Качевицы (Кочевицы погост, Качевицы погост, Хочовицы погост) - Троицкая церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Троицкая церковь.


   Погост Качевицы, от Пскова 387 верст, до революции погост входил в состав Торопецкого уезда Псковской губернии.
   Церковь Святой Троицы, построена в 1791 году, каменная, трёхпрестольная. К ней приписана церковь Чудотворца Николая погоста Старина, построенная в 1785 году, деревянная, двухпрестольная.
   Прихожан по данным на 1876 год - 160 дворов (634 мужчины, 604 женщины), по данным на 1879 год - 890 мужчин и 932 женщины.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Г. Любимов.
   В разные годы в храме служили:
   Свящ. Георгий Иоаннович Любимов - 1868 -
   Свящ. Иоанн Ильин Амосов - 1889 - 25.07.1894
   Свящ. Феодор Горожанский 25.07.1894 - 1896 -
   Свящ. Михаил Иоаннович Знаменский 1897 - 1913 -
   В 1913 году служили: Священник Знаменский Михаил Иоаннович, псаломщик Любутов Константин Никифорович, церковный староста Назариев Алексий Иродионович.


Троицкая церковь.

    
     (По материалам изданий Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Хроника Псковской епархии ( 1894-1917). По страницам Псковских епархиальных ведомостей ( 1894-1917 гг.). - Псков, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913., материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления.)

      (Фото. № 1 из группы Западная Двина в Контакте. Фото. № 2 из группы Храм Святителя Николая, г. Западная Двина в Контакте. 2024 г.)
    


Троицкая церковь.


   Житель Москвы Игорь Сизов, уже четвертый год (с 2007 г.) приезжает в летний период в Западнодвинский район, а именно в село Кочевицы, где у него есть дача. Именно Игорь Александрович стал инициатором возрождения древней Кочевицкой церкви:
   - Нельзя допустить, чтобы такой древний храм, имеющий столь долгую и богатую историю, окончательно разрушился, а все вокруг поросло лесом, кустами, травой и пришло в окончательное запустение. Нужно общими усилиями возродить храм. Надеюсь, многие западнодвинцы откликнутся на такое благое дело – будут участвовать в субботниках по очистке прилегающей территории, окажут и посильную материальную помощь. Уверен, общими усилиями и с Божьей помощью мы обязательно восстановим храм. Также Игорь Александрович передал для публикации в газете некоторые собранные им сведения о храме села Кочевицы.


Троицкая церковь.


   В 1636 году литовцы совершили набег на Старцеву волость. Они, в частности, разрушили погост Хочовицы. «Церковь Христовы мученицы Пятницы разорили, обругали и образы окладные, и свечи поставные, и колокола, и книги, и ризы, и всякую церковную казну пограбили и попа Зинона, дьячка Богдашка с женами и детьми, со всеми их животы взяли и свезли за рубеж в Дубровы» («Дубровы» - современная деревня Дуброво, тогда находившаяся в зарубежном Бельском уезде).
   В Кочевицком погосте в 1792 году взамен старой деревенской церкви была построена приходская церковь Троицы с приделами Успения Богородицы и мученицы Параскевы. По статистическим данным, приведенным в Клировых (церковных) ведомостях Кочевицкой церкви за 1813 год, церковной земли при ней имелось 51 десятина (примерно 55,7 га); приходских дворов – 105, в них проживало мужеского пола – 583 чел., женского – 656 чел. В церкви кроме утвари и имущества имелись деньги в сумме 807 руб. 10 коп., которые хранились за печатью церковных служителей и дополнительно за запором церковного старосты – помещицы Прасковьи Васильевой, жены Кутузовой, крестьянина деревни Хотино Михаила Кузьмина. В церкви также находились «метрические книги и духовные росписи», получаемые указы и другие всякие письменные документы, также шнурозапечатанная книга.


Троицкая церковь.


   На погосте жили: священник Василий Матвеев – 33 года, жена его Фекла Кононова – 32 года, дети: Иван – 13, Агрипина – 10, Евдокия – 8, Акулина – 5 лет. Дьякон Андрей Васильев – 43 года, жена Евдокия Васильева, дети: Марья – 21, Иван – 14 лет. Дьячок Иван Степанов – 24 года, жена Екатерина Петрова, дочь Александра. Пономарь Анисим Антонов, также «в оном погосте жительствует невеликой мещанин Петр Тихонов с семейством».
   Численность населения в Кочевицком приходе в 1875 году – 597 мужчин и 703 женщины. Согласно хроникам Псковской Епархии на погосте Кочевицы в церкви служили священник Георгий Иоаннович Любимов – 1867 г., священник Иоанн Ильин Амосов – 1889 г. – 25.07.1894 г., священник Феодор Горожанский – 25.07.1894 г. – 1896 г., священник Михаил Иоаннович Знаменский – 1897 г. – 1913 г.


