Вышний Волочек - Успенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Вышний Волочёк, ул. Коммунаров, 1/2

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ


   Веб-сайт храма Успения Пресвятой Богородицы http://hram-uspenie-volok.prihod.ru

   Комплекс Успенской церкви с богадельней Ермаковых находится в Солдатской слободе, к северо-западу от поселка при фабрике «Волочёк» и расположен в глубине квартала. Церковь Успения и примыкающая к ней с запада богадельня Ермаковых образуют сильно протяженный объем, поставленный под углом относительно красной линии улицы. Церковь с приделами Всех Святых и Воздвижения и богадельня сооружены в 1864-68 гг. на средства московских купцов Якова Яковлевича и его сына Флора Яковлевича Ермаковых, руководивших торговой фирмой «Яков Ермаков с сыновьям». В церкви был установлен трехъярусный резной позолоченный иконостас, в подвале для отопления и вентиляции - пневматические печи с трубами. Стены ко времени освящения церкви (8 декабря 1868 г.) были подготовлены под разделку искусственным мрамором, а своды и арки окрашены клеевой краской. В подвале под алтарем церкви в кирпичных гробницах были похоронены Я.Я. Ермаков и его внук Андрей Фролович Ермаков (оба скончались в 1869 г.). Богадельня на 100 человек открыта 22 июля 1869 г., мужское отделение получило название Александровского, женское - Мариинского. Для содержания богадельни и помощи рабочим был учрежден разместившийся в здании богадельни общественный банк. В советское время утрачено внутреннее убранство церкви; в кон. 20 в. в западной части храма разобраны остатки деревянных хоров на колонках. Кирпичные стены обоих зданий оштукатурены лишь частично (детали декора), цоколь - гранитный.
Успенская церковь. План.   Комплекс представляет собой главную архитектурную доминанту района города, называвшегося Солдатской слободой. Два здания, составляющие комплекс, несмотря на типологические и стилистические различия, едины в цветовом решении: колорит фасадов основан на сочетании красно­кирпичных стен и побеленных деталей.
   Церковь Успения - яркий пример культовой архитектуры периода эклектики с сочетанием классицизирующих мотивов и форм русско-византийского стиля. В композиции доминирующую роль играет крупный объем двухсветного четверика храма с сильно развитым алтарем в виде трех полуциркульных апсид. С запада к нему примыкает прямоугольное в плане основание колокольни. Четверик завершен восьмигранным световым барабаном с узкими диагональными гранями и маковичной главой. Нижний ярус колокольни, служащий также переходом к богадельне, - двухсветный, воспринимается как часть храмового пространства. Восьмигранный ярус звона, на невысоком полуярусе, завершен пологим деревянным шатром. Боковые фасады имеют четкие горизонтальные и вертикальные членения. Спаренные лопатки разделяют фасад на три прясла - центральное в три проема, боковые в два. Такое построение фасадов акцентируется в завершении композиции тремя ложными килевидными закомарами. Аналогичные закомары завершают восточный фасад, подчеркивая трехчастное построение алтаря. Южный и северный входы в храм расположены не традиционно в центре, а в восточных пряслах. Декоративное убранство довольно дробно и мелко по своему масштабу относительно монументального объема церкви. Некоторую нарядность фасадам придает сочетание кирпичной неоштукатуренной поверхности стен и оштукатуренных побеленных деталей. В формах декора варьируются мотивы древнерусской архитектуры и элементы позднего классицизма. Последние прежде всего сказались в характере профилей архивольтов и многочисленных карнизах. В духе позднего классицизма решена и форма полуциркульных окон, а также их решеток.
   Внутреннее пространство подклета трехнефное, образовано шестью мощными крещатыми столбами. Все компартименты имеют сводчатые перекрытия. Интерьер церкви - также трехнефный и шестистолпный, в нем чувствуется стремление зодчего подражать крестовокупольным храмам древней Руси. Однако сходство ограничивается лишь построением плана. Конструктивное решение совершенно иное, что не позволяет отнести здание к типу крестовокупольных храмов. Центральное пространство перекрыто крестовым сводом, отрезающим барабан от интерьера. Таким же сводом перекрыт западный компартимент и нижний ярус колокольни. Боковые нефы имеют систему коробовых сводов с распалубками от подпружных арок. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. В западной части расположены хоры, опирающиеся на тонкие колонки. Стены и своды украшены штукатурными профилированными тягами, карнизами, розетками и филенками.
   Церковь была закрыта в 1932 г. Вновь открыта в 1995 г.
   Известные люди, похороненные в ограде храма: Ермаков Флор Яковлевич

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2882; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 202; Города Тверской области. СПб., 2000. Вып. 1. С. 135.

