Старая Торопа - Исаакия Торопецкого церковь
![]() |
В селе Старая Торопа Западнодвинского района открылась церковь. Под нее было приспособлено одно из пустующих помещений конторы райпо. Ремонт там провели сами местные жители на собственные средства. На днях архиепископ Тверской и Кашинский Виктор провел там богослужение и выразил надежду, что на этом месте будет вскоре возведен настоящий каменный храм. Кстати, очередной приезд владыки в Западную Двину ожидается на день района. Предполагается, что он будет присутствовать при закладке первого камня и освящения Поклонного креста на месте строительства еще одного храма в районном центре.
Вениамин КОВАЛЬСКИЙ
Тверская Жизнь. 4 июля 2003 (пятница) 25248 - 117
ТАМ, ГДЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО ХРАМА…
В шести километрах от оживленной трассы Москва – Рига в Западнодвинском районе Тверской области стоит небольшой поселок Старая Торопа. Сюда нас привело письмо настоятеля храма во имя преподобного Исаакия Торопецкого с просьбой о помощи в строительстве новой церкви. На длинной центральной улице, вытянувшейся вдоль железной дороги, стоит небольшой деревянный домик с крестом – это и есть местный храм. Вокруг домика аккуратно острижена сочно-зеленая трава, к входу ведет широкая асфальтовая дорожка. Мы ожидали найти дом настоятеля неподалеку, но в поисках нужного адреса добрались почти до конца улицы, где нас встретил священник Тарасий Гаврышкив.
Несмотря на то, что в названии поселка присутствует слово «старая», на самом деле ему чуть более 100 лет. Возник поселок в 1898 году при строительстве Московско-Виндавской (ныне Рижской) железной дороги при одноименной станции, получившей название от протекающей здесь реки Торопы, весьма популярной в наши дни среди любителей водного туризма. Поселок и по сей день живет во многом благодаря железной дороге, дающей рабочие места его жителям, которых насчитывается около двух тысяч.
До революции храм в поселке выстроить не успели: в окрестных селах были церкви, да к тому же в двадцати пяти километрах отсюда находится город Торопец, где в то время насчитывалось 20 храмов и монастырь. В годы советской власти ни о какой постройке храма в поселке, конечно, и речи идти не могло. Верующие добирались до Торопца, где оставался единственный на пять окрестных районов действующий храм во имя Всех Святых. Наконец в 1990-х годах у жителей Старой Торопы созрело желание устроить церковь у себя в поселке. Но между принятием решения и его выполнением прошло несколько лет. Только в 2003 году в поселок прислали священника Олега Козлова, под руководством которого и началось обустройство храма.
О том, как решалось, в честь кого назвать новый храм, нам рассказал о.Тарасий. «27 февраля 2003 года в Старой Торопе состоялся сход жителей поселка и духовенства города Торопца, на котором обсуждалось создание здесь православного прихода. Когда встал вопрос о том, кому будет посвящен храм, решили положиться на волю Божию. Открыли церковный календарь и, к своему изумлению, увидели, что в этот день празднуется память преподобного Исаакия Торопецкого, затворника Печерского.
С именем преподобного Исаакия связано первое упоминание о древнем городе Торопце. В 1074 году богатый купец из Торопца по прозвищу Чернь, раздав имение, ушел в Киев и принял постриг с именем Исаакий. Долгие годы он провел в затворе, подвергся сильнейшему бесовскому обольщению, после которого заново учился ходить, есть и говорить, и затем достиг высочайшей святости. Мощи преподобного Исаакия почивают в Киево-Печерском монастыре.
На родине Преподобного в Торопце до революции существовал лишь придел в честь этого святого в Благовещенском храме (сейчас на его месте стоит памятник Ленину). В советские годы имя преподобного Исаакия мало чтилось на Торопецкой земле. На сходе единогласно решили освятить храм в поселке Старая Торопа во имя преподобного Исаакия Торопецкого».
Владыка благословил намерение создать приход с условием, что со временем будет построен настоящий, полноценный храм. Временно под церковное здание администрация поселка выделила дом бывшей конторы райпо, и уже к Пасхе, то есть всего за 40 дней, прихожане успели в нём всё обустроить для первой праздничной службы.
В 2004 году о.Олега после полутора лет службы в Старой Торопе перевели в Бежецк. После него на приход направили о.Тарасия, сына торопецкого священника. Он переехал сюда с семьей: матушкой Светланой и маленькими дочерьми. Молодой настоятель, незадолго до этого окончивший Нижегородскую духовную семинарию, столкнулся с множеством сложностей: необходимо было организовать свою просфорню, собрать хор и т.д. Поначалу прихожане сомневались, что о.Тарасий надолго задержится в их поселке. Некоторое время семья батюшки даже не имела жилья. Наконец нашли домик, стоивший 60 000 рублей, – для здешних мест сумма значительная. Мать священника подарила половину суммы. А недостающие деньги в один прекрасный день передали от человека, пожелавшего остаться неизвестным…
Жителям поселка стало ясно, что при новом священнике приход не будет заброшен. Число верующих постепенно увеличивалось. Основной костяк прихожан, около 20-25 человек, втянулся в работу. Несколько молодых людей приняли решение продолжить учебу по духовной части. Примерно через полгода после назначения о.Тарасий ввел традицию еженедельного чтения акафиста Пресвятой Богородице перед Ея иконой «Неупиваемая Чаша», помогающей от пьянства, – самой, пожалуй, тяжкой болезни здешних мест. Приход окормляет местный дом-интернат для престарелых, настоятель ведет факультатив по Основам православной культуры в школе, публикует статьи в местной газете, проводит работу и с учителями, и с педагогами из местного детского садика. Супруга настоятеля матушка Светлана написала для храма ряд икон, в том числе и образ преподобного Исаакия Торопецкого (ныне икона содержит частицу мощей Преподобного).
Основу прихода составляют очень активные, деятельные люди, которые не только помогают храму, но и сами стараются духовно развиваться, много читают; несколько человек выписывают православную прессу, в том числе и «Лампаду». Много делает для прихода регент местного хора Светлана. «Сначала сомневались, быть или не быть здесь приходу, а теперь думаем о том, что необходим второй батюшка, я один справляться со всеми делами не успеваю», – говорит о.Тарасий.
В дачный сезон количество молящихся заметно возрастает, но в небольшом домике, временно приспособленном под церковь, разместиться крайне трудно, из-за невысоких потолков люди страдают от духоты. А на Вербное Воскресенье приходилось освящать вербу на улице перед храмом.
Наконец приход собрал некоторое количество средств для начала возведения нового храма. Когда искали архитектора, который составил бы подходящий проект, снова произошло то, что одни назвали бы совпадением, другие же Промыслом Божиим.
За проект храма взялась архитектор Ольга Тульчинская, киевлянка. Учась в архитектурном институте, она часто обращалась в молитвах к святым 12-ти Киевским зодчим, покровителям строителей, а заодно и к преподобному Исаакию Торопецкому, ведь их память празднуется в один день – 27 февраля.
Место под новый храм выделили в самом центре поселка, что очень удобно для всех прихожан. Но из-за этого территория оказалась весьма небольшой, и решили строить храм с цокольным этажом, где можно было бы устроить служебное помещение. Материалом для строительства выбрали дерево: его в округе в изобилии, лесопромышленность в Западнодвинском районе развита хорошо, и порой благотворители охотнее жертвуют на храм стройматериалы, чем деньги.
Конечно, не всегда всё складывается благополучно. Трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодому приходу, немало, и связаны они не только с финансовыми вопросами. Некоторые люди доброжелательно относятся к Церкви, другие не очень торопятся помогать, считая, что, мол, это дело добровольное, стало быть, необязательное, может и подождать. Мешают и иеговисты: один из их центров находится неподалеку в поселке Жижица, сектанты периодически наезжают сюда и смущают людей. Правда, сейчас они стали появляться реже: об этой секте много рассказывали по телевидению, и священник старается объяснять, что это такое, и теперь люди стали лучше понимать, с кем имеют дело.
Немало сложностей возникает и с самим строительством. Из-за отдаленности поселка от центра очень трудно найти транспорт для перевозки необходимых грузов, не всегда удается нанять надежных рабочих. Но прихожане не отчаиваются и верят, что рано или поздно храм будет построен. О планах строительства настоятель говорит так: «Мы не питаем иллюзий относительно скорости строительства. Пока что выкопали котлован, привезли блоки для фундамента, песок. В этом году планируем вывести цокольный этаж, к следующему году заготовить лес, подвести здание под крышу, а успеем ли с отделкой, – как Бог даст».
Как и во многих трудных, но хороших делах, самое тяжелое – начало. Но, глядя на полных веры и надежды настоятеля и его прихожан, на свежевырытый котлован в форме широкого креста, на свезенные к нему материалы, нельзя не проникнуться чувством, что все трудности будут преодолены и в поселке, где никогда не имели своей церкви, встанет высокий красивый шатер нового просторного деревянного храма, с колокольни которого по окрестностям разнесется звон колоколов. Для этого надо только по мере сил помочь людям, отважившимся на столь большое дело.
Елена Жукова
Лампада № 5 (56) сентябрь-октябрь 2007 года
(По материалам Электронной версии газеты Тверская Жизнь и сайта Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине.)
(Фото. Жуковой Елены с сайта Народный каталог Православной архитектуры и сайта Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине.)