Вышний Волочек - Казанская загородная церковь
В холерные годы 1831-й, 1848-й Казанская икона Божией Матери проявила свое заступничество. Когда жители города в страхе и отчаянии не знали, где обрести помощь и избавление от этой страшной эпидемии, икона была перенесена из часовни в город и даже обносилась вокруг него. Всякий раз после этого болезнь ослабевала и прекращалась. Вот в честь этих событий жители Вышнего Волочка в 1850-52 гг. рядом со старой часовней возвели каменную Казанскую часовню, более вместительную на возвышенном месте к северу от ранее устроенной деревянной часовни. Двусветная ротонда, окруженная колоннадой коринфского ордера и прорезанная полукруглыми окнами второго света, завершалась полусферическим куполом. Проект этого незаурядного произведения в стиле позднего ампира с большой долей вероятности может быть приписан губернскому архитектору И.Ф. Львову. Она была освящена в 1852 году. Сюда стекалось множество богомольцев не только из Вышнегo Волочка и окрестных селений, но и из прилегающих уездов Тверской губернии: Старицы, Зубцова, Ржева, Осташкова... При новой часовне, к северо-западу от нее, в 1850 г. по проекту городского архитектора В.К Семенова построили каменную сторожку. Одноэтажное прямоугольное здание под двускатной кровлей имело на главном (торцовом) фасаде три окна с лучковыми перемычками, заключенные в рамочные наличники с ушами и веерными замками. Углы закреплялись рустом в перебежку, стену завершал треугольный фронтон. Вход находился на продольном боковом фасаде и вел в поперечные сени, разделявшие две комнаты.
В 1854 г. жители Вышнего Волочка в ознаменование своей благодарности к чудесной помощи Царицы Небесной подали прошение владыке Гавриилу позволить им вносить чудотворную икону в храм Вышнего Волочка. Владыка разрешил. Начиная с 1 августа 1855 г. святая икона с большим крестным ходом ежегодно вносилась в город и пребывала в нем около месяца, посещая дома всех жителей без исключения.
В 1875 - 1876 гг., когда уже существовал Казанский монастырь, к каменной часовне с восточной стороны по проекту архитектора Зборжевского был пристроен алтарь со Святым Престолом, а с западной - устроена отдельно стоящая колокольня. Новая церковь была освящена в июне 1880 г. архиепископом Тверским и Кашинским Саввой. Здесь в прекрасном киоте, установленном по левую сторону от Царских врат, на предалтарном возвышении и находилась святыня. К ней вели ступени, огражденные позолоченной решеткой из бронзированного железа.
В 1887 г. вместо прежней деревянной колокольни при Казанской церкви на средства купчихи Александры Алексеевны Пономаревой была выстроена отдельностоящая каменная трехъярусная колокольня. Нижний ярус-четверик нес два слегка убывающих вверх восьмерика. Третий ярус прорезали арочные проемы звона. В декоре выделялись руст, вертикальные филенки и небольшие фронтоны (треугольные в первом и третьем ярусах и лучковый в среднем).
Вот как описывал в 1909 г. священник Арсений Покровский окружающую эту церковь местность: «С помоста церковного обозреваешь старую деревянную часовню - место явления Святой иконы; круглую сень колодца над ключом чистой холодной воды; обширный парк зеленеющих лип и елок, а между ними дорожки, усыпаныe желтым песком, а в отдалении часовню над колодцем, называемым «дальним ключиком»... невольно убеждаешься, что тут... тихая пристань в шумливом суетном море житейском».
В советское время Казанская загородная церковь была разрушена.
Казанская церковь. Проект пристройки алтаря (1878). ГАТО. Проект колокольни Казанской церкви (1887). ГАТО |
Церковь Казанской Божией Матери близ женского монастыря. Рис. В.П. Павлова из журнала "Всемiрная иллюстрация". Предоставлен Андреем Агафоновым. |
(По материалам изданий: Лобашев В.К. "Белая царевна". // ВИКА № 10. Вышний Волочек. 2008., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
(Фото. № 1 из архива Е.И. Ступкина. Фото. № 2 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013. Рис. № 3 предоставлен Андреем Агафоновым.)
Денис Ивлев
Казанская Загородная церковь - забытое произведение Н.А. Львова
До середины 1930-х гг. в Вышнем Волочке и его пригородах насчитывалось почти три десятка храмов и часовен. Среди них особо выделялись несколько храмов середины XIX в., построенных Тверским губернским архитектором Иваном Фёдоровичем Львовым. Его руке принадлежат проекты Троицкой церкви на Затверецкой площади города, построенной городским головой М.Ф. Ванчаковым, а так же Казанская загородная часовня близ святых источников, где произошло по приданию явление Вышневолоцкой Казанской иконы Божией Матери.
И.Ф. Львов – один из создателей Вышнего Волочка.
