Щучье - Николая Чудотворца (Успения Пресвятой Богородицы) церковь

Фото. Babilon с сайта http://sobory.ru/


   Единственный сохранившийся на территории Жарковского района старый приходской храм. Оригинальный памятник смоленской архитектуры, дополненный и перестроенный в ходе общей реконструкции церковных построек в 3 четверти XIX века.
   В настоящее время полуразрушен и в большей части заброшен.
   Между тем это весьма любопытное строение, в истории которого много белых пятен. Щучье - крупное село на берегу одноименного озера, когда-то самого большого в Смоленской губернии и входящего в систему так называемого "Смоленского поозерья". На высоком пологом берегу стоит сильно разрушенный каменный храм.
   Об архитектуре его можно сказать следующее. В самом конце XVIII века, как полагают местные краеведы, в том числе на средства участника войны 1812 года помещика Сорокина был возведен небольшой и очень скромный Успенский храм. Ядро его сохранилось в более позднем сооружении и хорошо отличимо по старой кладке стен.
   Этот небольшой храм был расширен в 1870-1880-х гг. по инициативе и при деятельном участии священника Ильи Соколова. Реконструкция состояла в том, что храм был расширен на все четыре стороны. С юга и севера были пристроены одинаковые объемы, в результате чего площадь здания увеличилась в три раза.
   При этом стены старого здания были превращены во внутренние арки. Сводов в храме не было, перекрытия во вновь возведенных объемах были сделаны деревянными. С западной стороны была сооружена обширная трапезная с приделом в честь святого великомученика Пантелеймона (в честь приобретенной иконы, ставшей местной святыней).
   Примечательно, что на наружной стене сильно расширенного храма был воспроизведен старый фасад постройки конца XVIII века, с полувалами на карнизах.
   Не очень понятно, какая часть прежнего храма уцелела в алтаре. Вероятно, и здесь стены были выстроены заново.
   В советское время храм был закрыт и обезображен. Полностью разобраны колокольня и южный основный объем. От здания фактически осталась только апсида, в которой изредка проводятся службы приезжими священниками.
   От построек отца Ильи Соколова сохранилось также здание детского приюта (около 1895). Это здание неплохо сохранилось. Оно построено в традиционных для Смоленщины того времени классических формах с элементами стиля модерн.

   По материалам Жарковской районной библиотеки. Автор благодарит за содействие в поездке в село Щучье администрацию Жарковского района.

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

     (Фото. № 1 Babilon с сайта Народный каталог православной архитектуры.)
    


Успения Пресвятой Богородицы церковь.


   ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ…

   Щучейская волость в письменных источниках впервые упоминается в 1507 году в связи с освободительными войнами Польско-Литовским княжеством за бывшие смоленские земли. В 2007 году отмечали 500 –летие.
   О первом храме села Щучье известно, что появился он ранее 1670-х годов и был он из дерева. В 1729 г. на берегу озера Щучье была выстроена новая, также деревянная церковь, освящённая во имя святителя Николая. В 1872 г. на средства прапорщика Н.Б. Курицкого в селе был возведён красивый каменный храм в честь почитаемого здесь святителя Николая. Храм входил в состав 4-го благочиннического округа Смоленской епархии.
   Могучий рык тридцатипудового медного исполина колокола слышны были далеко, вёрст за двенадцать, а в тихую погоду ещё дальше. Удары колокола были не только ориентиром во времени, в пространстве, колокол звал к себе.
   По окончании Смоленской духовной семинарии отец Илия, в миру Илья Фёдорович Соколов, рукоположен был в священный сан и направлен в село Щучье настоятелем церкви Успенской Божией Матери. Пастырское служение отца Илия проходило с 1869 по октябрь 1902 г. Приход Щучейского храма был очень обширным. В него входило с полсотни больших и маленьких деревень в радиусе двенадцати-пятнадцати километров. Приход был далеко не лучшим в епархии. Отец Илия был человеком деятельным, строго образа жизни. Он очень быстро завоевал непререкаемый авторитет среди людей. Был он не только духовный наставник, но и целитель, он помогал людям в житейских делах, при случае лечил их. Ехали и шли к нему со всех сторон. Исповедаться и получить совет у настоятеля Щучейского храма почитали за честь многие купцы, дворяне.
   Скоро местный храм, повидавший много на своем веку стал тесен для молящихся. И тогда в 1870-1880-х гг. отец Илия приступает к строительству ещё одного корпуса к уже существующему. Реконструкция состояла в том, что храм был расширен на все четыре стороны. С юга и севера были пристроены одинаковые объемы, в результате чего площадь здания увеличилась в три раза. На протяжении многих лет, на строительстве трудились лучшие работники нанятые отцом Илиёй. Денег на строительство храма не жалели, в то время церковная казна была богата. Строить помогали люди, пожертвовать на храм считалось делом святым. Старый и новый храмы, соединённые в один ансамбль, с расписными ликами святых, библейскими сюжетами стенами, со сверкающими на солнце главами большого и малых куполов, золотыми крестами были удивительно красивы. Заново отстроенный храм, пополнившийся новыми иконами, в том числе святого Пантелиимона – привлёк новых верующих. А это стало толчком к развитию села Щучье.


Успения Пресвятой Богородицы церковь.


   В 1890 году отец Илия завершает строительство церковно-приходской школы. Школа простояла 80 лет. Одновременно со школой отец Илия строит двухэтажное кирпичное здание детского приюта. Сейчас в нем располагается дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов.
   Деятельность отца Илии снискала ему всеобщую любовь и почитание. И когда по велению митрополита батюшку перевели в Смоленск, печаль и огорчение были неподдельными. Но ещё большую печаль испытали все, узнав (а это было поздней осенью 1906 года), что их батюшка скончался. Последней волей усопшего было – похоронить его в д. Щучье. Почти два дня на всем 120 километровом пути скорбно звонили колокола. Похоронили отца Илью в ограде самой церкви, которую он построил для будущих поколений.
   От построек отца Илии сохранилось здание детского приюта. Это здание неплохо сохранилось. Оно построено в традиционных для Смоленщины того времени классических формах с элементами стиля модерн. Храм разрушен, но кое-где виднеются нарисованные фрески.
   Приемник отца Илии – батюшка Михаил прослужил в храме недолго. Уже немолодой, он через несколько лет отошёл от дел и умер. Он был похоронен рядом с могилой отца Ильи.
   На его место назначили нового священника отца Александра. О много сделал для просвещения. Была открыта ещё одна школа, приехал лекарь.
   Но наступил 1917 год – Октябрьская революция до основания изменила весь уклад тогдашней жизни. Тяжёлые времена для церкви и священников. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, экспроприация церковных ценностей… Отец Александр был отстранён от преподавания в школе. Приток прихожан в храм уменьшился. И тогда здешний волисполком рапортует в центр, что верующих среди населения нет. Отец Александр, зачисленный в разряд паразитирующих элементов, был направлен на перевоспитание на лесозаготовки.
   На дверях храма повесили замок. Церковь стала принадлежать со всем своим имуществом государству. Смолк колокольный звон.
   По инициативе местной партячейки произошла акция погрома храма Успенской Божией Матери. Погром храма проходил при большом скоплении народа. Очень многие плакали, осуждали эту акцию, однако остановить её ход были бессильны. К исходу дня храм был разграблен.
   В дальнейшем храм приспособили для клуба. Но видно было там не очень весело, да и не каждый родитель разрешал посещать такой «клуб». Вскоре клуб закрыли и здание приспособили под колхозный склад.
   Точную дату закрытия храма в архивных документах обнаружить не удалось. В официальных списках о ликвидации церквей по Смоленской области указано, что в 1932 г. здание церкви было переоборудовано под склад.
   Когда церковную ограду снесли, рядом с могилами устроили коновязь, потом стоянку машин, тракторов. Затем бульдозером сковырнули плиту, кресты, надгробные плиты на могилах отца Ильи, отца Михаила. Но это было уже позже.
   Хочется верить, что найдется добрый человек, который решит восстановить Успенский храм. И зазвучит колокольный звон над озером Щучьем и оставшимся деревнями.

   По материалам газеты «Красное знамя» Жарковского района.

   
     (По материалам официального сайта Администрации Жарковского района Тверской области.)

     (Фото. № 2 из архива NEMO с форума SmolBattleСнимок сделан 20 июля 1938 года. Фото. № 3 Те Дмитрия Евгеньевича с сайта Храмы России.)
    


   Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села, на высоком берегу озера Щучье. Церковь сооружена, предположительно, в 1-й трети 19 в. В 1902 г. она была полностью перестроена: заново возведены трапезная, колокольня, южный и северный приделы, а также главный алтарь. При этом сохранили четверик храма, но в его южной и северной стенах пробили широкие арки, открывающиеся в приделы. В 1900 г. на кладбище выстроили деревянную Одигитриевскую церковь (не сохр.). В советское время были утрачены верхний объем храма (по-видимому, с пятью главами), южный придел и двухъярусная колокольня, разобраны перекрытия, сделаны новые кровли. Кирпичные стены снаружи оштукатурены. Успения Пресвятой Богородицы церковь. План.
   Единственная сохранившаяся в районе сельская приходская церковь; выстроенное в стиле классицизма, здание было переделано в простейших формах эклектики, частично повторив формы первоначального храма.
   В настоящее время церковь имеет асимметричную относительно продольной оси композицию. К первоначальному ядру храма — четверику примыкают равный ему по ширине прямоугольный алтарь со срезанными углами и северный придел с алтарем почти квадратной формы. Южный придел, вероятно, был симметричен северному. С запада примыкает более широкая квадратная в плане трапезная.
   Единственными первоначальными элементами на фасадах храма являются круглые окна второго света на южной стене четверика по сторонам арки. На трехосевом северном фасаде в приделе повторяется круглая форма у боковых окон второго света, расположенных над прямоугольными окнами. Среднее квадратное окно второго света имеет лучковую перемычку. Проемы обрамлены профилированными штукатурными наличниками. В уровне нижних подоконников и над окнами второго света проходят полочки. Верхняя полочка в средней части вторит изгибу лучковой перемычки. Углы северного фасада закреплены широкими лопатками. Стены остальных частей церкви прорезаны крупными прямоугольными окнами (в алтаре храма с профилированными наличниками). Мотивом, объединяющим все объемы, служит подоконная полочка. На западном фасаде трапезной по сторонам сильно растесанного входного проема сохранились небольшие остатки стен первого яруса колокольни.
   От перекрытий церкви остался только коробовый свод в помещении алтаря храма. В трапезной и северном приделе они, очевидно, были плоскими. В окнах сохранились кованые волнисто-ромбические решетки.

   РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1884. Л. 41-43.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту