местный образ. Пожертвован Санкт-Петербургской купчихой А.Н. Bacильeвoй.
   е) Тихвинская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, корона и три звезды на одежде были украшены стразами, высота иконы 85 см, ширина 65 см, на ризе былa надпись: «образ Пресвятыя Богородицы мерою и подобием чудотворнаго образа Одигитрии Тихвинския». Пожертвована А.Н. Васильевой.
   ж) на гробе иконы Воскресения Христова хранилась часть камня от Гроба Господня, переданная из Иерусалимa Патриархом Hикодимом в 1890 году в благословение обители.
   з) в иконе прп. Серафима Саровского хранилaсь часть его мантии, пожертвованная обители князем А.А. Ширинским-Шaxмaтoвым.

   С сентября 1922 года в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. После кончины игумении Амвросии Тверская дивизия полностью овладела монастырской землей и помещениями. Казанский собор "хозяева" долгое время использовали для просмотра кинофильмов, а потом вообще превратили в склад для мусора. В 1973 году сгорело купольное завершение с главой у собора.
   В конце 1990 года уцелевшие постройки и земли монастыря вернули Русской Православной Церкви и с этого момента началось возрождение Казанского монастыря.
   Всего за один год были выполнены наружные работы по восстановлению чудесного Казанского собора. Созданная при строительстве храма система отвода грунтовых вод за десятилетия поругания была полностью разрушена, что существенно затрудняет проведение внутренних работ. К настоящему времени система отвода грунтовых вод выполнена заново.

   
    (По материалам изданий: Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре. - СПб.: Православный фонд В. Пикуля, 1997., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

    (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова. Фото. № 2 Андрея Агафонова.)
    


Денис Ивлев
Вышний Волочёк. Казанский собор Казанского женского монастыря


   «Вы подавали мне план на каменную церковь?»

   Казанский собор Вышневолоцкого Казанского женского монастыря и его история. К 150-летию Вышневолоцкого Казанского женского монастыря



1880 г. Первое изображение Казанского собора Казанского монастыря. РГБ


   Казанский собор Вышневолоцкого монастыря с самого момента своей постройки не оставлял равнодушными никого из путешественников, побывавших в обители. Так в 1885 г. во время посещения монастыря Великим Князем Владимиром Александровичем Романовым его спутники так отзывались о соборе: «Женская община в последний год царствования Александра II обращена в монастырь. В нем около 500 инокинь, которые по приезду Великого Князя стояли шпалерами от въездных ворот до самого храма; глубокие поклоны их темных рядов справа и слева, пение хора, предшествовавшего Его Высочеству, множество народа и надо всем этим новая, красивая, в стиле Возрождения, со многими куполами, построенная соборная церковь представлялись очень картинно».[1]
   Предшественником собора был домовый Казанский храм в новоучрежденной в 1872 г. Казанской женской общежительной общине. Он располагался в двухэтажном корпусе, стоявшем на месте нынешнего игуменского корпуса обители. «Домовая церковь во имя Казанской Божией Матери, зданием снизу до половины каменная, а к верху деревянная, с хорами и келиями, длиною 13, а шириною 6 сажен, покрыта железом»[2], - так описывается здание храма в 1880 г. И корпус и храм устроил на свои средства благотворитель обители вышневолоцкий и валдайский уездный предводитель дворянства князь Арсений Степанович Путятин. В «Сведениях о Казанском Вышневолоцком женском монастыре» о нём и об этом храме есть такие строки: «1872 г. декабря 23. Разрешено Князю Путятину поставить иконостас в домовой церкви общины»[3].



Казанский собор Вышневолоцкого Казанского женского монастыря


   В записках Тверского архиепископа Саввы (Тихомирова) есть сведения об освящении первого Казанского храма обители: «К февралю 1873 г. домовая церковь была готова, и 11 числа сего месяца, по благословению преосвященнаго Филофея, архиепископа Тверского, была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери Благочинным монастырей Новоторжскаго Борисоглебскаго монастыря архимандритом Антонием…»[4].

   От идеи строительства до закладки собора. Архитекторы А.С. Каминский и П.Ф. Фёдоров.

   С дальнейшим развитием Казанской общины и увеличением количества сестер появилась первая задумка о постройке обширного каменного соборного храма. Автором идеи постройки стал бывший тогда на Тверской кафедре владыка Филофей. Основательница общины игумения Досифея свидетельствует в своих воспоминаниях: «Поехала я в конце 1875 г. в Москву к благодетелям просить милости у них на великия нужды; и заехала ко владыке Филофею в Тверь на благословение – и на две недели взять паспорт. Владыка спросил меня: «Зачем ты в Москву едешь?» Я говорю: «К благодетелям, по великой своей нужде». А владыка спросил: «Вы подавали мне план на каменную церковь?». Я отвечала: «Нет, владыка, не подавала; не смела и думать»; а владыка повторил: «Мне помнится, что подавали». Я услышала, что он повторяет, упала в ножки к нему и говорю: «Благословите, святый владыка. Я верую, что за ваши святительские молитвы Царица Небесная укажет благодетелей». А владыка сказал: «Благословение Господне да будет на всякое благое дело, начинаемое вами». И так ушла я от владыки с полной верой, что Царица Небесная укажет благодетелей на каменную церковь»[5].
   В Москве монахиня Досифея остановилась в доме купца Григория Германовича Германова, бывшего старостой храма свв. Адриана и Наталии. Ходила по благотворителям и собирала средства на устройство обители. Наконец, зашла она к одной купчихе.
   «Купчиха приняла в залу, - продолжает свои воспоминания Досифея, - посмотрела мои бумаги, оглядела меня и заплакала: вот в провинции какие бедные начальницы! И расспросила меня обо всем, - как я пришла, и много ли теперь сестер. Я сказала, что уже 90 сестер; она спросила: «А церковь есть каменная?». Я говорю: «Нет, а только деревянная домовая», а она сказала: «Что за монастырь, если каменной церкви нет! Вот вам остальные десять тысяч; начинайте каменную церковь»[6]. Эти первые деньги и легли в основу строительства будущего величественного собора – одного из символов Тверской земли.
   14 января 1877 г. новому Тверскому архиерею – архиепископу Алексию было подано два прошения: от учредителя общины, князя Арсения Степановича Путятина и от настоятельницы монахини Досифеи. Оба они касались одного предмета – дозволить строительство в обители каменного храма[7].
   Князь А. С. Путятин заказавший проект храма известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому[8], отметил в прошении, что берется устроить храм на изысканные им средства.



Архитектор А.С. Каминский


   25 января Тверское губернское правление рассмотрело приложенный к прошению монахини Досифеи проект и потребовало доставить «план и разрез» здания храма.[9] Имя автора проекта фигурирует в письме доверенного лица московского архитектора Александра Степановича Каминского, отправленного со станции Бологое Вадайского уезда Новгородской губернии: «…возвращение чертежей произошло от недоставления архитектором г. Каминским продольного разреза и пояснительной записки по построению означенной церкви, в дополнение чего принимаю смелость иметь честь препроводить при сем к Вашему Высокопреосвященству все чертежи эти в полном их составе и с их полный же экземпляр точных копий на прозрачном коленкоре для строительной комиссии и при них пояснительную записку архитектора Каминского…».[10]
   Строительное отделение губернского правления, в которое Консистория снова передала на рассмотрение проект храма, разрешило строительство 29 апреля 1877 г. В тот же день владыка подписал и храмосданную грамоту[11]. К сожалению, ни сам проект, ни его копию отыскать в архивах пока не удалось. Они многое могли бы прояснить в ходе мыслей архитектора А.С. Каминского по построению Казанского собора. Так, например, главный купол собора имеет своим аналогом купол часовни вмч. Пантелеимона у Владимирских ворот на Никольской улице (1881-1883 гг., ныне утрачена)[12]. Архитектор в проекте этого знакового здания Москвы и одной из доминант Китай-города продолжает традицию, заложенную им в здание Казанского собора в Вышнем Волочке. Кроме того, неясным остаётся вопрос – был ли сам А.С. Каминский в Казанском монастыре при обследовании грунта под собор, т.к. последующие события показали технические просчеты, допущенные при проектировке фундамента собора. Неясно остаётся, проектировал ли интерьеры собора сам Каминский или же авторство в интерьерах собора остаётся за непосредственным исполнителем работ в Казанском монастыре – архитектором П.Ф. Фёдоровым.
   В сведениях, собранных в архиве владыки Саввы (Тихомирова) мы находим любопытное уточнение: «Апреля 29 дня 1877 г. разрешено строить каменный соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери по проекту, составленному Московским архитектором Каминским, исполнение же проекта поручено было Тверскому архитектору Фёдорову»[13]. Это весьма важное уточнение. Так мы обнаруживаем новое имя в истории Казанского женского монастыря – тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова.
   Пётр Фёдорович связан с Вышним Волочком не только своей деятельностью в Казанском женском монастыре, но и местом рождения. Биография его весьма запутанная. По некоторым данным он принадлежал к знатному польскому роду Корицких и родился в семье выдающегося русского изобретателя, механика, гидротехника, автора реконструкции и директора Вышневолоцкой водной системы Осипа Ивановича Корицкого (1778-1829 гг.). Есть предположение, что Пётр Фёдорович был незаконнорожденным сыном, а свою фамилию и отчество получил по своему крёстному отцу. В метрических книгах Петропавловского храма Вышнего Волочка, в приходе которого проживал «инженер полковник Иосиф Корицкий» и его дворовые люди, записей о появлении на свет и крещении его незаконнорожденного сына за 1827 г. нет.[14]
   Окончив Гатчинский межевой институт в 1843-1848 гг. он определяется помощником гражданского инженера в Пермскую Палату Государственных имуществ. С 23 сентября 1848 г. переводится гражданским инженером в Тверскую палату госимуществ. В 1858-1859 гг. Фёдоров принимает участие в окончании строительства Тверской мужской гимназии уже как архитектор. После ликвидации палаты госимуществ Пётр Фёдорович направляется на службу в строительное отделение Тверского губернского правления, где в 1868 г. составляет план застройки территории между Тверью и Николаевской железной дорогой, который сохраняется и поныне на карте Твери.
   1871 г. – Фёдоров избирается гласным городской думы Твери. В первом составе городской управы заведует городским хозяйством, а с 26 мая 1873 г. становится тверским городским архитектором. После, в 1893 г., Фёдоров станет епархиальным архитектором.
   Наиболее значимыми постройками Фёдорова в Твери являются: Аваевская больница, Реальное училище (ныне здание ТГОМ), перестройка гостиного двора под здание общественного собрания и городской управы (ныне здание Тверского драмтеатра).



Архитектор Пётр Фёдорович Фёдоров


   В 1886 г. Фёдоров получил орден святого Владимира IV степени и потомственное дворянство на фамилию Фёдоров. Сын Петра Фёдоровича – Александр Петрович так же станет городским и епархиальным архитектором Твери[15].
   С Казанской иконой Пресвятой Богородицы Петра Фёдоровича свяжет строительство придела в Покровской церкви города Твери. В 1873-1874 гг. он возведёт северный придельный храм в честь Казанской иконы и свт. Афанасия Великого, а в 1884-1885 гг. – он для этого же храма построит колокольню[16].
   Благодаря обнаружению записок из фонда владыки Саввы мы впервые можем говорить о новой неизвестной ранее работе архитектора Фёдорова в Казанской женской общине Вышнего Волочка. Именно ему было поручено исполнение проекта Александра Степановича Каминского. Судя по всему, сам Каминский в Казанской женской общине если и был, то только при проектных работах. Надзор и исполнение проекта легли на плечи архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова. Так он снова оказался в городе своего детства, где жили его родители.
   Не всё задуманное шло гладко. Вышневолоцкий купец А.А. Китайцев, подрядившийся купить землю и устроить кирпичный завод, получив деньги, кирпич сделал бракованный – не прожженный до конца. Начался суд, в котором пришлось принять участие князю А.С. Путятину. Суд решил передать кирпич общине и продать его с аукциона[17].
   Закладку храма решили приурочить к празднованию Казанской иконы Божией Матери. В документах того периода сохранилось краткое упоминание этого момента: «1878 г. июля 8 дня в храмовый праздник общины при многолюдном стечении богомольцев совершена была на заготовленном фундаменте закладка обширного храма по проекту Московского архитектора Каминского»[18].