При вышневолоцком городском голове Михаиле Фёдоровиче Ванчакове тверской губернский архитектор Иван Фёдорович Львов стал творцом архитектурного облика Вышнего Волочка. Иван Фёдорович Львов (1797 – после 1864 г.) – довольно длительный срок с 1824 по 1864 гг. был Тверским губернским архитектором, членом Тверской губернской строительной и дорожной комиссии. Окончив в 1810 г. школу при Экспедиции Кремлёвского строения в Москве, Иван Фёдорович практически всю свою творческую карьеру посвятил строительным работам в Тверской губернии. По проектам И.Ф. Львова выстроено свыше 100 общественных и жилых зданий на Тверской земле.[1] Строения И.Ф. Львова выдержаны в традициях позднего классицизма и во многом определили архитектурный облик Твери, многих городов Тверской губернии и в частности Вышнего Волочка. Под его руководством работали такие известные архитекторы как К.Б. Гейденрейх, М.А. Чернятин, П.П. Колодка и другие.[2]
Под руководством Ивана Фёдоровича перестраивается и окончательно формируется комплекс гостиного двора вокруг Соборной площади города, композиционным ядром которого являлся Казанский собор. Каменные корпуса Гостиного двора в Вышнем Волочке начали возводить в 1787 г. по проекту Тверского архитектора Ф.Ф. Штенгеля, созданному в 1783 г. Северный корпус завершили в 1796 г., тогда же начали строить и южный корпус, две части которого закончили в 1811 г. В 1835 г. И.Ф. Львов составил проект перестройки первого Северного корпуса Гостиного двора. Сами работы производились архитекторским учеником Е.И. Телятниковым в 1836-1837 гг. И.Ф. Львов наблюдал за работами. Второй Южный корпус перестроили уже в 1853-1855 гг. по проекту инженера Зильмана, к которому пояснительную записку сделал И.Ф. Львов ещё в январе 1840 г. Перестройка Южного корпуса велась уже без участия Ивана Фёдоровича.[3]
На южной окраине города – в Затверецкой части, Иван Фёдорович проектирует храм Святой Троицы. Проект новой церкви заказал И.Ф. Львову Вышневолоцкий городской голова Михаил Фёдорович Ванчаков в 1838 г. Львов составил «план, фасад и профиль церкви и особо другой местоположению и окружности, где назначается построение оной».[4] Проект Троицкой церкви в Вышнем Волочке является переработанным проектом Вознесенского храма в с. Дудино под Тверью, который также был выполнен под руководством И.Ф. Львова в 1826-1838 гг. Троицкий храм в Вышнем Волочке с приделами Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святых Богоотец Иоакима и Анны выстроили в 1841-1843 гг. и он стал главной доминантой Затверецкой части города.
В западной Островской части города на берегу реки Цны на основе тюремного замка И.Ф. Львов участвует в проекте больничного корпуса с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на средства М.Ф. Ванчакова. Храм освятили в 1861 г.[5] И, наконец, на восточной окраине города близ старинной деревянной часовни И.Ф. Львов строит обширную часовню-ротонду в честь главной святыни Вышнего Волочка.
Первая попытка устроить монастырь близ места явления Вышневолоцкой Казанской иконы Божией Матери произошла в 1796 г. Мещанин г. Вышнего Волочка Исаак Кондратьев сын Зимин просил разрешения у архиепископа Иринея разрешить строительство трехпридельного Казанского храма, но прошению ход так и не дали.[6] В 1834 г. мещанская вдова Акулина Ларионовна Фаловская с единомышленниками также планировала выстроить каменную Казанскую церковь с приделами и при ней мужской монастырь. Но и это прошение было погребено в архивах консистории.[7]
Торжок. Иоанно-Предтеченский собор в Девичьем монастыре. Открытка нач. XX в. |
В 1833 г. в Торжке началось строительство храма-ротонды в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Автором проекта нового храма для Воскресенского девичьего монастыря стал Иван Фёдорович Львов. Среди построек И.Ф. Львова это практически единственная сохранившаяся до наших дней ротонда. Она представляет собой высокий цилиндрический объём, который завершен световой ротондой, увенчанной полукруглым куполом и главкой. По фасаду здание украшено ионическими пилястрами и карнизами.[8]
И.Ф. Львов. Иоанно-Предтеченский собор в Торжке. Фото 1990-е гг. из открытых источников |
Постройка каменной Казанской часовни-ротонды в Вышнем Волочке начали осуществлять в 1851 г. по благословению Тверского архиепископа Григория и на средства прихожан городского собора и «церковную кошельковую сумму».[9] Часовню решено было выстроить в память избавления Вышнего Волочка от эпидемии холеры в 1831 и 1848 гг. Сходство проектов Казанской загородной часовни и Иоанно-Предтеченского храма в Торжке очевидно. Перед архитектором ставилась задача уменьшения объёма помещения для молящихся: предполагалось использовать здание как часовню, вследствие чего зал для молящихся оказался расположенным в глубине ротонды, окруженной колоннадой. Часовня представляла собой двухсветную ротонду, окруженную колоннадой коринфского ордера. Окна второго света были полукруглыми, здание завершалось полусферическим куполом и было выстроено в стиле позднего ампира.[10]
В 1852 г. произошло торжественное освящение часовни. Церковная опись Казанского собора и зданий, принадлежавших к нему, даёт обстоятельное описание часовни: «Часовня Казанской Божией Матери, каменная, кругла, имеющая в диаметре во всех направлениях 20 аршин с коридором (колоннадой – Д.И.) кругом шириною 7 аршин, в котором находится 20 колонн, с лепными алебастровыми капителями, между которыми устроены деревянные перила. Стены в сей часовне с 3-мя карнизами изнутри отштукатурены, а так же и снаружи. Пол в часовне и коридоре деревянный не крашеный. Во всей часовне шесть окон, четыре вверху и два внизу, в окнах по две рамы соснового дерева со стеклами, укрепленными железными решетками. На часовне одна глава, покрытая белым железом, на главе крест деревянный, обитый белым же железом. Крыша на часовне железная на деревянных стропилах, окрашена зеленою краскою. Входные двери в часовне с трех сторон: с западной стороны три двери: наружные двери соснового дерева, обитые снаружи железом и окрашены дикою краскою, две внутренние двери стеклянные соснового дерева, окрашены белою краскою».[11] Аналогичные двери были с южной и северной стороны часовни с врезными внутренними замками. Часовня располагалась на возвышенности на краю болотистой местности, где были старая деревянная часовня и колодцы с родниками. От часовни вниз шло крыльцо «из дикого тесанного камня о семи ступенях с западной стороны длиною 18 аршин».[12] Для удобства совершения богослужений в холодное время «часовня устроена теплою, в ней около западных дверей две печи из белого изразца, с медными и чугунным прибором».