   А.Ф.

   
     (По материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013., материалам официального сайта Тверской епархии и материалам предоставленным Ольгой Делюшиной.)

    (Фото. hram-tver.)
    



Вышний Волочёк. Священник Иоанн Виноградов, настоятель Успенской церкви, с семьёй. В 1930 г. он отрёкся от сана из-за угроз расправы с его семьёй. Архив Г.Д. Мироновой-Сперанской. Фото. с сайта matveevo.prihod.ru


   История храма началась 7 июня (25 мая по ст.стилю) 1860 года, когда Вышневолоцким городским обществом было принято решение, утверждённое Губернским правлением, о строительстве купцом 1-й гильдии Я.Я.Ермаковым (с сыновьями) новой церкви при богадельном доме. Строительство продолжалось с 1864-го по 1868 год, и 21 декабря (8-го по ст. стилю) 1868 года в присутствии Высокопреосвященнейшего Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, было совершено освящение церкви в честь Успения Божией Матери, с двумя престолами: во имя Всех Святых и Воздвижения Креста Господня. 5 июля (22 июня по ст. стилю) 1869 года – день открытия богадельни на 70 человек. Постепенно количество призреваемых увеличилось до 150 человек. Богадельня и храм содержались на проценты, получаемые с 50 тысяч рублей, которые были специально для этой цели размещены в Общественном банке Ермаковых.
   Храмосоздатель и благодетель Яков Яковлевич Ермаков упокоился на 75-м году жизни 14 августа (ст.ст.) 1869 г. Его дело продолжил сын Флор Яковлевич. В 1881 году на приход были определены Старицкий священник Владимир Осиповский и диакон Алексей Тяжелов. С 1905 года в храме служили священник-настоятель Иоанн Виноградов и диакон Алексей Сперанский. Была открыта церковно-приходская школа и организовано Общество трезвости. В 1915 году количество прихожан составляло 148 мужчин и 149 женщин.
   В 1926 г. закрыли богадельню, а её здание заняли под школу. 18 мая 1929 г. пришло постановление СНК о закрытии Ермаковской церкви. В августе 1931 г. с колокольни сбросили колокола. Долгие годы в храме находился склад. С 1941-го по 1945 годы здесь располагался военный госпиталь, с 1944-го по 1946 – 357-й запасной стрелковый полк и фильтрационный пункт для русских раненых военнопленных. Затем храм использовали под склад, а в помещении бывшей богадельни – вновь открыли школу.
   Летом 1993 года началось возрождение приходской жизни. 1 мая 1994 года, на Пасху, после долгих лет безбожья, в цокольном этаже Успенской церкви прошла первая служба, а с 23 апреля 1995 года службы стали проходить в притворе храма.
   1 сентября 1997 года открылась первая в Вышнем Волочке Православная общеобразовательная средняя школа имени преподобного Сергия Радонежского.
   С Рождества 2004 года богослужения проводятся в Центральном алтаре храма. В церкви ведутся реставрационные работы.

   
     (По материалам сайта Храма Успения Пресвятой Богородицы.)
    