   Возведение стен собора и его освящение.

   Дальнейшие работы по устройству фундамента сопровождались серьёзными трудностями. Казанский собор строили на краю болота, откуда начиналась некогда река Тверца и проходил в древности волок. И если архитектор Каминский считал, что сваи не понадобятся, то на практике всё оказалось иначе. Прокопав четыре аршина под рвы, обнаружили, что дальше идёт сплошная жижа и надо бить сваи. Сваи пришлось забивать на десять аршин в землю. На работах присутствовало полторы сотни человек. Отведенные деньги кончались, и подрядчик предложил остановить работы.



Часовня Вмч. Пантелеимона на Никольской улице в Москве. Арх. А.С. Каминский.


   Матушка Досифея вспоминает: «Видя такое стесненное положение, горько плакала, и думала в себе: «Как оставлять? Какие ямы нарыты! Если оставить их, то водой зальёт, и снегом зимой занесет; что же тогда будет?». В это самое время подходило к концу строительство Успенского храма в монастырской киновии в Спирове. На поднятие креста прибыла одна из благотворительниц купчиха А.А. Попова. «Купчиха Попова, видя, что я всё плачу, - продолжает свой рассказ Досифея, - спросила меня: «Что же ты всё плачешь?». Я объяснила её скорбь свою; а Попова опять спросила: «Сколько же надо ещё на бут?». Я отвечала: «Пять тысяч». Тогда она говорит: «Не плачь, я дам»[19].
   Бутить фундамент собора окончили 21 октября 1878 г.[20] Весной следующего 1879 г. приступили к постройке цокольного этажа храма, где позднее разместится «пещерная» церковь в честь пророка Божия Илии. Чертеж иконостаса предположительно так же составил Пётр Фёдорович. 5 марта 1879 г. было получено разрешение епархиального начальства на постановку иконостаса в нижней церкви пророка Илии[21]. Но снова трудности: помощница монахини Досифеи Мария Ивановна Короткова с полутора тысячами рублей отправилась в Петербург за цементом для цоколя, но денег не хватило, и контора отказалась давать цемент в долг.
   И тут на помощь пришёл Санкт-Петербургский купец Ефрем Никифорович Сивохин.
   В это время он приехал в обитель вместе с супругой Неонилой Афанасьевной. Произошла встреча и с монахиней Досифеей и с князем Путятиным. Сивохин вручил матушке две тысячи рублей со словами: «Более ничего нам не надо и ничего не желаем, земного богатства у нас довольно»[22]. Матушка вспоминает: «Я плакала и просила милости, что бы он купил нам цементу для бута и цоколя. Спаси Господи, не отказался. Цементу прислано было от Сивохина на две тысячи. Слава Богу, и цоколь поставили под собор»[23].