Украшал часовню «иконостас деревянный с резьбою вызолоченный». В центре иконостаса располагалась «явленная чудотворная икона Казанской Божией Матери, греческого письма, длинною 1 аршин 9 ½ вершка, шириною 1 аршин 3 ½ вершка, на ней риза серебряная, позолоченная 84 пробы… Убрус и подбородошник на сей иконе вынизанные жемчугом, украшен камнями. Звезда стразами украшена. Венец на оной серебряный позолоченный, украшен разными каменьями. Над оною иконою устроена завеса».[13] Перед иконой был поставлен медный подсвечник «с шандалами», а так же повешено семь малых «для возжжения елея» лампад.
Интерьер храма внутри украшали колонны, между которыми размещались иконы преподобных Нила Столобенского, Макария Калязинского и Михаила Тверского, Спаса Нерукотворного, Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы и другие. Всего в описи указывается 32 иконы размещенных в два ряда. Верх иконостаса над чудотворной иконой венчал крест с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом «иконного письма». Под сводом висело медное посеребренное паникадило «с 24-мя шандалами».
Вид на Боголюбскую церковь Казанской общины (слева), Казанскую церковь (в центре) и деревянную Казанскую часовню (справа). Фотография 1880-х гг. Б.Ф. Деренговского. |
Вокруг часовни размещался целый комплекс небольших часовен, которые также попали в опись. На месте явления Вышневолоцкой-Казанской иконы Божией Матери стояла «древняя деревянная осмиугольная часовня во все стороны 12 аршин, в ней ветхий простой работы деревянный иконостас в два яруса с передвижными иконами. При часовне находятся три колодца: средний колодец в 10 саженях от часовни на восток, над ним крыша устроена куполом на 12 столбах, покрыта листовым железом и окрашена зеленою краскою, на нем большая глава и крест деревянный, обитые белым железом. На восток между столбами поставлена киота…, украшенная резьбою, колоннами и карнизами, резьба и карнизы вызолочены, а колонны и гладкие места окрашены белою краскою, в киоте сей помещается образ Скорбящей Божией Матери за стеклом, иконописный… Над сим образом в полукруглом вызолоченном сиянии помещается образ живоносного источника, иконописный».[14]
Тут же, при часовне, обретался «нижний колодец рядом с древнею часовнею, находящийся в малой часовне. В ней помещается образ Казанской Божией Матери иконописный с чудесами за стеклом. Другая икона Казанской Божией Матери в простом киоте за стеклом иконного письма. В сей часовне место березы, на которой явилась икона Казанской Божией Матери».[15] Еще один «дальний колодец от среднего по березовой аллее находится в 94 саженях 1 аршине на север. Над ним крыша устроена шатром, на столбах, снаружи и внутри со всех сторон обитых тесом и окрашенных дикою краскою на крыше устроен купол, покрытый листовым железом и окрашенный зеленою краскою, на куполе деревянный крест, обитый белым железом. В сей малой часовне поставлена киота вышиною 4 аршина, шириною 2 аршина 12 вершков с колоннами, карнизом и резьбою, которые вызолочены, а гладкие места окрашены белою краскою, в киоте помещается образ Казанской Божией Матери, иконописный за стеклом, длиною 1 ½ аршина, шириною 1 аршин 1 вершок».
В документах 1880 г. среди зданий, принадлежавших Казанскому городскому собору значились «три малые часовни, близ Казанской Церкви, над колодцами и старая деревянная куполообразная».[16]
Перестройка часовни в церковь.
«Вышеописанная Казанская часовня обращена в церковь на средства Вышневолоцкой купчихи Александры Алексеевны Пономарёвой. Церковь сия однопрестольная во имя Казанской Божией Матери, освящена Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом Тверским 1880 г. Сентября 18 дня»,[17] - так записано в описи Казанского собора о судьбе Казанской Загородной часовни. «В церковь оная часовня обращена в 1880 г. … с дозволения Епархиального Начальства от 19 июня 1879 г. за № 3980»[18], - дополняют информацию составители Клировой ведомости 1880 г.
Решение о перестройке Казанской часовни в церковь было принято под напором нескольких важных обстоятельств. Еще в 1867 г. на средства князя Арсения Степановича Путятина для будущей Казанской женской общины близ часовни выстроили каменный дом с деревянными службами. В нем с 1872 г. разместились сестры новоучреждённой Синодом женской общины. В момент учреждения общины городское духовенство с частью влиятельных прихожан выступили против учреждения общины, опасаясь, что ту будет претендовать на право владения чудотворной Казанской иконой Божией Матери. И эти опасения подтвердились. При новой общине вскоре была освящена своя домовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. И уже в 1874 г. князь А.С. Путятин пользуясь буквой закона, которая повелевала переносить из часовен чудотворные иконы в близлежащую церковь, потребовал перенесения Вышневолоцкой-Казанской иконы в церковь женской общины.[19]
Разгорелся серьёзный скандал вокруг прав на владение иконой. С жалобой на имя Тверского губернатора и архиепископа Филофея обратился настоятель городского собора протоиерей Александр Яшин, также и прихожане собора в количестве 400 человек выступили резко против перенесения иконы в общину. С другой стороны Путятин собрал подписи крестьян и помещиков Вышневолоцкого уезда в пользу перенесения иконы. Дело дошло до Сената. В итоге 19 декабря 1874 г. Тверская консистория отказала в просимом Путятину.[20]
Вместе с тем староста городского собора купец Виктор Проскуряков 12 февраля 1875 г. вместе с соборными священниками Александром Яшиным, Федором Колоколовым, Иоанном Флёровым и Александром Невским подали прошение о ремонте в Казанской часовне и перенесении чудотворной иконы в городской собор. 6 марта консистория разрешила перенести икону в часовню. Снова разгорелся скандал, в результате которого в мае 1876 г. икону вернули в часовню.[21]
Проект перестройки часовни в церковь, 1878 г. ГАТО. |
Наконец, 11 июня 1878 г. вышневолоцкая купчиха Александра Алексеевна Пономарёва подала прошение на перестройку Казанской часовни в церковь. «Я желаю - писала она - ныне во исполнение давнишняго моего намерения и расположения из каменной часовни, в которой пребывает эта святая икона в настоящее время, устроить церковь в честь и славу общей нашей Заступницы и покровительницы Пресвятой Богородицы и в вечное поминовение моих родных и моего недостоинства, с тем, что бы церковь сия, как теперь часовня, навсегда оставалась в ведении и распоряжении собора и его священнослужителей».[22]
Интересна характеристика вышневолоцким ямщиком для приезжего в город И.Н. Тюменева, во всей этой истории отражающая мнение простых вышневолоцких обывателей. В очерке «Поездка в Вышний Волочёк» И.Н. Тюменев пишет:
«- А в котором же году часовня обращена в церковь? – спросили мы.