Алексий Дмитриевич Сперанский - псаломщик Успенской церкви г. Вышнего Волочка с женой Ириной Васильевной и детьми Сашей и Митей. Нач. XX в. Фото из архива Г.Д. Мироновой-Сперанской. Фото. с сайта matveevo.prihod.ru


   Успенская при богадельне домовая церковь, построена в 1868 году, каменная, престола три: средний Успения Божией Матери, правый Всех Святых, левый Воздвижения Животворящего Креста Господня.
   Церковные документы: опись 1881 года, метрики с 1881 года, исповедальные с 1881 года.
   В 1901 году служили: Священник Владимир Стефанович Осиповский 49-ти лет, студент семинарии, в служении с 1873 года, священником с 1876 года, состоял законоучителем городского начального женского училища и городского училища, членом благочинного совета, награжден в 1899 году наперсным крестом. Диакон, в звании псаломщика, Алексей Андреевич Тяжелов 57-ми лет, диаконом с 1866 года. Церковный староста мещанин Алексей Александрович Бочаров, в должности с 1899 года.
   Прихожан - 56 дворов (121 мужчина, 135 женщин).
   В 1915 году служили: Священник Иоанн Виноградов 38-ми лет, окончил семинарию, на службе 19 лет, в Успенском храме 10 лет. Псаломщик-диакон Алексий Сперанский 36-ти лет, на службе 17 лет, в Успенском храме 10 лет.
   Прихожан - 148 мужчин, 149 женщин.


ФОТО. АНДРЕЯ АГА.

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Фото. № 2, 3 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Фото. № 4 Андрея Ага.)
    


   ЦГАМО, ф. 2157, оп. 1, д. 883.
   Протокол № 52 заседания Президиума Мособлисполкома с материалами. 1932 г.
Ходатайство В.Волоцкого Райисполкома о закрытии церкви Успения в В.Волочке.
   Открыть альбом с фотографиями листов дела ->>>


Архивное дело.

   
     (Материалы предоставлены Сергеем Павловичем Носиковым.)
    


Денис Ивлев
Вышний Волочёк. Храмы Солдатской слободы



Бейшлот, Солдатская слобода и Успенская церковь. Фото 1890-х гг.


   История Успенского храма в Вышнем Волочке началась в 1859 г. В своём отношении от 25 мая городская дума уведомила Вышневолоцкое правление, что «приговором, состоявшемся 30 марта сего года» просит принять участие в постройке нового храма в Вышнем Волочке «господ потомственных граждан Якова Яковлевича Ермакова и Александра Ивановича Шилова, имеющих в здешнем городе фабрики». Жителей города на тот момент начитывалось 4501 мужеского и 5161 женского пола «душа». Консистория выступила против открытия нового храма, но за увеличение причтов в существующих церквях города.



Фабрика "Волочёк" Я.Я. и Ф.Я. Ермаковых в Вышнем Волочке. Вид с другого берега реки Цны


   Тогда в 1864 г. Я.Я. Ермаков с сыновьями подали прошение на разрешение строительства при богадельном доме храма Успения Пресвятой Богородицы. На сооружение храма и богадельни они жертвовали капитал в 50 тысяч рублей и готовы были «приступить ныне же к постройке здания под помещение богадельного дома и церкви». К своему прошению Ермаковы приложили чертежи нового храма. Храм предполагался трёхпридельным с престолами Успения Пресвятой Богородицы, Всех Святых и свв. Косьмы и Дамиана. На сей раз разрешение было получено и 25 мая 1860 г. купцам Ермаковым городское общество своим приговором выделило «в вечное распоряжение местность в Солдатской слободе».



Успенская церковь и здание богадельни. Фото автора


   Само строительство продолжалось с 1864 по 1867 г. Строили храм из кирпича, произведённого на кирпичном заводе Ермаковых в местечке Тетёрки, землю под который выделили в 1863 г. Кирпича потребовалось более 4 миллионов. 24 марта 1867 г. Я.Я. Ермаков рапортовал, что церковь построена и он намеревается начать устройство иконостаса. Деятельное участие в сооружении храма принял и единственный наследник Почётный гражданин Вышнего Волочка Фрол Яковлевич Ермаков (15 августа 1815 г. – 21 июня 1895 г.). «Главный престол в сем же 1868 г. декабря 6 дня освящен Его Высокопреосвященством Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским и Кавалером», - записано в описи храма. Престол во имя Всех Святых в тот же день освятил протоиерей Казанского собора Самсон Озеров, а Крестовоздвиженский – так решили наименовать второй придел храма - престол 8 декабря 1868 г. благочинный Петропаловской церкви священник Иоанном Архангельским.



Успенская церковь и богадельня в Вышнем Волочке. Гравюра 1890-х гг.