Казанский собор. Вид с колокольни монастыря


   Вскоре подняли и стены до самых окон, но закончился кирпич и всё тот же Ефрем Никифорович купил пятьсот тысяч кирпича для собора. Попытки обратиться за кирпичом к вышневолоцкому купцу Софронову обернулись неудачей. Об этом вспоминает сам Ефрем Никиффорович: «Однажды приезжаю я в обитель и вижу: матушка плачет, подрядчик плачет и рабочие плачут. «Что такое?» – спрашиваю. Мне говорят: «Да вот кирпичу нет; было куплено 500 тысяч, да весь вышел, а еще только по окна собор то сделали». А рабочих было человек 300, все без дела. «Что же вы думаете?» – спросил я. «Да сами не знаем». – «А есть ли где кирпича – то купить?» «Есть, - говорят, - у купца Ермакова на фабрике продаётся». «А по чём?» – «13 рублей тысяча; а если побольше взять, то и подешевле можно купить».
   Я вижу, что это цена сходная, потому что у нас в Петербурге кирпич по 18 и по 20 рублей тысяча; говорю матушке: нет ли у вас лошадки – к Ермакову съездить? Матушка приказала заложить лошадь; и мы вместе с ней отправились на фабрику. На фабрике я спрашиваю: «Есть ли кирпич и по чем?». Мне говорят: «13 рублей, а если побольше возьмёте, то можно и выступить». Я говорю: «Мне побольше надо». - «А сколько?» - «Да тысяч пятьсот». Матушка так и упала мне в ноги. И я купил пятьсот тысяч по 12 рублей за тысячу»[24].
   Иосиф Иосифович Колышко, побывавший в Казанском женском монастыре в 1887 г. лично побеседовал с матушкой Досифеей. Из её слов и слов свидетелей событий он составил своё довольно критичное впечатление об истории монастыря и укладе жизни в нём. Он же упоминает и фамилию ещё одного благотворителя при постройке собора: «Люди говорят, что был некий купец Воронич, которому собор обошелся до 200 тыс. руб. Но, как бы там ни было, красивый собор стал посреди обители, на месте тундр и болот, и мать Досифея вполне в праве им гордиться».[25]
   Он же оставил и описание Казанского монастыря и собора: «Казанский монастырь виден тотчас по выезде из города. Он раскинут большим четвероугольником в плоской котловине и открыт со всех сторон. За ним местность заметно подымается и в отдалении, на склоне, красиво виднеется ограда и красные ворота городского кладбища. Это кладбище отдано городом в распоряжение монастыря. Монастырь не имеет ограды. Эту ограду заменяют все постройки монастыря, тесно поставленные по всем четырем сторонам и соединенные ещё забором. Собор по внешности представляет очень красивое сооружение. Он почти квадратный, весь белый, с большим куполом посередине и с множеством маленьких куполов, кругом его расположенных с большим вкусом. Эта оригинальная постановка куполов, стоивших больших денег, бросается однако в глаза своей непрактичностью. Нужны не маленькие средства, что бы поддерживать хотя в приличном виде такое множество куполов».[26]