- А это вот как было. В 1872 г. здесь основана женская община. Пустырь принадлежал городу, и за его негодностью продали здешнему помещику … князю Путятину, а он, оказалось, покупал под общину. В 1877 г. стали в общине строить большой собор во имя Казанской, а по закону часовни с чудотворными иконами принадлежат ближайшей церкви. Икона-то была соборная, и жалко стало духовенству святыню отдавать. Вот они думали, думали, да и решили: пока в монастыре соборная строится, они эту часовню взяли да и переделали в церковь. Так икона за городом и осталась».[23]
Проект пристройки алтаря к Казанской Загородной часовне. ГАТО |
Автором проекта переустройства стал московский архитектор Зборжевский – в тексте документов указывается лишь фамилия, но очевидно речь идёт об архитекторе Московской городской управы сверх штата Наркизе Альбертовиче Зборжевском.[24] В пояснительной записке «к предполагаемой пристройке алтаря при каменной часовне во имя Казанской Божией Матери находящейся в 1 ½ верстах от города Вышняго Волочка Тверской губернии» архитектор писал: «К существующей каменной часовне предполагается пристроить каменный алтарь для образования однопрестольного храма. Самое построение часовни весьма прочно и удобно вышеозначенного назначения. Пристройка алтаря предполагается внутри колонной галереи, шириною 7 аршин, внешний вид часовни сохранится прежний. Грунт земли, где предполагается забивка фундамента песчаный плотный, толщина стен назначена в 2 ½ кирпича. Отопление алтаря будет голландскою печью».[25]
10 июля 1878 г. Консистория рассмотрела проект и прошение и постановила, что «самой чудотворной иконе Казанской Божией Матери благоприличнее находиться в церкви, нежели в часовне» и разрешила перестройку.[26] Однако, князь А.С. Путятин и здесь выступил против, надеясь заполучить все же чудотворную икону в Казанский монастырь. Ссылаясь на то, что часовня не значится на высочайше утвержденном плане Вышнего Волочка, он указал, что часовня выстроена самовольно.[27] Однако это возражение особой роли не сыграло в перестройке часовни в церковь.
Наблюдение за перестройкой Казанской часовни в церковь в течение всего 1879 и 1880 г. вёл Вышневолоцкий городовой архитектор Александр Александрович Александров. Он же 8 сентября 1880 г. дал и заключение о готовности постройки и возможности освящения храма.[28]
Свидетельство А.А. Александрова о готовности храма к освящению. ГАТО |
При подготовке к освящению храм украсили новые иконы и богослужебные предметы:
1. Престол дубового и жертвенник соснового дерева.
2. Запрестольные иконы Животворящего креста и Казанской Божией Матери живописные, в деревянных резных тумбах.
3. На горнем месте образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле, в резном вызолоченном киоте.
4. На жертвеннике образ Казанской Божией Матери малого размера в серебряной 84 пробы ризе, в кипарисном киоте.[29]
Кроме того, появились и богослужебные предметы из драгоценных металлов:
1. Крест напрестольный серебряный 84 пробы, вызолоченный, весом 102 ¾ золотника, ценою 45 руб.
2. Потир серебряный 84 пробы, вызолоченный, весом 3 ф. 35 золотников, дискос, звездица, лжица и две тарелочки серебряные 84 пробы, вызолоченные, весом 3 ф. 35 золотников, ценою с потиром 128 руб.
3. Ковшичек серебряный 84 пробы, вызолоченный, весом 15 ¾ золотника, ценою 6 руб.
4. Ящичек для мощей под престолом серебряный 84 пробы, вызолоченный, ценою 5 рублей.
5. Евангелие в большой лист, переплетено в деревянные доски, обложенные малиновым бархатом, верхняя доска оного покрыта серебряным листом с изображениями по углам 4-х Евангелистов, по средине Господа Иисуса.
Благодаря описи мы так же знаем, какие иконы добавились в иконостас храма. Священники Казанского собора упоминают: Царские двери деревянные, резные, вызолоченные, на них 6 икон, образ Божией Матери и Архангела Гавриила, а так же 4-ре Евангелиста; В иконостасе две новые живописные иконы: трех Святителей и мученицы Александры, Параскевы и княгини Ольги; на южной двери изображение Архидиакона Лаврентия, на северной Архидиакона Стефана.[30] Перед Казанской Чудотворной иконой появился «большой подсвечник апплике», а так же два выносных подсвечника.
