Старицкий район, Коноплино - Мариинский женский (заштатный) монастырь

Главный усадебный дом.


   В настоящее время Коноплино в частной собственности. Масштабные восстановительные работы, начатые примерно в первое десятилетие 2000-х гг., завершены. Если раньше территория охранялась охраной, то теперь вопросом посещений ведает управляющий.

   
     (По материалам сайта Памятники Архитектуры Подмосковья.)

     (Фото. Натальи Бондаревой с сайта Памятники Архитектуры Подмосковья.)
    


    Старицкий Мариинский женский (заштатный) монастырь, образован в 1900 на основе одноименной иноческой общины, созданной в 1877 дворянкой М. Н. Шишмаревой на свои средства в своем имении Коноплино, в 5 верстах от Старицы, при впадении р. Коржачки в р. Волгу. М. Н. Шишмарева (мать Мария) стала первой настоятельницей общины, насчитывавшей 40 сестер. При общине были устроены училище и бесплатная лечебница для приходящих женщин.
   В 1877 построен храм во имя Пантелеймона, в 1889 возведен новый храм (арх. Гельбих). В год основания мон. имел капитал в билетах 40300 р., наличными - 53 р. 45 коп.
   В 1915 имел 411 дес. 215 саж. земли, скотный двор, ригу, прачечную, баню, 2 амбара, 8 домов, занятых кельями, больницу, гостиницу и церковно-приходскую школу для 50 детей обоего пола. В обители жили 175 монахинь и послушниц. 27 июля в день Св. Великомученика Пантелемона и в праздник Св. Троицы в монастыре устраивался крестный ход. Монастырь закрыт в нач. 1920-х гг.

   Ромодановский С. Старицкий Мариинский женский монастырь. - Старица, 1916
   http://region.library.tver.ru/