   «Церковь каменная, - описывали храм современники, - стены снаружи и внутри оштукатурены с лепною на карнизах работою. В этой церкви находятся три престола, из коих главный посредине во имя Успения Пресвятыя Богородицы, по правую сторону во имя Всех Святых и по левую сторону во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На церкви одна глава, крытая белым листовым железом. На главе деревянный крест, осмиконечный, обтянутый аглицкой жестью».
   В алтаре на горнем месте стоял киот с резными колоннами и крестом на верху, а в нём икона Спасителя на престоле. Иконостас храма «при главном престоле в три яруса и двух боковых в два яруса деревянный, столярной работы с колоннами между икон и резьбою, весь вызолочен».
   Изначально вход в храм и в богадельню был с общей галереи под колокольней. В храм вели три деревянные двери, выкрашенные былой краской и снаружи железные решетчатые двери. Над галереей помещалась «колокольня каменная вышиною тринадцать сажень и два аршина, находится в одной связи с церковию и богадельным домом, в два яруса, покрыта белым листовым железом, крест на ней деревянный, обтянутый английской жестью, вызолоченный». На колокольне висело семь колоколов, главный из которых был весом в 208 пудов.



Насельники богадельни при Успенском храме и священник Иоанн Виноградов. Фото нач. XX в. из архива Г.Д. Сперанской


   Открытие богадельни состоялось 24 ноября 1869 г. В разное время в ней содержалось от 70 до 150 человек. Вместе с богадельней Ф.Я. Ермаков учредил в Вышнем Волочке и городской общественный банк. В 1885 г. почётным гостем богадельни стал Великий князь Владимир Александрович. После кончины Ф.Я. Ермакова богадельню передали городу, а его вторая супруга Екатерина Корнильевна избрана почетной попечительницей.
   Сын Якова Яковлевича Ермакова – Фрол Яковлевич – достойный продолжатель фабричного дела отца стал известным в России меценатом. В изданной в 1896 г. книге, посвященной Ф.Я. Ермакову «Жизнь и благотворительная деятельность Ф.Я. Ермакова» указывается, что фирма Я.Я. Ермакова с сыновьями в 1840-е гг. устроила за Трёхгорной заставой в Москве фабрику с ситценабивным и красильным производством. Руководить фабрикой поставлен Ф.Я. Ермаков. Хлопок для производства брат Фрола Яковлевича – Александр выписывал напрямую от поставщиков из Америки. И на Московской и на новой Вышневолоцкой фабрике использовались передовые по тем временам технологии. Фабрика «Волочёк» стала шестой в России, которая начала использовать английские паровые машины-прядильни. Дом Ф.Я. Ермакова в Москве находился у Красных ворот на Новой Басманной улице близ Петропавловской церкви. В 1879 г. Ф.Я. Ермаков организовал в Сокольниках богадельню и соорудил двухэтажный Троицкий храм. 100 тысяч рублей Ермаков положил на выкупные платежи своих односельчан на малой родине в с. Мещерино Коломенского уезда Московской губернии, здесь же при храме в 1872 г. он выстроил здание и организовал богадельню на 150 человек. Продав в 1888 г. Вышневолоцкую фабрику Прохоровым, Ермаков полностью посвятил себя благотворительности. В 1889 г. в Москве за Трёхгорной заставой открыта богадельня на 300 человек с Успенским двухэтажным храмом, в Ключагорском женском монастыре Бузулукского уезда в 1877 г. Ермаков выстроил новый соборный храм, в Макарьевском Желтоводском монастыре (XV в.) на его средства выстроена дамба от наводнений и проведены ремонтные работы. Большие суммы Ермаков отдавал на пожертвования в монастыри, богадельни, больницы, на закупку муки в помощь голодающим, открыл народную бесплатную столовую в собственном доме на Новой Басманной. Среди наград Ф.Я. Ермакова можно отметить: в 1877 г. – орден св. Анны III степ., в 1879 г. – орден св. Владимира IV степ., в 1883 г. – орден Св. Владимира III степ., 1885 г. – чин статского советника, а в 1890 г. – действительного статского советника.