9 сентября 1880 г. настоятель Казанского собора протоиерей Александр Яшин рапортовал о готовности храма к освящению. Консистория рассмотрела вопрос и дозволила освятить новую церковь 18 сентября.[31] В 1885 г. новую церковь посетил Великий князь Владимир Александрович, под сводами храма он поклонился чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы и выслушал многолетие.[32]
Колокольня Загородной церкви.
Первоначально колокола нового храма размещались на небольшой «колокольне на 4-х столбах». Колоколов имелось семь, из которых самый большой имел вес 123 пуда.[33] В 1887 г. купчиха Александра Алексеевна Пономарёва приняла решение о финансировании постройки каменной колокольни при Казанской Загородной церкви.
12 февраля 1887 г. духовная консистория «слушала» прошение духовенства городского собора и старосты, в котором они описали «временную деревянную колокольню», а также желание Пономарёвой «что бы была выстроена в настоящем 1887 г. каменная колокольня». А.А. Пономарёва, говорилось в прошении, «жертвует на этот предмет капитал в 10 000 рублей с тем, чтобы единственным строителем означенной колокольни, которому они (духовенство – Д.И.) передают в распоряжение означенный капитал, был Потомственный Почётный гражданин Алексей Никифорович Фёдоров, действующий при постройке по его единственному усмотрению».[34] 18 февраля 1887 г. строительство колокольни было разрешено.[35] А.Н. Фёдоров – сын известного купца Никифора Фёдоровича Фёдорова, владельца кирпичной фабрики, а так же строителя Преображенской церкви в с. Леонтьево под Вышним Волочком.
Проект колокольни Казанской Загородной церкви, 1887 г. Вышневолоцкий краеведческий музей им. Г.Г. Монаховой. |
В Вышневолоцком краеведческом музее сохранился проект колокольни Казанской Загородной церкви. Среди прочих пометок сохранилась резолюция строительной комиссии от 18 февраля 1887 г.: «Чертеж сей разсмотрен и утвержден с тем, что бы работы… производились под наблюдением ответственного архитектора».[36]
Наблюдать за постройкой колокольни поручили младшему архитектору Василию Ивановичу Кузьмину. Фамилия Кузьмин неоднократно встречается в строительной истории Вышнего Волочка: он строил бани и смотрительские флигеля при Вышневолоцком тюремном замке. Василий Иванович Кузьмин (1849 – после 1911 г.) – был тверским инженером-архитектором. В 1863 г. он поступил в Строительное училище, по окончании которого он был выпущен архитекторским помощником с правом на чин 12 класса в 1870 г. В 1872 г. он был удостоен звания и чина 9 класса. Состоял в должности младшего архитектора строительного отделения Тверской губернии. В 1875 г. получил чин коллежского асессора.
Среди работ архитектора в Тверской губернии исследователи отмечают: собор в Красном Холме, храм в с. Игольщи, церковь в имении графа Игнатьева в Ржевском уезде, дом духовного училища в Старице, дом служащих кафедрального собора Твери, Благовещенский храм в Теребенской пустыни и храм в Калязинском монастыре, дом уездного училища в Корчеве, церковь в Тверском Христорождественском монастыре, перестройка церкви в с. Микулино по поручению Императорского Московского археологического общества.
Василий Иванович печатал свои научно-технические статьи в журнале «Зодчий», в Техническом сборнике. Им была составлена книга «Расчет и вычисление устойчивости сводов и арок разных конструкций и размеров».
К сожалению, расшифровать подпись архитектора на проекте пока не получается. Воплощение проекта затянулось до 1891 г. Страховые ведомости дают следующее описание колокольни в 1910 г.: «Колокольня при церкви – каменная в 3 яруса, на гранитном цоколе, длиною и шириною по 10 аршин, общею высотой до верха карниза 10 сажен; крыта железом; с западной стороны приделаны гранитные крыльца, лестница на колокольню чугунная, с нижним ярусом, винтообразная, круглая; колокольня с внутренней стороны отштукатурена и выбелена; в ней два простых окна в нижнем ярусе и 2 резчатых железных двери. Построена в 1891 г. Сохранилась хорошо. Оценена в 5000 руб.».[37]
На сохранившихся фотографиях первого десятилетия XX в. колокольня ещё не оштукатурена, да и на Казанской церкви, очевидно, ведутся ремонтные работы. Есть открытки, где на храме нет креста и видны строительные леса.
Судьба Казанской церкви в XX в.
Полное представление о комплексе Казанской Загородной церкви и часовен на святых источниках дают страховые описи 1910 г. Так, в страховых документах Вышневолоцкого Казанского женского монастыря сохранилось описание под № 44 надкладезной часовни в честь Казанской иконы Божией Матери: «Часовня над ключом во имя Казанской Божией Матери, обшитая с 2-х сторон тесом, крытая лучинкой, длиною и шириною по 8 аршин, высотою 3 аршина, внутри часовни бревенчатый, обшитый тёсом сруб, пол и потолок деревянные, 2 больших и малых окна. Строение сохранилось хорошо».[38] Сведения об этом святом источнике отсутствуют в других документах, и пока место его расположения является загадкой, при этом он не входит в список уже известных часовен над святыми ключами, которые принадлежали городскому собору.