Князь А.С. Путятин. Портрет работы А.Г. Венецианова


   Вместе с восхищением количеством и постановкой куполов, И.И. Колышко довольно критично отозвался о внутреннем пространстве собора: «Собор – единственное сооружение в монастыре, стоящее внимания, хотя только извне. Внутренность его тесна и как-то странно сжата; над большей половиной храма висят хоры, производящие не совсем приятное впечатление. Иконостас и вся живопись новые, блестящие, но заурядные, без следа художественности».[27] Уже в этих наблюдениях современника заметно, что проект внешней отделки собора выполнен одним архитектором, а его внутренне убранство – другим. Чертеж главного иконостаса вероятно составил Пётр Фёдорович Фёдоров. Судя по тому, что утверждён чертеж был только 30 августа 1879 г., Каминский вряд ли участвовал в его создании. В тот же день утвердили и «список икон, предназначаемых для поставления в этом иконостасе»[28].
   В описях Казанского женского монастыря, составленных при последней настоятельнице обители игумении Амвросии в 1919 г., сохранились сведения об иконостасе Казанского собора, которые помогают восстановить его внешний облик.
   «Предалтарный иконостас деревянный, выкрашенный белой краской, - писала матушка Амвросия, - в пять ярусов. Первый ярус двенадцать больших икон и местных: Спасителя и Божией Матери в сребро-позлащённых ризах. Второй ярус двенадцать малых икон. Третий ярус двенадцать больших икон и одна маленькая. Четвертый ярус тринадцать больших икон. Пятый ярус шесть малых икон и одна большая»[29].
   Кладку собора окончили осенью 1879 г. В октябре наступил день расчета с рабочими. Деньги для расчёта дал ещё один благотворитель обители Московский купец Григорий Германович Германов. Две тысячи пудов железа для кровельных работ купил Ефрем Сивохин, он же заказал кресты и иконостас[30].
   По записям в «Книге неокладных монастырских сумм» по пожертвованиям купца Сивохина можно проследить историю постройки Казанского собора обители. «В 1880-м и 1881 годах для строящегося собора: на кирпич – 13 000, на цемент – 2.000. На железо для крыши собора 1360… В 1882 г. Сивохиным уплачено: за 19 вызолоченных крестов на собор 12.000, за иконостас с иконами 17.000, за колокол в 365 пудов – 7.000, церковной утвари и облачений священнических и диаконских от г. Сивохина пожертвовано на 4.000… На решетку чугунную перед иконостасами 600»[31].
   Внешнюю отделку Казанского собора в Казанской женской общежительной общине закончили в 1880 г. Это было настолько торжественное событие, а здание храма настолько величественным, что Ефрем Никифорович заказал литографию Казанского собора, изображающую собор с западной стороны. Она называлась «Вид новостроящегося каменнаго храма Казанской Божией Матери с нижнею церковию во имя Святаго славного пророка Илии»[32]. Это первое известное нам изображение Казанского женского монастыря и Казанского собора и одно из немногих изображений Вышнего Волочка 80-х гг. XIX века.
   «Окончательно сооружен и начисто отделан, длиною 24, а шириною 14 сажен, каменный соборный храм, - сообщала «Ведомость о Казанской общине» за 1880 г., - внутренняя отделка успешно продолжается»[33].
   «Нужно было в соборе штукатурить, Ефрем Никифорович Сивохин велел штукатурить внутри, и купил алебастру, а штукатурам нужно было за работу десять тысяч, - вспоминает матушка Досифея, - Штукатурные работы кончили к Покрову Пресвятой Богородицы и требовали денег… Ефрем Никифорович дал пять тысяч, да Фёдор Иванович Буров Кронштадтский – тысячу, да Михайла Иванович Пожарский – две тысячи, да Елена Филипповна тысячу поусердствовала»[34].



Игумения Досифея (Салтыкова)


   Так на средства благотворителей продолжалась отделка собора. В 1882 г. на Фоминой неделе начали настилать полы, деньги на начало работ снова выделил Ефрем Сивохин. В планах было освятить собор к храмовому празднику Казанской иконы Божией Матери, но работы растянулись до начала августа. «Хотя и с великими скорбями и нуждами, - вспоминает игумения Досифея, - собор продвигался вперед; полы настилали, и рамы были вставлены со стеклами; а иконостас ещё ставился медленно. Я поехала в Боровичи по благотворителям. Царица Небесная послала полторы тысячи. И вдруг приезжает наш великий благотворитель Ефрем Никифорович Сивохин. Много ему труда было – побудить иконостас поскорей поставить… Иконостасчики поспешили к 8 числу августа. Так было назначено»[35].
   Накануне освящения 7 августа приехал владыка Савва. Осмотрев обитель и собор, он произнёс: «Хорош собор». Вечером владыка совершил богослужение уже в новом соборе. «И мы стояли, - вспоминает матушка Досифея, - вне себя от радости, что дождались такой милости Господней – то, о чем не смели и думать, то теперь своими глазами видим»[36]. Утром 8 августа состоялось торжественное освящение соборного храма. За богослужением молились и благотворители обители и создатели храма. Торжество было всенародным.
   Ведомость о храмах Казанского женского монастыря за 1884 г. сообщает: «Соборный храм каменный холодный. Заложен Высокопреосвященнейшим Евсевием Архиепископом Тверским 1878 года июня 21 дня и старанием Настоятельницы монастыря Игуменьи Досифеи на сумму тайных благотворителей окончен строением и отделкою в 1882 г. В нём престол один в честь иконы Казанской Божией Матери, освящен Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом тверским 1882 г. августа 8 день» [37].
   Архитектор Пётр Фёдорович Фёдоров с честью завершил строительство Казанского собора в Вышневолоцком Казанском женском монастыре. Но это не единственная его постройка в обители. На найденном нами в Тверском государственном архиве проекте на постройку колокольни Казанского женского монастыря есть его автограф, говорящий о том, что величественная колокольня обители возведена по его чертежам. Наблюдал за строительством и освидетельствовал колокольню инженер-архитектор Василий Иванович Кузмин, имя которого удалось восстановить в исследовании «Храм-колокольня в Казанском женском монастыре и её архитектор»[38].



Роспись купола Казанского собора. Сохранившиеся фрагменты


   Так, теперь мы можем говорить о возвращении из небытия к памяти имени человека, под надзором которого строился один из архитектурных символов Казанского женского монастыря, а так же возведена и колокольня Казанской обители – тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова. А благодаря записям, собранным и сохраненным владыкой Саввой (Тихомировым) мы теперь можем в подробностях восстановить историю строительства и опубликовать первое изображение одного из красивейших храмов России в честь Казанской иконы Божией Матери.

   Судьба «пещерной» церкви.

   В заключение стоит сказать несколько слов о судьбе нижнего «пещерного» Ильинского храма в монастыре. В ведомости 1884 г. указывалось: «Под сим соборным храмом устроена пещерная церковь теплая с одним престолом в честь Пророка Божия Илии и по благословению Высокопреосвященнейшего Саввы Архиепископа Тверского освящена Новоторжским архимандритом Антонием 29 декабря 1882 г. В сей пещерной церкви по освящении возможно было служить только до апреля месяца, а с апреля по чрезмерной сырости и удушливости воздуха никакого богослужения не совершалось»[39].
   В «Сказаниях о Казанской женской общежительной обители» есть описание дальнейшей судьбы этого храма, задуманного в цокольном этаже Казанского собора.
   «Когда строился соборный храм, - пишут составители «Сказаний…», тогда внизу под сводом его, устроена была так называемая пещерная церковь во имя пророка Божия Илии, и освящена была 29 декабря 1882 г. по благословению Высокопреосвященнейшаго Саввы, архиепископа Тверскаго и Кашинскаго, архимандритом Новоторжского монастыря Антонием. Храм этот устроен был на пожертвования Тверскаго купца Ильи Андреевича Богданова. Но впоследствии усмотрено было, что воздух в этом подземном храме до того сыр и удушлив, что продолжать службу не было возможности. Поэтому храм был нарушен, а иконостас и все принадлежности храма перенесены во вновь устроенный храм в больничном и богадельном корпусе. На устройство этого последняго храма пожертвовал три тысячи рублей Вышневолоцкий купецкий брат Василий Соловьёв».[40]
   Больничный корпус был выстроен в три этажа, в нем помещались больница и богадельня. Новая церковь была освящена в честь Пророка Илии и великомученика Пантелеимона. Интерьер этого храма так же особо описала в описи Казанского монастыря игумения Амвросия в 1919 г. «Однопрестольная домовая церковь в больничном корпусе, - писала матушка. – Алтарь. Престол и жертвенник деревянные. Запрестольные крест и образ Божией Матери живописные. Большой запрестольный образ венчание Божией Матери в позлащенной раме. Небольшие две иконы Несение Креста и моление о чаше. Семь небольших икон. У престола семисвечник металлический. Два небольших подсвечника. Стеклянный подсвечник на жертвеннике».[41]
   Иконостас храма, перенесённый из «пещерной» церкви, описывался следующим образом: «В первом ярусе шесть больших икон. На двух местных иконах Спасителя и Божией Матери венцы, один серебряный, другой металлический. Во втором ярусе семь круглых малых икон». В настоящее время здание больничного корпуса сохранилось лишь на половину – его первый кирпичный этаж. Второй этаж из-за ветхости разобрали. Однако с возрождением монашеской жизни в Казанском женском монастыре возродится и больничный корпус обители с его Ильинско-Пантелеимоновским храмом.