   Как часто в обиходе употребляем мы слова «святое дело», «святой человек», говоря о людях, совершающих высоконравственные поступки, живущих по совести, честно и с достоинством. В религии понятие «святой» имеет свое определенное, каноническое значение. С древних времен церковь возводила в этот ранг наиболее достойных своих представителей. В русских святых народ чтил не только небесных покровителей России, в них он искал откровения своего собственного духовного пути.
   Среди многих сотен имен, вошедших в сборники «Жития святых», женские имена встречаются нечасто. Их в русской церкви всего около полутора десятков. Известная социальная приниженность русской женщины, особенно в Московский период, оказалась и в духовной жизни: в отсутствии религиозной инициативы, героической жертвенности, в теплом характере благочестия. Женские монастыри на Руси имели, скорее всего, значение институтов общественного призрения, убежищ и богаделен для вдов и не вышедших замуж девиц, преимущественно из высших сословий.
   С XVI века в русской церкви официальная канонизация имела три формы: общая, местная и локальная. К последним относились те святые, которые никогда не были официально канонизированы. По мнению историка русской церкви Е. Е. Голубинского эта категория подвижников связана не с церковной, а народной канонизацией.
   К сожалению, имя Марии Аксеновой - основательницы Старицкой Мариинской женской обители - почти неизвестно любителям истории. Волею судеб история почитания и канонизации обошла ее стороной. А ведь монахиня Мария - одна из самых ярких личностей Тверского края конца ХIХ века. О жизни и подвигах этой обыкновенной русской женщины сегодня должны мы вспомнить, так как ее биографический очерк замечателен своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания.
   Родилась Мария в купеческой семье Аксеновых в городе Петербурге. Семья состояла из четырех сыновей и одной дочери. Отец и мать - люди весьма религиозные, воспитывали единственную дочь в строгих нравственных правилах, передавая ей мысль «о необходимости трудиться».
   В 1848 году Мария потеряла нежно любимого своего отца.
   Через некоторое время Мария Аксенова вышла замуж по любви за дворянина А.Я. Жебори - красивого, образованного, блестящего ротмистра, имевшего имение в Саратовской губернии. Семейные узы были их в это время настолько близки, что они вместе находятся в разных местах военной службы, и даже участвуют в Крымской кампании 1854-1855 гг.
   В 1856 году А. Жебори неожиданно умирает. Смерть любимого так сильно подействовала на Марию, что у нее возникло желание уйти в монастырь. Об этой мысли узнала мать, которая убедила дочь пожить у нее вместе с младшим братом Николаем. Несколько лет Мария находила утешения, и попечения от матери и брата. По своему общественному положению она должна была принимать участие и в общественной жизни. Своею красотою, остроумием Мария поражала окружающее общество. Добрая и отзывчивая, Мария Аксенова считала своим долгом помогать бедным. Она часто ходила в больницы для бедняков, дома престарелых, приюты для беспризорных детей. Сама мастерила различные вещи для благотворительных базаров.
   Но жизнь вновь предоставляет Марии новые испытания - умирает младший брат Николай. И пламенное желание уйти в монастырь вновь стало одолевать ее мысли. Мария просится у матери в монастырь, на что она ответила: «И я с тобой». С этого времени начинается подвижническая жизнь. Своим местом своего пребывания был выбран Короцкий женский монастырь Новгородской губернии. Именно туда семья Аксеновых отправила почти все свое имущество: разные вещи, часть медной и серебреной посуды, мебель и домашнюю утварь. Даже был намечен день, чтобы ехать в монастырь. Неожиданно смертельно заболела мать, которая через несколько дней умирает.
   1869 год произвел переворот в намерениях Марии Аксеновой - она встретилась с богатым дворянином гвардии штабс-капитаном А. Ф. Шишмаревым. Вскоре состоялась свадьба, и Мария переехала в новое имение села Коноплино Старицкого уезда, что в 7 верстах от города Старицы.
   8 января 1875 года Марию Шишмареву вновь постиг жестокий удар судьбы - умер муж Афанасий Федорович. Вероятно, именно в это время и созрела окончательная мысль организовать в своем имении Мариинскую женскую обитель и всю оставшуюся жизнь посвятить Богу и людям.
   В первой половине марта 1876 года Мария Николаевна обратилась к архиепископу Тверскому и Кашинскому Филофею, впоследствии митрополиту Киевскому, с таким прошением: «Зная благотворное влияние обителей на религиозную и нравственную жизнь народа, я желаю, на спасение души своей и на пользу ближним, благоприобретенное имение мое, состоящее в Тверской губернии, Старицкого уезда, при усадьбе Коноплино и деревнях Подвязье и Шараповой, со всеми землями, лесами, водами и всякого рода угодьями, в количестве 337 десятин 1415 сажень, предоставить на учреждение в оном Женской Обители на 60 лиц, по правилам иноческого общежития, с училищем при ней для девиц и лечебницею для приходящих женского пола, с бесплатным пользованием их медикаментами, - с тем, чтобы Община сия была учреждена во имя св. Марии Магдалины и называлась Мариинскою, и чтобы мне по смерть мою иметь в сей общине бесплатно квартиру с отоплением и освещением, состоящую в двух приличных комнатах, для жительства моего и моей прислужницы».