Часовни над святыми источниками упоминаются в описи отдельно в составе имущества Казанского городского собора. Древняя деревянная восьмиугольная часовня всё еще продолжала существовать и оценивалась в 500 руб.[39], вторая «пирамидальная часовня» оценивалась в 150 руб.[40], третья «куполообразная» «стоила» дороже – 300 руб.[41] и четвёртая «из байдака» оценивалась в 200 руб.[42]
«Дальний» ключик с часовней на березовой аллее. Открытка нач. XX в. |
Отдельно описана и Казанская Загородная церковь. Опись дает некоторые подробности в цветовой гамме Казанского храма, размеры иконостаса, а так же показывает, что в храме произошло переустройство системы отопления с голландских печей в калориферную с воздушными каналами внутри стен по всему храму, и была произведена роспись. «Казанская церковь – каменная, круглая, на гранитном цоколе, - записано в страховом акте за подписью духовенства городского собора во главе с благочинным Петром Алексеевым, - снаружи штукатурена и выбелена, а внутри так же отштукатурена и выкрашена масляною краскою и отделана… картинами, крыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою… Над церковью купол с 4 узкими окнами; кроме того всех окон в храме 4 больших и 2 поменьше, все окна с железными решетками и железными рамами, и кроме того 2 последних окна закрываются с внутренней стороны железными глухими ставнями; дверей наружных створчатых обшитых железом 3 и внутренних стеклянных три. Иконостас резной вызолоченный, длиною 22 аршина, высотой 9 аршин (оценен в 5000 руб.). Церковь отапливается 1 калориферной печью с воздушными камерами. Ближайшая постройка – церковная сторожка и теплый собор женского монастыря. Церковь построена часовнею в 1852 г., в церковь обращена в 1882 г.».[43]
Расположение строений Загородной церкви. Копия с плана 1878 г. |
Из сохранившихся документов Казанского городского собора за 1920-1930-е гг. становится ясна судьба Казанской Загородной церкви. В 1924 г. после регистрации религиозного общества древлеправославных христиан при Казанском соборе Казанская Загородная церковь перешла в пользование общины верующих. Председателем общины стал настоятель собора протоиерей Пётр Александрович Алексеев. В сведениях о «служителях религиозного культа» Казанского собора он указал, что проживает на ул. Карла Маркса, д. 47 и должность занимает с 6 апреля 1896 г. Кроме него в соборе служили священниками протоиерей Андрей Иванович Житников и протоиерей Николай Алексеевич Кобаров, а так же диакон Алексей Михайлович Скобников и псаломщик Трифон Алексеевич Дашкевич. Настоятель собора был из мещан, прочие священники из духовного звания, а вот псаломщик указал в графе принадлежность к сословию «казак».[44] Все священнослужители совершали богослужение в Казанской загородной церкви «только в летнее время с мая до октября».
Период совершения богослужений в Казанской церкви указан в другом документе, который имеет немаловажное значение в истории храма. В 1927 г. по Казанской Загородной церкви выдали такую справку: «В президиум Вышневолоцкого горсовета. Вышневолоцкий УАС возвращает при сем переписку за № 443 о Казанской церкви сообщает, что Казанская церковь, расположенная за оградой бывшего женского Казанского монастыря передана группе верующих городских соборов Казанского и Богоявленского в 1924 г. Церковь не закрыта и не закрывалась, никакого отношения к бывшему монастырю не имела и не имеет. Служба в ней совершается только в летнее время с мая до октября – является отделением соборов. Соборы являются приходскими церквями, действуют они попеременно /теплый зимний, холодный – летний/, прихожан свыше трех тысяч человек. Выстроена в 1851 г. на кошельковую церковную сумму. Монастырския церкви /бывший женский Казанский монастырь/ переоборудованы под театр и клуб для 144 Стрелкового полка. Апреля 9 дня 27 г.».[45]
Как выясняется, к этому времени в Казанском соборе произошли кадровые изменения. В мае 1926 г. умирает настоятель собора протоиерей Николай Алексеевич Кобаров и 8 мая 1926 г. протоиерей собора Николай Александрович Флеров просит разрешения провести собрание и выборы председателя религиозного общества.[46] Председателем общины на собрании избрали брата почившего настоятеля священника с. Титова Тверского уезда протоиерея Александра Алексеевича Кобарова.[47] После смены настоятеля местная власть по указанию сверху начинает изымать храмы и часовни из пользования общины Казанского собора.
Первым изымают здание Казанской Загородной церкви. Вся процедура изъятия происходила по действующему законодательству. Сами здания религиозного назначения и так принадлежали государству, верующие лишь имели право пользования имуществом. Поэтому изъять здание и передать его в пользование иной структуре не составляло никакого труда. Верующие имели право возразить и обжаловать решение, но в соборе этого делать не стали. Дело согласно букве закона передали в Президиум Губисполкома, а затем во ВЦИК. 9 июня 1927 г. «Президиум ВЦИК… сообщает, что постановление Президиума Вышневолоцкого УИКа ст. 9/III – 27 г. о передаче здания Казанской церкви 144 Вышневолоцкому полку, подтвержденное постановлением Президиума Губисполкома от 19/VIII – 27 г. окончательно входит в силу».[48]
В акте передачи военной части здания храма от 27 июня 1927 г. сказано, что «согласно отношения УИКА за № 3553 от 22/V с/г о приеме и сдачи церкви находящейся в районе Красного Городка в составе комиссии: представителя 144 полка коменданта полка тов. Долотова и представителя церковного совета протоиерея Житникова Андрея, диакона Скобникова Алексея и церковного старосты Бителева Василия и представителей верующих Вараксина А.В., Федотова И., Елисеева И.А. в присутствии представителя от Вышневолоцкого Административного отдела Закиса М.П. произвели 1) приём, 2) сдачу вышеуказанной церкви, при чем оказалось: 1) церковь каменная, круглая, на гранитном фундаменте, с двумя боковыми приступками, вокруг церкви деревянный пол, 18 круглых колонн, водосточных туб 9, из них одна неисправная, дверей 3 обитых железом, окон 6 внутренними железными решетками.
2) Рядом с церковью каменная колокольня, неотштукатуренная, в первом этаже двое железных решотчатых ворот, винтовая железная лестница, две рамы со стёклами. Во втором этаже прямая железная лестница, в третьем этаже 7 колоколов разного размера, один из них без языка, на воротах один железный фонарь в неисправности, две железные решетки, соединяющие колокольню с церквою.
