Сельцо урочище (Селец) - Успения Пресвятой Богородицы церковь
Село Сельцо находилось в двух километрах к северу от деревни Горбачево, на месте села сохранилось кладбище.
Церковь была разрушена в советские годы. Сохранилось описание прихода:
С. Сельцо, Селец — лежит на низком месте, в 20 в. от границы Торопецкого уезда и в 120 в к сев.-западу от г. Белого, в 3 — 4 в. от рек Велесы (приток Зап. Двины) с Ущицей. Селецкое волостное правление находится в 5 в. от села, Иотккинское почт. учреждение в 40 в., ст. Земцы Моск.-Винд.-Рыб. ж. д. в 18 в. Влижайшие села Никополь в 15, Дуброво в 22, Драгочево в 25 в., Ордынская пустынь в 36 в.
По преданию, храм Существовал в этой местности до Литовского нашествия, но жители были уведееы литовцами в плен, храм зарос лесом и забыт. Впервые упоминается здесь деревянная церковь Успения Пресв. Богородицы, при коей были попы Григорий и Петр, в окладной книге м. Симеона 1698 г.
Второй деревянный с такой же оградой храм Успения Пр. Богородицы устроен полковником Смоленской шляхты Демьяном Денисовичем Потемкиным в 1750 г. Упоминается в 1762, 1774 И 1780 г.г. Храм сгорел от молнии около 1793 г., в день свв. ап. Петра и Павла. Богослужение совершалось после этого в устроенной на его месте часовне.
Нынешний каменный, с такой же колокольней и оградой, холодный храм во имя Успения Пр. Богородицы, с теплыми приделами: с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, с левой — во имя преп. Нила Столобенского (27 мая и 7 декабря) начат постройкой, по благословению епископа Парфения, в 1793, окончен в 1805 и освящен в 1806 году тщанием полковника Дмитрия Демьяновича Потемкина (сына ктитора предшествующего храма).
Храм имеет вид снаружи продолговатого корабля, а внутри креста. Все три алтаря имеют форму полуциркуля. В 1876 г. вся церковь оштукатурена. В 1881 г. возобновлена живопись. На то и другое употреблено 1500 р., вырученных от продажи 2000 дерев из церковной дачи. В 1891 и 1901 г.г. церковь оштукатурена и окрашена. В 1907 г. церковь окрашена внутри масляной краской, украшена орнаментами и расписана священными изображениями, снаружи оштукатурена и окрашена известью, а кровля медянкою; истрачено из церковного капитала 3833 р. 39 к.
В Успенской церкви замечательна храмовая икона Успения Пр. Богородицы, оставшаяся невредимой во время пожара деревянной церкви; доска её на обратной стороне имеет очерненный и опаленный вид. В церковной ограде Успенской церкви, против алтаря Казанского придела, находится каменный памятник над могилой ктитора храма Димитрия Демьяновича Потемкина.
В 10 в. от села находится усадьба Михаила Александровича Потемкина, в документах носящая название "Жарки" (Морозово тож), в народе же известная под именем "Старого Двора". В то время, когда р. Межа служила границей между Москвой и Литвой, — в этой местности, тогда густо заселенной, стоял сторожевой полк, имевший свое знамя и икону. Знамя недавно еще хранилось в им. Зеленкове и сгорело во время пожара в доме помещ. Эдуарда Феодоровича Вейдлиха. Икона же Казанской Божией Матери доселе хранится в доме помещ. М.А. Потемкина.
В с-це Жарках устроен был для воинской стражи и храм, считавшийся домовым; при нем был особый причт, пользовавшийся землей, которую Потемкин отдал крестьянам д. Лукьянова. Половина царских дверей, бывших в этом храме, доселе хранится в образной в доме владельца с. Жарок М.А. Потемкина.
Нынешний приписной к Селецкой церкви кладбищенский деревянный, с такой же колокольней и решетчатой оградой, храм во имя Пресв. Троицы построен тщанием ротмистра Дмитрия Демьяновича Потемкина (ктитора нынешнего Селецкого храма) в 1790 г.
Причт в 1774 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников; в 1915 в причте находятся священник, диакон и псаломщик.
В приходе в 1774 г. числилось 162 двора. В 1915 году прихожан: в селах: Жарках, Бобыльщине, Подберезье, Страхах, Кучине, Зеленкове, Лапотккине, Заборах, в деревнях: Пустынькове, Шалимове, Ковалеве, Обухове, Чернее, Овинцах, Мокрышах, Малышах, 1 Кучне, 2 Кучне, Авдееве, Лалоткине, Селибе, Барине, Флюстах, Щелканове, Зайцах, Шкелях, Старикове, Страхах, Залужье, Картавах, Лукьянове, Данилине, Афонине, Засеке, Заозерках, Бельках, Рудне, Козлах, Озерах, Малашенках, Заборах, Поречского узда в деревнях: Троснице, Новом Дворе - 436 дворов (1505 мужчин, 1509 женщин).
В приходе три школы: 1) в с-ц Кучине, в 5 в., земская двухкомплектная, с 4 отделениями и 80 уч., устроена в 1888 г.; 2) в им. Зеленкове, принадлежащем Николаю Эдуардовичу фон-Вейдлиху, в 19 в., земская однокомплектная, с 50 уч., существует с 1909 г.; 3) при Троицкой Жарковской церкви, в 10 в., церковно-приходская, преобразованная из школы грамоты в 1908 г., с 30 уч. — с 1897 г. помещалась в церковной сторожке, в 1904 г. построено для неё здание местным торговцем Конст. Кожеуровым.
Кладбищ, в виду дальних расстояний до церкви, несколько. При самом селе есть два кладбища: одно, упраздненное, на месте бывшей деревянной церкви; другое — в 60 саж. от нынешней церкви. Имеются также кладбища в д. Обухове (в 6 в.), при д. Озерах (с деревянной часовней, в 20 в.), при д. Рудне (с такой же часовней, в 15 в.), при Троицкой приписной церкви (в 10 в.). Небольшое упраздненное кладбище есть еще около дер. Заборы. Среди этого кладбища — полуразвалившаяся деревянная часовня, в которой погребен владелец им. Заборы, протоиерей Лев Яковлевич Каченовский (1859 † 1867). Протоиерей этот служил за границей при дворе королевы Нидерландской Анны Павловны; имел высшие награды: палицу и орден св. Анны I ст. В Смоленске имел собственный дом. Преследуемый епархиальным начальством за пристрастие к женскому обществу и французскому языку, он удалился в с. Сельцо, купив им. Заборы у пом. Егора Вас. Потемкина. Вокруг часовни — могилы родственников Каченовского и некоторых его крепостных.
В д. Лапоткине существовал храм Николы Мокрого, относительно которого сохранилось предание, будто литовцы сделали его конюшней и ввели лошадей; когда же они стали колоть на дрова св. иконы и зажигать их для приготовления пищи, вдруг неожиданно поднялся вихрь, разрушивший храм и под его развалинами похоронивший его осквернителей. Огород крестьянина этой деревни Афанасия Михайлова называется доселе "поповым огородом". Под деревней видно кладбище, с находящимися на нем камнями продолговатой крестообразной формы. Около 1870 г. приходили в деревню два кладоискателя из Варшавы, которые спрашивали о месте нахождения храма, значившегося в описи храма.
(По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)