Казанский собор. Вид с запада


   [1] К. Случевский. По северу России. Путешествие Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны в 1884 и 1885 годах. Том I. СПб. Тип. Эдуарда Гоппе. 1866. – С. 147-148.
   [2] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре. Сведения об основании монастыря, составленные Саввою (Тихомировым) архиепископом Тверским// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 116.
   [3] Там же, Л. 70 об.
   [4] Там же, Л. 7.
   [5] Сказания о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. - С. 81-82.
   [6] Сказания о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. - С. 81-82.
   [7] Там же, С. 84.
   [8] Ивлев Д. Неизвестные памятники А.С. Каминского в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Архитектор Александр Каминский (1829-1897). Образы времени в архитектуре второй половины XIX в. Материалы научной конференции. Издательство Главного архивного управления г. Москвы. 2012. – С. 173.
   [9] Казанский женский монастырь. 1877 г.// ГАТО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 5. Л. 10.
   [10] Казанский женский монастырь. 1877 г.// ГАТО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 5. Л. 13.
   [11] Там же, С. 85.
   [12] Москва, часовня Пантелеимона Целителя у Никольских (Владимирских) ворот. Сайт Соборы.ру. Интернет: https://sobory.ru/article/?object=33428. Дата просмотра 25.01.2022.
   [13] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре…// РГБ. Ф. 262, К. 51, Е.х. 3, ЛЛ. 70 об – 71.
   [14] Вышневолоцкий уезд. Метрические книги. 1827 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 14378. Л. 93 об.
   [15] Игорь Марченков. «Тверь старинная». История городского и епархиального архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова и его работы. Портал Твериград. Интернет: https://tverigrad.ru/publication/tver-starinnaya-istoriya-gorodskogo-i-eparkhialnogo-arkhitektora-petra-fedorovicha-fedorova-i-ego-raboty/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. Дата просмотра: 02.11.2020.
   [16] Пётр Фёдорович Фёдоров, архитектор. Интернет: https://web.archive.org/web/20201102033009/https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров,_Пётр_Фёдорович_%28архитектор%29. Дата просмотра: 02.11.2020.
   [17] Сказания о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышняго Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890. - С. 85.
   [18] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре…// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 6.
   [19] Сказания…, С. 87.
   [20] Сказания…, С. 87.
   [21] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре…// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 70 об.
   [22] Сказания…, С. 87-88.
   [23] Сказания…, С. 87-88.
   [24] Сказания…, С. 88. Примечание.
   [25] И.И. Колышко. Очерки современной России/ СПб. Типография Товарищества «Общественная польза». 1887. – С. 174.
   [26] И.И. Колышко. Очерки современной России/ СПб. Типография Товарищества «Общественная польза». 1887. – С. 175-176.
   [27] И.И. Колышко. Очерки современной России/ СПб. Типография Товарищества «Общественная польза». 1887. – С. 175.
   [28] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре…// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 71.
   [29] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923 – 1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив. Ф. 32. 0п. 1. Д. 11. ЛЛ. 110 об – 111.
   [30] Сказания…, С. 89.
   [31] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре…// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 78
   [32] Там же, Л. 135.
   [33] Там же, Л. 116 об.
   [34] Сказания…, С. 89-90.
   [35] Сказания…, С. 99.
   [36] Сказания…, С. 100.
   [37] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре…// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 83.
   [38] Денис Ивлев. Храм-колокольня в Казанском женском монастыре и её архитектор. Сайт Георгиевского прихода с. Матвеево. Интернет: http://matveevo.prihod.ru/vyshnijj_volochjok._vekhi_istorii/view/id/1203244. Дата просмотра: 02.11.2020.
   [39] Материалы о Вышневолоцком Казанском монастыре…// РГБ. Ф. 262. К. 51. Е.х. 3. Л. 83.
   [40] Сказания…, - С. 169-170.
   [41] Документы (список членов Совета, устав, опись имущества) Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 113 об.

   
    (По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)

    (Фото. № 3-12 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)
    


Посмотреть всю карту