Фрол Яковлевич Ермаков


   Семья устроителей храма нашла своё место погребения в склепах под алтарями: «в двух из них покоятся прахи строителя сей церкви Потомственного Почетного гражданина Иакова Иаковлевича г-на Ермакова(+14 августа 1869 г., правый склеп) и его внука Андрея Фроловича Ермакова (+1 марта 1869 г., левый склеп)». В помещении под центральным приделом «ставились умершие до погребения». Ф.Я. Ермаков был погребен в склепе Троицкого храма в Сокольниках, однако, по некоторым сведениям, после закрытия храма его останки перевезли в Вышний Волочёк и захоронили при Успенской церкви.
   Указом консистории 5 мая 1871 г. храм приписан к Вышневолоцкому Казанскому собору, все богослужения отправляли присланные из собора священнослужители. Однако, к 1879 г. началось движение за назначение своего священника в храм. Указом 5 февраля 1879 г. богослужения в храме и исполнение треб возложено на заштатного священника погоста Каменки Тверского уезда Иоанна Покровского, а 16 октября 1880 г. эту обязанность возложили на заштатного священника Петра Исполатовского. В 1881 г. при Успенском храме образован приход. Первыми священником храма стал Владимир Осиповский и диаконом Алексий Андреевич Тяжёлов. В связи с этим, на средства Ф.Я. Ермакова построен с востока от церкви дом для причта, а на его обеспечение положено на счёт 10 000 руб ассигнациями. При храме были открыты церковно-приходская школа (с 1890 по 1893 гг.) в доме инженера-технолога Александра Ивановича Колосова, с 1905 – Успенская одноклассная двукомплектная школа в наёмном доме и чуть позже Успенское общество трезвости по инициативе священника Иоанна Виноградова. В 1882 г. для прихода отвели участок под кладбище, где были поставлены каменные ворота и запланировано строительство каменной часовни.



Ученики и учителя Успенской школы вместе со священником Иоанном Виноградовым и диаконом Алексеем Сперанским. Нач. XX в. из архива Г.Д. Сперанской


   В 1900 г. священнослужители оставались прежними, старостой Успенского храма значится вышневолоцкий мещанин Завадовский Михаил Александрович. В 1910 г. настоятель храма – священник Иоанн Иоаннов Виноградов, диакон в звании псаломщика Алексей Димитриев Сперанский и церковный староста вышневолоцкий мещанин Иван Васильев Лязгин.
   Ермаковская церковь была закрыта в 1931 г., чуть раньше в здании самой богадельни разместилась школа. В годы Великой Отечественной войны в здании богадельни размещался госпиталь, затем снова школа. Возрождение жизни при храме началось в 1993 г. Первая служба совершена 1 мая 1994 г. священником Сергием Диким. При нём при храме образована православная школа им. Преп. Сергия Радонежского. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Владимир Гуркало. При нём богослужения начались в основном помещении храма, продолжается реставрация лепнины в интерьерах храма.



Теребинская икона Божией Матери. Список, созданный на Афоне. Фото автора


   Святынями Успенской церкви являются иконы с частицами мощей святых вмч. Пантелеимона, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, мч. Виктории Кордубской, частица сапожка свт. Спиридона Тримифунтского, а так же чтимые редкие списки с Теребинской иконы Божией Матери (нач. XX в.), написанный на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре и с Петербурской иконы «Всех скорбящих радости» с грошиками (кон. XIX в.), на которую прикреплены настоящие монеты.



Интерьер Успенского храма в наши дни. Фото автора


   Источники:

   1. 1880 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16172.
   2. 1900 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16174.
   3. 1910 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176.
   4. 1881 г. Церковная опись Успенской церкви в Вышнем Волочке // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18969.
   5. По указу Святейшего Синода об устроении новой церкви в Вышнем Волочке и определении селений от одной единоверческой церкви к другой ближайшей церкви. 1859 июля 19 // ГАТО Ф.160 Оп.6. Д. 2882.
   6. Н. Орлов. Жизнь и благотворительная деятельность действительного статского советника Фрола Яковлевича Ермакова / М. 1896.

   Автор благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Андреева, Татьяну Бабаеву и монахиню Сергию (Филиппову).

   
     (По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)

     (Фото. № 6-14 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)

    


Посмотреть всю карту