Сопоть урочище - Сергия Радонежского церковь
Село Сопоть находилось на северо-востоке Западнодвинского района, в двух с половиной километрах к северо-востоку от д. Жар. Село полностью исчезло, остались только руины храма.
Село Сопоть расположено на горе, в северо-западном углу Бельскаго уезда, в 15 верстах от границы с Торопецким уездом, Псковской губернии, и в 30 верстах от границы с Осташковским уездом, Тверской губернии, в 85 верстах от города Белаго.
Село очень древнее. Но первый храм во имя преподобного Сергия Радонежского упоминается в окладной книге м. Симеона 1698 года, священник указан Симеон. Храм этот был деревянный. В него выдан был антиминс м. Сильверстом III в 1708 году. Когда церковь эта обветшала, - 18 декабря 1738 года полковнику Смоленской шляхты Михаилу Юрьевичу Станкевичу дана была епископом Гедеоном грамота на построение новой деревянной церкви во имя преподобного Сергия. Но для построения этой церкви не оказалось надлежащего количества леса, и постройка не была начата. 11 января 1754 года помянутый Станкевич вошел к епископу Гедеону с прошением о разрешении ему построить каменную церковь во имя преподобного Сергия на том месте (цвинтаре, или кладбище), где предполагалась деревянная. Грамота дана была епископом Гедеоном в том же 1754 году. Неизвестно, когда начата постройка этой церкви, но окончена женою помянутого М.Ю. Станкевича, вышедшею уже замуж во второй раз, Мариею Федотовою Челищевою в 1761 году. Как видно из храмозданной грамоты епископа Парфения, в 1766 году начата постройка придельной церкви во имя святого Георгия Победоносца, каковая окончена тою же Мариею Челищевою в 1772 году; в том же году выдан был епископом Парфением антиминс для неё. Помянутая каменная, с такою же колокольнею, холодная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, с теплым, пристроенным с западной стороны приделом святого великомученика Георгия Победоносца, упоминается в 1774 и 1780 годах (она обнесена каменною оградою) и существует доселе. В 1898 году на средства, собранные попечительством, церковь покрыта железом. Ограда с восточной стороны каменная, с остальных - деревянная. В настоящей Сергиевской церкви - старинный семиярусный резной золоченый иконостас в полуитальянском стиле; стены этой церкви расписаны в 1892 году. Иконостас Георгиевской церкви исправлен и обновлен в 1882 году; стены её окрашены, и три печи исправлены. В настоящее время (1915 год) обе церкви требуют ремонта, но для этого не имеется средств. Вокруг храмов строится ограда.
Достопримечательности храма: 1) Плита пред солеею, против царских врат, в Сергиевской церкви, на могиле отца строительницы храма, с надписью: "Молю вас, братие, мимоходящих и на гроб мой зрящих, милостива о мне молите и имя мое вспомяните, бех бо на сем месте погребен Феодот (Богданов) Ленской". 2) Пожертвованныя ктиторшею 8 икон в сребро-позлащенных чеканных ризах, с жемчужными украшениями и с ниткою рубинов на главе Божией Матери. 3) Пожертвованное ею же напрестольное Евангелие металлическое, вызолоченное (вес золота 3 ф. 72 л.). 4) Евангелие с надписью: "1782 года июля 28 дня отдала я, вдова Мария Федотова дочь Челищева, вечно и безповоротно под церковь преподобного Сергия Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца из дачи своего владения Бельской округи, Роженской волости, в пустоши Рюминой пожни покосу, что прежде владел г. Стунеев, а ныне, по межеванию, доставшийся мне, на вечное поминовение родителей моих: Сергия, Ульянии, Ирины, Феодота, Екатерины, Михаила, Иоанна, Моисея, и прошу просить Господа Бога о моем согрешении прощения, которою пожней владеть вечно ж оных церквей священнику с причетниками, токмо тем покосом, что расчищено было, владел г. Стунеев, а что после того в той пожне ныне и впредь расчищено будет, до тех росчистей и других дач и угодья ему, священнику с причетники, дела нет. В том и я, капитана Ивана Моисеева сына Ленскаго дочь его девица Елена Ленская, утверждает, что вышеописааому покосу быть вечно под церквями Сергия Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца, для поминовения родителей, во владении у священника и у причетника, в том своеручно и подписуюсь Елена Ленская". 5) Пожертвованная ею же чаша с прибором и богослужебныя книги. 6) Колокола с надписями: 1) "Дочерию Станкевичевою на поминовение отца ея Федота и матери ея Екатерины и мужа Михаила Сопотской церкви Сергия Чудотворца Радонежскаго устроен вдовою Мариею Феодотовою 1756 году 29 июля". 2) "По обещанию господина ротмистра Михаила Юрьева сына Станкевича и жены его Марии Феодотовой дочерью Ленской 1741 году марта 10 дня". 7) Храмозданныя грамоты епископов Гедеона и Парфения.
Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников; по штату 1864 года в причте находятся священник, диакон и псаломщик.
В конце XIX века в храме служили: священник Павел Владимирович Людоговский, диакон Иоанн Соколов, церковный староста Михаил Антонович Богданов.
Прихожан в 1774 году в селе Сопоти, в селе Семеновском, в деревнях: Жалине, Кучелове, Жару, Зуеве, Бабанове, Монастьеве, Карпове, Гусеве, Губине, Луневке, Копытове, Шустине, Фролове, Бобровке, Скретах, Килепове, Кукуеве, Подвязье, Велье, Новоселье, Васильеве, Михнове, Соловьях, Веселухе, Лобозине, Графидове, Пуговичине, Забежне, Попыталове, Курове, Лысой Горе, Замошье, Загвоздье, Гарбузове, Внукове, Копыловке, Тереховке, Ушакове - 365 дворов (1119 мужчин, 1119 женщин).
На месте деревни Вельи, по преданию, было село Троицкое, от которого сохранилась икона Святой Троицы, изображающая явление Святой Троицы Аврааму в виде трех странников. Жители деревни Вельи ежегодно устраивают праздник и служат молебны в честь иконы. В деревне Монастьеве, во время рытья земли, находят человеческие черепа и кости, а также парчу от риз; здесь, вероятно, была церковь и кладбище.
(По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
(Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной....)
В разное время в селе Сопоть служили:
Капутовский (Копытовский) Иларион Иванович - служил священником в с. Сопоть Бельского у. с 1852 по 1862 гг. Окончил курс Смоленской духовной семинарии в 1851 г. (вторая половина высшего отделения). Был женат на дочери предыдущего священника этого же села - Михаила Яковлевича Цветкова (служил в Сопоти в 1829-1852 гг., окончил курс Богословия, сын причетника с. Дуброва). В 1862 г. перешел на священническое место в с. Преображенское Духовщинского у., оттуда в 1876 г. перевелся в с. Глазково Поречского у., а в конце 1887 г. перешел в с. Гришково Духовщинского у., где практически сразу вышел в заштат (с 12.01.1888 г.).
Про Илариона Капутовского также известно, что при службе в Сопоти он стал участником судебного процесса. Вот выдержка из некролога на Бельского уездного благочинного Младова Василия Григорьевича (напечатан в "Смоленских епархиальных ведомостях" (СЕВ), № 21 за 1876 г.): "... До поступления на должность благочинного и во время прохождения оной по поручению Епархиального начальства произвел много формальный следствий и дознаний, одно из которых в селе Сопоти по жалобе диакона Соколова на священника Капутовского о разделе доходов ...". Далее в СЕВ в №16 за 1881 г. сообщается, что "Св. Синод указом от 08.06.1881 за №2407 дал знать, что штрафы, наложенные по суду на священника с. Глазкова Поречского у. Илариона Капутовского, в уважение одобрительной о службе его аттестации начальства, после касавшихся их дел, не велено считать препятствием к награждению их установленными для духовенства знаками отличия".
Павел Владимирович Людоговский - сын священника с. Бибирева Людоговского Владимира Лаврентьевича. Окончил Смоленскую семинарию, по окончании определен в с. Панское, а оттуда в 1891 г. с. Сопоть. Умер 06.02.1899 г. После его смерти место священника зянял его отец, переведенный в Сопоть из с. Бибирева (где служил с 1876 г.). Вдова Павла Людоговского Мария Васильевна Людоговская после смерти мужа перешла на жительство в г. Сычевку. У вдовы на руках остались малые дети: Зиновий (ок. 1899 г.р.), Валерий (ок. 1893 г.р.) и Евгений (ок. 1894 г.р.). В 1904 г. Валерий и Евгений обучались в Бельском духовном училище.
Священник Владимир Лаврентьевич Людоговский - сын священника, окончил курс Смоленской семинарии, в службе состоит с 1860 г., из диаконов г. Вязьмы в 1876 г. посвящен во священника в с. Бибирево, а оттуда переведен в 1899 г. по смерти сына в с. Сопоть. В 1904 г. еще состоял священником в этом селе.
Диакон Иоанн Тихонов Соколов - служил диаконом в с. Сопоть с 1829 по 1855 гг.; переведен был в это село из соборного дьячка г. Белого; сын диакона.
В 1904 г. в с. Сопоть служили:
Диакон Ефрем Абрамов Жуков - сын крестьянина, по окончании Татевской сельской школы поступил учителем в эту же школу, затем в 1895 г. переведен был учителем в церковную школу в с. Сопоть, с 1897 г. - ученик псаломщика, с 1900 г. - диакон.