   Далее Мария Шишмарева писала, что в имении находится «трехъэтажный каменный дом, длиною 10, шириною 8 сажень, крыт железом: в нем больших жилых комнат 22. В этом доме я принимаю на свой счет устроить храм во имя святого великомученика и целебника Пантелеимона на 100 человек. Храм этот может удовлетворить на первое время потребность общины, а впоследствии из имеющихся ныне при усадьбе строений, с небольшими издержками, может быть устроен другой, более вместительный отдельный храм во славу свят. живонач. Троицы с приделами в честь Царицы Небесной - Тихвинскаго Ея явления и святыя равноапостольныя Марии Магдалины».
   Владыка Филофей передал это прошение на рассмотрение Тверской консистории, которая и стала собирать все необходимые сведения для открытия предполагаемой общины в селе Коноплине. Так, Старицкая уездная земская управа, не находя препятствий к открытию общины в имении Шишмаревой, уведомила, что с усадьбы получается дохода:
   «а) от ржи 250 кулей по 6 руб. .... 1500 р.;
   б) от овса 200 кулей по 3 руб. ...... 600 р.;
   в) от жита 50 кулей по 5 руб. ...... 250 р.;
   г) от скота ........................................ 800 р.;
   д) сад приносит................................ 200 р.;
   е) 7/т пудов сена по 10 к. за пуд..... 700 р.;
   ж) огород доставляет............................50 р.».
   Только к началу января 1877 года были собраны все необходимые документы, и Тверским епархиальным начальством было возбуждено ходатайство перед Священным Синодом об открытии Мариинской женской обители. Из Священного Синода последовал указ от 24 августа 1877 года на имя Тверской духовной консистории, что «Государь Император, по всеподданнейшему докладу от 24 февраля - 22 марта, Высочайше соизволил на учреждение Женской Общины во имя св. Марии Магдалины в принадлежащей вдове гвардии штабс-капитана Марии Шишмаревой усадьбе Коноплине, Старицкого уезда, и на укрепление за сею общиною жертвуемой Шишмаревою земли».
   По получение разрешения, Мария Николаевна немедленно принялась за устройство домовой церкви, которая должна находится во 2-м этаже. Здесь с помощью призванных мастеров в течение полутора лет и была устроена домовая церковь. Для ее освящения был приглашен архиепископ Тверской и Кашинский Евсевий.
   Одновременно с освящением домовой церкви, через архиепископа Евсевия, по убеждению, Мария Николаевна принимает пострижение в монашество с именем монахини Марии. Вскоре она получает назначение настоятельницы новоучрежденной общины. Матушка Мария, действительно, оправдала те надежды и то доверие, какие возлагал на нее владыка. Прежде всего, она стала привлекать в свою общину сестер, и для этого пришлось ездить в другие монастыри. Слух о новоучрежденной обители стал распространяться по окрестностям. На испытание мать Мария держала желавшую поступить в общину до полутора года, только потом она одевала ее в одежду послушницы. К 1880 году количество сестер в общине доходило до 40. Тогда-то и решила настоятельница начать строительство вместительного соборного храма, предварительно испросив разрешение у архиепископа Тверского и Кашинского Саввы. Этот указ последовал из Тверской духовной консистории 17 января 1880 года.
   Первая закладка соборного храма проходила при стечении большого количества народа 26 июня. Храм решили построить на том месте, где был роскошный цветник. Под руководством архитектора Гельбиха в течение 3-х лет производились наружные работы постройки храма и колокольни. Материалы для постройки - камень и кирпич - был собственный. Для производства кирпича был устроен на берегу Волги собственный завод, а камень добывался тут же, на крутых волжских берегах.
   К 1887 году соборный храм во имя св. Живоначальной Троицы был вполне благоустроен и снабжен необходимою утварью, которая была пожертвована матерью Мариею. Оставалось только освятить храм, но настоятельница общины не спешила с этим мероприятием - прежде всего она желала привести в полное благоустройство общину. Одновременно с постройкой храма была выстроена "каменная галерея, в коей устроено несколько келий для сестер; помещения в каменных зданиях переделаны и приспособлены для жилья сестер; воздвигнута кирпичная ограда и другие хозяйственные строения". Все постройки мать Мария производила исключительно на свои средства. Для строительства соборного храма настоятельница пожертвовала до 63 тысяч рублей.
   Предметом особого внимания матушки Марии, как настоятельницы, была забота обучения сестер хоровому пению. Для этого был приглашен регент, который в короткое время и устроил хор певчих из сестер. В этом хоре, между прочим, была постоянной участницей и мать Мария, которая обладала сильным и приятным голосом.
   В свободное время от службы настоятельница общины давала сестрам какие-нибудь послушания, каждой по силе и способностям. «По ее назначению одни из сестер вышивали золотом, шелками, бисером священные облачения; другие - несли более трудные черные работы - в поле, в огородах, ухаживали за скотом».
   Мать Мария строго требовала также соблюдений порядка и чистоты во всем: «наблюдала за тем, чтобы сестры не носили роскошной одежды, одевались просто и прилично, не позволяла никому иметь отдельную трапезу». Таким образом, настоятельница «водворяла порядок и строй подвижнической жизни среди сестер в общине».
   С постепенным окончанием благоустройства общины здоровье матушки Марии стало заметно ослабевать. К тому же, последующие события значительно подорвут ее состояние. 20 октября 1887 года в обители по неизвестной причине произошел сильный пожар, начавшись в 7 часов вечера в сенном сарае, он был потушен только в 3 часа утра, причем сгорело «4 сарая с сеном и дровами, каретный сарай, хлебный амбар и гостиница». Для их восстановления матушке Марии понадобилось дополнительно изыскивать средства до 5 тысячи рублей.
   К началу 1889 года настоятельница общины решила приступить к освящению соборного храма во имя св. Живоначальной Троицы. Ходатайство ее было удовлетворено и в назначенный день, а именно 16 января 1889 года, в общину прибыли епископ Старицкий Гавриил и архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря Макарий. В этот же день они совершили освящение храма. Через два года в соборном храме был освящен придел церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
   В сентябре 1991 года матушка Мария тяжело заболела: «у ней образовались нарывы в горле. Три дня она лечилась домашними средствами, а на четвертый - послали за доктором А. В. Сперанским, который, прибывши к ней, оказал ей первую медицинскую помощь».
   Наступил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и мать Мария пожелала прийти помолиться в церковь на всенощную, которая совершалась с вечера. Но, видя слабость настоятельницы, ее племянница просила не ходить ее на всенощную до окончательного выздоровления. Но мать Мария на это сказала: «Матерь Божия накажет меня, если я не пойду в церковь».
   Это было последнее присутствие настоятельницы общины в церкви. Болезнь ее настолько усилилась, что «на ногах, на груди и в других частях тела показались громадные чирьи - величиной с куриное яйцо».
   11 ноября 1891 года в 5 часов утра соборный колокол возвестил всей округе о печальном событии - кончине матушке Марии.
   В течение двух дней у гроба ее служили панихиды. 13 ноября решено было похоронить почившую. Литургию в этот день служил архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря Макарий. После отпевания гроб с телом матери Марии, при пении сестрами духовных песней и печальном звоне колоколов, был обнесен на руках сестер вокруг соборного храма.
   Потом печальная процессия остановилась перед склепом под соборным храмом, где «уже ранее были похоронены ее муж А. Ф. Шишмарев, брат И. Н. Аксенов и генерал А. И. Корон». Место было заблаговременно приготовлено под приделом в честь св. Марии Магдалины, куда и был опущен гроб с телом. Позднее над могилой появился памятник.
   К сожалению, размеренная жизнь Старицкой Мариинской женской обители была нарушена революционными событиями в России в 1917 году. Огромный пласт отечественной культуры оказался как бы отрезанным. Всех монахинь обители выселили, а здание было размещено под различные административные службы: дом инвалидов, дом престарелых, психиатрическую лечебницу...
   Осмысляя историю, мы понимаем: трагедия России кроется, прежде всего, в разрушении нравственных начал общественной жизни. Сегодня все изменилось вокруг, и с трудом угадывается планировка бывшей общины... Интерьеры разграблены, снят даже паркет. Отделка и росписи частично сохранились внутри. Здесь же рассохшиеся деревянные колонны. По сломанным ступенькам, которые раньше торжественно вели на площадку, ведут к зияющим проемам комнат. А ведь совсем недавно что-то значительное и глубокое, связанное с духовной русской культурой, родилось и развивалось здесь... Нет теперь хозяина и, думается, недолго уже простоит бывший дом Мариинской женской обители.

   Александр Шитков – преподаватель педагогического училища,
   председатель Старицкого отделения Российского общества
   историков-архивистов, краевед.

   
     (По материалам сайта Старица - земля православная. Монастыри и храмы..)
    


Посмотреть всю карту