ПРИМЕЧАНИЕ: Вышеуказанную постройку церковный совет обязан освободить от находящегося внутри здания инвентаря в недельный срок т.е. с 27 июня по 4 июля с/г. Вышеуказанная постройка по наружному состоянию принята представителями 144 полка, о чем и составлен настоящий акт в 4-х экземплярах».[49]
В конце 1927 г. поднимается вопрос о закрытии 3-х часовен близ Казанской Загородной церкви.[50]
Акт передачи здания Казанской церкви военной части 27 июня 1927 г. ВГА |
По свидетельству современников окончательно храм-ротонда был утрачен в 1963 г. Военной частью были срыты часовни над святыми источниками, одновременной разрушили и Казанскую церковь. От комплекса храма и часовен сохранилось лишь здание сторожки, которое использовалось под хозяйственные нужды.
Впервые внимание на историю храма обратил краевед Вадим Константинович Лобашов в статье «Белая царевна». Он сравнил храм с постройками великого архитектора Н.А. Львова и сделал предположение, что проект храма его авторства.[51] Храм действительно похож своей формой на произведения Н.А. Львова, однако совершенно очевидно связан с именем незаслуженно забытого тверского зодчего Ивана Фёдоровича Львова, построившего множество храмов на Тверской земле и в том числе оставившего свой след и в истории Вышнего Волочка загадочным храмом-ротондой, посвященным чудотворной Вышневолоцкой Казанской иконе Божией Матери.
[1] Чеботарь А.М. Львов Иван Фёдорович// Сайт «Храмы России»/ Раздел «Архитекторы». Интернет: http://temples.ru/architect.php?ID=34. Дата просмотра 15.10.2021.
[2] Львов Иван Фёдорович (1797 - после 1864), архитектор// Сайт «Древо. Открытая православная энциклопедия». Интернет: https://drevo-info.ru/articles/13274.html. Дата просмотра 15.10.2021.
[3] Смирнов Г.К. Свод памятником архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 3. – М.: «Индрик», 2013. – С. 190-192.
[4] Ивлев Д.М. Храм у истока Тверцы. – Вышний Волочёк.: «Истоки», 2014. – С. 13.
[5] Ивлев Д.М. Храм у истока Тверцы. – Вышний Волочёк.: «Истоки», 2014. – С. 24.
[6] 1796 г. Относительно до стоящей от города Вышняго Волочка в трёх верстах часовни// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 54. ЛЛ. 1-11 об.
[7] Ивлев Д. Казанская икона Божией Матери. Покровительница Вышнего Волочка. – Вышний Волочёк.: Истоки. 2015-2016. – С. 13-14.
[8] Торжок. Воскресенский девичий монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи// Сайт «Соборы.ру». Интернет: https://sobory.ru/article/?object=08548. Дата просмотра 15.10.2021.
[9] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 184.
[10] Смирнов Г.К. Свод памятником архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 3. – М.: «Индрик», 2013. – С. 462-463.
[11] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив (Далее ВГА). Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 183 об.
[12] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 184.
[13] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 184.
[14] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 186-186 об.
[15] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 187.
[16] Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16172. Л. 2 об.
[17] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 189.
[18] Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16172. Л. 2 об.
[19] Лет 12 тому назад, - описывает эту историю И.И. Колышко в 1887 г., - в вышневолоцкую городскую думу явилась какая-толичность (прибавляют, что это был князь Путятин) и предложила городу отдать ему участок земли за №№ такими-то. Между прочими №№ был и №, где стояла часовня с чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Продав все это за ничтожную плату, под общей рубликой «негодных земель», город только тогда переполошился, когда кто-то подсказал ему, что он продал и чудотворную икону. Стали начинать процесс, до сената дошло, и так как по закону святыни не продаются, городу возвратили часовенку с чудотворной иконой. С этим решением сената, подоспевшим к тому времени, когда синод разрешил открытие монастыря, чуть не рухнул весь проект рачителей будущей обители, основанный только на существовании в ней чудотворной иконы. Эта святыня должна была привлекать жертвователей, кормить, поить общину. Одного кружечного сбору в часовенке Божией Матери бывало в год до 10 тысяч, значит обеспечение было бы и верное и, на первое время, немалое…
С освящением храма (Казанский собор монастыря – Д.И.), года 2 тому назад, мать Досифея считала свои пламеневшия мечты уже осуществленными. Чудотворная икона Божией Матери теперь должна была быть перенесена в собор, должна была составлять собственность монастыря. Значит она не кривила душой, когда собирала на построение храма в честь ея. Мать Досифея хорошо знала закон, по которому всякая часовня с чудотворной иконой принадлежит ближайшей к ней церкви. Несколько десятков сажень,разделявших собор от часовни, давали ей теперь законное право на перенесение иконы в собор. Она сообразно этому подала прошение своему начальству. Началось дело, и вдруг случилось то, чего никак не ожидала ни мать Досифея, ни ея сподвижники.
Казанский собор в городе, которому до сих пор принадлежала икона, должен был обнищать, с потерею своей главной святыни. Её настоятель, староста и многие городские граждане, посещавшие его, как ни были ошеломлены неожиданной выходкой матери Досифеи, посоветовались, да потолковав, пришли таки к гениальной мысли, что бы спасти свое сокровище. Пока тянулось ещё дело, они наскоро стали перестраивать часовню. Расширили её, поставили придел, царские двери, наняли причт и в несколько недель устроили на месте часовенки крошечную церковь…. Дело монастыря было проиграно… // И.И. Колышко. Очерки современной России/ СПб. Типография товарищества «Общественная польза». 1887. – С. 173-175.
[20] Ивлев Д. Казанская икона Божией Матери. Покровительница Вышнего Волочка. – Вышний Волочёк.: Истоки. 2015-2016. – С. 19-21.
[21] Ивлев Д. Казанская икона Божией Матери. Покровительница Вышнего Волочка. – Вышний Волочёк.: Истоки. 2015-2016. – С. 23.
[22] О домогательстве некоторых крестьян Вышневолоцкого уезда, изъясненном ими в приговорах на перенесение иконы Казанской Божией Матери из часовни, принадлежащей Вышневолоцкому собору в домовую церковь женской Казанской общины. 1874-1876 гг.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 238. Л. 159.
[23] Ивлев Д. Казанская икона Божией Матери. Покровительница Вышнего Волочка. – Вышний Волочёк.: Истоки. 2015-2016. – С. 27.
[24] Зборжевский Наркиз Альбертович (Адальбертович?). Московский архитектор. С 1835 учился в ИАХ, в 1838 получил звание свободного художника, в 1844 — "назначенного в академики". Работал городским архитектором Пятигорска, в 1842 переведен в Комиссию для строений в Москве. В 1854—1855 состоял младшим архитектором управления 2-го округа инженеров военных поселений. В 1850 переехал в Варшаву. После Польского восстания в 1863 служил томским городовым архитектором. В 1867 назначен сверхштатным техником СО СПб ГП, в 1871 — СО Кутаисского ГП. С 1872 — в Москве, назначен архитектором при городской управе сверх штата. Брат архитектора Александра Зборжевского, авторство большинства построенных братьями храмов спорно.// Сайт «Храмы России»/ Раздел «Архитекторы». Интернет: http://temples.ru/architect.php?ID=598. Дата просмотра: 17.10.2021.
[25] Дело Тверского губернского правления о разсмотрении чертежа на обращение часовни в церковь в Вышневолоцкой общине// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 78581. Л. 2а.
[26] О домогательстве некоторых крестьян Вышневолоцкого уезда, изъясненном ими в приговорах на перенесение иконы Казанской Божией Матери из часовни, принадлежащей Вышневолоцкому собору в домовую церковь женской Казанской общины. 1874-1876 гг.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 238. Л. 186.
[27] Дело Тверского губернского правления о разсмотрении чертежа на обращение часовни в церковь в Вышневолоцкой общине// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 78581. Л. 8.
[28] Ивлев Д. Казанская икона Божией Матери. Покровительница Вышнего Волочка. – Вышний Волочёк.: Истоки. 2015-2016. – С. 25.
[29] ВГА. Л. 189.
[30] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 189 об.
[31] О домогательстве некоторых крестьян Вышневолоцкого уезда, изъясненном ими в приговорах на перенесение иконы Казанской Божией Матери из часовни, принадлежащей Вышневолоцкому собору в домовую церковь женской Казанской общины. 1874-1876 гг.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 238. Л. 252.
[32] К. Случевский. По северу России. Путешествие Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны в 1884 и 1885 годах. Том I. СПб. Тип. Эдуарда Гоппе. 1866. – С. 147-148.
[33] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 190.
[34] Дело по отношению Тверской духовной консистории о разсмотрении чертежа на постройку каменной колокольни при церкви Казанския Божия Матери в г. Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 80552. Л. 1.
[35] Дело по отношению Тверской духовной консистории о разсмотрении чертежа на постройку каменной колокольни при церкви Казанския Божия Матери в г. Вышнем Волочке// ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 80552. Л. 8.
[36] Вышневолоцкий краеведческий музей им. Г.Г. Монаховой. Архив.
[37] Страховые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041.
[38] Страховые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 135 об.
[39] Часовня деревянная, восьмиугольная, снаружи обшита тёсом и крыта так же тесом, длина и ширина часовни по 5 саж., высота до карниза 3 саж. 2 арш., в ней 2 окна закрытых глухими обшитыми железом дверьми и 4 на куполе с железными решетками и 1 дверь обшитая железом. Перед входом деревянное крыльцо на деревянных столбах, крытое тесом. Построена издавна, сохранилась хорошо. Оценена в 500 руб. Страховые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041.
[40] Часовня деревянная, пирамидальная, снаружи и внутри обшита тесом и окрашена масляною краскою, крыта железом, длина часовни 2 саж., ширина 2 саж. 2 аршина, высота до карниза 2 саж. 1 арш, окон в ней 2 и стеклянная четырехстворчатая дверь; перед входом деревянное крыльцо на деревянных столбах, крытое железом. Построена издавна, сохранилась хорошо. Оценена в 150 руб. Страховые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041.
[41] Часовня деревянная, куполообразная, кругла, открытая на 10 деревянных столбах, крытая железом, имеющая в диаметре 3 саж. 1 аршин и высотою до верха карниза 3 саж. 1 арш. В середине деревянный сруб для колодца. Построена издавна, сохранилась хорошо. Оценена в 300 руб. Страховые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041.
[42] Часовня деревянная из байдака, внутри и снаружи выкрашена масляною краскою, крыта железом, длина и ширина часовни по 3 сажени, высота до карниза 5 арш., в ней 2 окна, дверей нет, в средине сруб для колодца, построена издавна, сохранилась хорошо. Оценена в 200 руб. Страховые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041.
[43] Страховые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041.
[44] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л.Л. 16 об. – 17.
[45] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 339.
[46] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 345.
[47] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 352.
[48] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 448.
[49] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 353.
[50] Документы Казанского женского монастыря, Казанского и Богоявленского соборов за 1923-1930 гг.// Вышневолоцкий городской архив // ВГА. Ф. 32. Оп. 1. Д. 11. Л. 423.
[51] Лобашов В.К. «Белая царевна»// Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 10. Вышний Волочёк. 2008. – С. 15.
(По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)
(Фото. № 4-13 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)