И.д. псаломщика Филипп Васильевич Медведев- сын крестьянина, в 1892 г. окончил курс учений в Татевской сельской школе; в 1900 г. допущен к исправлению должности псаломщика при церкви села Сопоти.
"Смоленские епархиальные ведомости", 1908 г., №7:
"Его Преосвященством утвержден в должности церковного старосты 03 апреля к церкви села Сопоти Бельского уезда крестьянин Захар Григорьев на 2-е трехлетие".
"Смоленские Епархиальные ведомости":
№10, 1911 – Его Преосвященством утвержден в должности церковного старосты 10 мая к церкви с. Сопоти Бельского у. Бельский мещанин Арсений Иванов
Балбышкин Ю. А., Степченков Л. Л. Смоленские мемории. Выпуск I. Смоленские епархиальные ведомости. Отдел официальный. Библиографический указатель. - Смоленск: Коллекция, 2010.
С. 113: Крылов Лука (? - 11.08.1889) - псаломщик с. Сопоть Бельского у. Смол. губ. [Умерли...] // 1889 офиц. - № 21. - С. 951. - (Епархиальные известия и распоряжения)
С. 118: Кутузов Димитрий (? - 4.04.1891) - священник с. Сопоть Бельского у. Смол. губ. [Умерли...] // 1891 офиц. - № 9. - С. 435. - (Епархиальные известия и распоряжения)
С. 129: Людоговский Павел (? - 6.02.1899) - священник с. Сопоть Бельского у. Смол. губ. Умерли // 1899 офиц. - № 5. - С. 247. - (Епархиальные известия и распоряжения)
Известно так же о жертвователях:
"Смоленские Епархиальные ведомости":
№4, 1907 – На ремонт храма с. Сопоти Бельского у. дворянка этого села Анна Павловна Пожарская пожертвовала 400 р.
№4, 1909 – Его Преосвященством преподано Архипастырское благословление 12 февраля прихожанке с. Сопоти Бельского у. дворянке Анне Павловой Пожарской за пожертвования в приходскую церковь.
№3, 1912 – Его Преосвященством преподано Архипастырское благословление 01 февраля прихожанам с. Сопоти Бельского уезда генералу Леониду Бельковичу и полковнику Николаю Бельковичу за сделанные пожертвования в приходской храм.
(По информации Marguncha и ludenoff с форума сайта Храмы России.)
Церковь Сергия Радонежского расположена на открытой местности, село не сохранилось. Сооружена вместо деревянного храма, известного с кон. 17 в., в 1754-1761 гг. Ктитором был смоленский полковник Михаил Юрьевич Станкевич, заканчивала строительство его жена Мария Федотовна (урожденная Челищева). На ее же средства в 1766-1772 гг. возведена трапезная с приделом Георгия Победоносца. Тогда же церковь была обнесена с востока каменной оградой, с других сторон — деревянной. В 1915 г. была выстроена новая ограда (не сохр.). В советское время разрушены пятигранная апсида, равная храму по ширине трапезная и колокольня, утрачен восьмигранный глухой барабан храма с шарообразной главой; не сохранилось внутреннее убранство, в том числе семиярусный резной иконостас. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой.
Характерный пример церкви, тяготеющей к кругу смоленских храмов в стиле барокко, сохраняющих реминисценции форм допетровского зодчества.
Храм типа восьмерик на четверике имеет двусветный нижний объем. Симметричные южный и северный фасады четверика разделены узкими пилястрами на три прясла с одной осью проемов в каждом. В среднем прясле расположены арочный входной проем и ложное прямоугольное окно над ним. Боковые прясла прорезаны окнами с лучковыми перемычками. Окна обрамлены профилированными наличниками с раскреповками на всех углах. Вход выделяется многообломным перспективным порталом. Над ним помещен киот, по форме близкий квадрату, заключенный в профилированную раму, а над окнами первого света — небольшие фигурные филенки. Восьмерик расчленен отступающими от ребер пилястрами и окнами — по одному на каждой грани. При этом световые проемы с лучковыми перемычками, расположенные на диагональных гранях, чередуются с глухими прямоугольными. И те и другие обрамлены наличниками, аналогичными окнам четверика. Стены четверика завершены многообломным карнизом, а восьмерика — антаблементом.
Небольшое пространство храма — высокое и светлое. При помощи ступенчатых тромпов осуществляется переход от четверика к восьмерику, перекрытому восьмилотковым сомкнутым сводом. Храм сообщался тремя проемами с апсидой (сейчас на их месте пролом на всю ширину стены) и тремя с трапезной.
От настенной живописи 1892 г. остались лишь незначительные фрагменты нескольких композиций, заключенных в живописные обрамления. В окнах сохранились кованые волнисто-ромбические решетки.
Санковский, с. 137; СЕВ. 1897, № 23; 1899, № 14, с. 830-831; Редков, с. 313-319; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1875. Л. 23.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)