Троицкая церковь.


   При церкви существует кладбище, которое по сию пору является действующим. Среди прочих, похоронены представители известной российской фамилии Языковых. Они проживали рядом с селом Кочевицы в деревне Ново-Ивановское, также входившей в Старинскую волость. Здесь в конце XIX века жил в своем родовом имении помещик Языков (имя неизвестно). По рассказам старожилов, был добрым и справедливым человеком, хорошо относился к крестьянам. Языков участвовал в Крымской войне (1853 – 1855 г.г.) и за проявленную храбрость был награжден именным холодным оружием. Похоронен на Кочевицком кладбище. Там же похоронены Языкова Софья Владимировна и две ее дочери Вера и Наталья, скончавшиеся 12 июня 1866 года (сохранился поваленный памятник с их могилы). Здесь же покоятся и другие местные помещики – Бурцевы, Тулубьевы (например, Тулубьев Николай Петрович – отставной поручик, Псковской губернии, Торопецкого уезда, сельца Лаврово, и Тулубьева Анна Ар.), Масленицкие.


Троицкая церковь.


   Вот короткие сведения о происхождении этих фамилий и дворянских родов. Языковы – несколько старинных дворянских родов, из которых большинство имело общего родоначальника в лице Енгулея-мурзы-Языка, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Иоанновичу в 1360 г. и принявшего православие с именем Алексей. Род разделился на несколько ветвей. Вторая ветвь рода Языковых, записанная в IV часть родословной книги Тульской и Псковской губерний, ведет начало от Петра Я., жившего в конце и начале XVII века. Все четыре его внука – Прокофий, Степан, Дмитрий и Василий Владимировичи – были жалованы вотчинами за «военные доблести».
   Бурцевы (некоторые) – нетитулованный дворянский род, отдельная ветвь, происходящая от третьего рода Бурцевых, стольника Ивана Семеновича Бурцева, жившего в царствование Алексея Михайловича, от внука его Ивана Тихонова, сына Бурцева. Некоторые дворяне конца XIX века с этой фамилией проживали в г. Торопце Торопецкого уезда Псковской губернии: Бурцев Гермоген Семенович, Бурцева Мария Алексеевна – дворяне, имеющие непосредственное право голоса.


Фото. Сергея Павловича Носикова.


   Тулубьевы – дворянский род, восходящий к XV веку, разделившийся на несколько ветвей. Род внесен в родословную книгу Воронежской, Псковской, Тверской, Тульской и Курской губерний. В Псковской губернии, Торопецкого уезда, в сельце Лаврово проживали Тулубьев Николай Петрович, отставной поручик, и Тулубьева Анна Ар.
   Согласно хроникам Псковской Епархии Масленицкие – русский дворянский род, восходящий к концу XV в. и происходящий из Новгорода, внесен в VI ч. род. кн. губ. Псковской и Симбирской (Гербовник VI, 73). Неподалеку от с. Кочевицы проживали: в сельце Василеве – поручик Иван Масленицкий, в Яковлевском – Петр Масленицкий (при них дворовые люди), в Нестерове – подполковник Масленицкий, в Полхове – помещик Павел Масленицкий (имел два двора, 21 душу, а в д. Макаровой – 13 душ).
   Грамоте некоторые крестьянские дети до революции по большей части обучались в церковно-приходских школах, действовавших при церквях, содержавшихся на средства правительства. Такая церковно-приходская школа существовала и в с. Кочевицы.
   Из воспоминаний старожилов известно, что Кочевицкую церковно-приходскую школу посещали дети данного прихода. Причем родители учеников из дальних деревень сообща арендовали для них просторную избу и нанимали кухарку. Учиться многим нравилось. Самые способные учащиеся после окончания курса часто изъявляли желание продолжить обучение в Торопце. Однако даже состоятельные родители не пускали туда своих чад, полагая, что непривычная городская жизнь испортит их.
   К сожалению, в 30-х годах церковь была закрыта, а священник Иванов Михаил Иванович 23 ноября 1937 года был арестован и приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей по ст. 58.10. Дальнейшая его судьба неизвестна. Выходцем из с. Кочевицы был еще один священник – Черепнин Нил Николаевич, арестованный 21 декабря 1937 года и приговоренный к 10 годам ИТЛ также по ст. 58-10. Сейчас церковь находится в запустении, вернее в развалинах.

   Игорь СИЗОВ, «Авангард»

   
      (По материалам сайта Тверская Жизнь.)

      (Фото. № 3 Elena Kuzmichewa из группы Западная Двина в Контакте. Фото. № 4, 6, 7 из группы Храм Святителя Николая, г. Западная Двина в Контакте. 2024 г. Рис. № 5 из группы Западная Двина в Контакте. Фото. № 8 Сергея Павловича Носикова.)
    


Иконостас. Фот. нач. 20 в. ГНИМА.

Иконостас. Фот. нач. 20 в. ГНИМА.


   Троицкая церковь расположена недалеко от берега озера Кочевицкое, на окраине села, на кладбище, обнесенном валунной оградой (сохранилась частично). Построена на средства торопецкого помещика Василия Васильевича Лошакова в 1791-1792 гг. Имела приделы Успения и Параскевы Пятницы. В советское время утрачены граненая апсида, трапезная и трехъярусная колокольня, не сохранилось убранство интерьера, в том числе резной двухъярусный иконостас (сер. 19 в.?) в стиле ампир, отличавшийся незаурядными формами и необычной иконографической системой. Он имел выразительную ступенчато- пирамидальную композицию. Нижний ярус, занимавший всю ширину храма, включал иконы местного чина и расположенный над ним ряд прямоугольных и круглых икон с изображением святителей. Оба ряда объединялись колоннами с лотосовидными капителями, несущими неполный антаблемент. Более узкий второй ярус, по бокам замыкавшийся крупными волютами, состоял из пяти икон Страстного цикла. Завершала иконостас покоящаяся на аттике огромная полукруглая икона «Моление о чаше» (?) в обрамлении стилизованных облаков и сияния. Иконостас был обильно украшен тонким растительным орнаментом и цветочными гирляндами. Пол церкви был вымощен чугунными плитами фигурной формы. Здание сложено из большемерного кирпича с затиркой шва, стены снаружи покрыты известковой обмазкой.
   Выразительный пример сельской приходской церкви с традиционной для 18 в. объемной композицией и с декором, в котором преобладают позднебарочные формы, сочетающиеся с отдельными архаичными элементами, тяготеющими к допетровскому зодчеству. Троицкая церковь. План.
   Храм типа восьмерик на четверике завершен гуськовой кровлей, над которой возвышается световой восьмигранный барабан. Фасады двусветного четверика со скругленными восточными углами имеют симметричную композицию в три оси проемов. Арочный входной проем и фланкирующие его окна первого света с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с ушами и клинчатыми замками. Квадратные окна второго света оформлены простыми обрамлениями. Помещенные между окнами первого и второго света прямоугольные филенки украшены необычной для подобных элементов лентой поребрика. Профилированный венчающий карниз с сухариками отделяет стены четверика от выложенных в основании восьмерика фронтонов. Обработанные жгутом треугольные рамки в центре тимпанов символизируют «Око Господне». Углы восьмерика выпущены между пилястрами, поставленными на высокие пьедесталы. В каждой грани Расположено по одному окну с лучковой Перемычкой. Рамочные наличники проёмов Усложнены замками и ушами с сережками. Снизу и сверху наличники соединяются с прямоугольными филенками. Профилированный венчающий карниз дополнен двумя рядами сухариков. Силуэт храма обогащают расположенные по сторонам света овальные люкарны с фигурным обрамлением. По их осям в барабане помещены арочные окна, которым на диагональных гранях соответствуют ложные окна.
   Внутри храма переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи тромпов. Окна первого и второго света объединены амбразурами. Восьмилотковый свод прорезан четырьмя люкарнами и восьмиугольным отверстием барабана. С апсидой храм соединялся тремя арочными проемами, с трапезной — одним. Четверик отделяется от восьмерика многообломным тянутым карнизом. Необычные для церковного интерьера элементы — щипцовые сандрики на модульонах — оформляют окна восьмерика. В проемах сохранились кованые волнисто-ромбические решетки.

   ГАТО. Ф. 1286. Оп. 3. Д. 3. Л. 145; ГНИМА. Фототека. VII—362; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 5508; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1572. Л. 14.

   
      (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

      (Фото. № 9 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту