Московская обл., Талдомский район, Маклаково (Тверская губ., Калязинский уезд) - Александровский (Александро-Невский) женский монастырь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Дмитрия Дроздецкого с сайта http://sobory.ru/.


   До революции монастырь входил в состав Калязинского уезда Тверской губернии, ныне входит в Талдомский район Московской области.

   Александровский женский общежительный монастырь был расположен на левом берегу реки Хотчи при сельце Маклоково (ныне Маклаково) в бывшей Белогородской волости Калязинского уезда в 40 верстах от города Калязина (ныне сельцо Маклаково в Талдомском районе Московской области). Основан монастырь на средства и на землях местного помещика Бачурина в начале 90-х гг. XIX века. Сначала это была Александровская женская община, открыта по указу Святейшего Синода от 4 сентября 1895 года. В 1906 году женская община была преобразована в монастырь.
   На средства местного помещика Бачурина в обители были построены два храма: домовой в честь иконы Богоматери "Утоли моя печали" и каменный в честь иконы Александра Невского. Престолов три: средний - Благоверного князя Александра Невского; правый - Святителя Николая и левый - преподобного Иоанна Лествечника.
   Здания в ограде: полукаменный 2-х этажный дом, в нем домовая церковь иконы Божьей матери "Утоли моя печали". Икона является главноЙ святыней обители, присланная из Афона. В престольные праздники устраивались ежегодные крестные ходы при большом стечении богомольцев. Для них была устроена гостиница. Есть также церковно-приходская школа. Управление игуменское. В полукаменном 2-х этажном доме, кроме домовой церкви, келья начальницы и сестер, одноэтажная деревянная хлебопекарня, одноэтажный деревянный дом.
   Здания вне ограды: двухэтажный деревянный дом для богадельни и школы; двухэтажный полукаменныЙ дом для причта, скотный двор, при нем два деревянных дома и сарай, рига, изба, погреб, амбар и баня, мукомольная деревянная мельница с деревянным домом, кузница. Начальница и 54 сестры.


Фото. Владислава Зарецкого с сайта http://sobory.ru/.


   Расположен в 24 километрах к северу от города Талдома, на реке Хотче. Основан калязинским купцом Иваном Бачуриным в память о чудесном спасении Императора Александра 3 и его Августейшего семейства в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года близ станции Борки. По указу Святейшего Синода от 1895 года здесь была открыта община, первой настоятельницей которой стала монахиня Адриана (введена в управление общиной в мае 1896 года). В 1906 году при игум. Измарагде община была переименована в монастырь, в нём находилось два храма – соборный и домовый. Величественный пятиглавый собор, построенный в 1897 году, был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела: святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Лествичника. Тогда же рядом с собором была построена каменная четырехъярусная колокольня. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (построен в 1895 году) затем перенесли в каменный двухэтажный корпус, на первом этаже которого находилось училище для детей. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», принесённая с Афона. Храмы и корпусы в обители были построены на средства Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли. По преданию, Бачурин был похоронен за алтарём собора, но его могила не сохранилась – монастырское кладбище было уничтожено. Монастырь имел подворье в Петербурге. В июле 1923 года домовая церковь была закрыта, а вскоре – и весь монастырь. Сестры обители организовали сельскохозяйственную артель, и монашеская жизнь продолжалась. Но в 1926 году игум. Измарагда была заключена в тюрьму, где и умерла. В 1928 году уездная газета сообщила, что в Московской губернии решено закрыть 11 примонастырских артелей, включая Маклаковскую. Последние сестры покинули святое место в 1930-1931 годы, об их судьбе известно очень мало. Каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовый храм, отдали под больницу. В настоятельском корпусе разместилась школа. Большой двухэтажный корпус близ собора стал жильём для колхозников. В 1993 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1996 году Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря и назначил настоятельницей монахиню Елисавету (Семёнову). Началось устроение керамической, золотошвейной, иконописной мастерских, но после двух пожаров, произошедших в обители, многое пришлось начинать сначала. 19 мая 2002 года освящён новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

   Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Северное направление. 4 выпуск. М.: Твердислов, 2005.


Фото. Дмитрия Дроздецкого с сайта http://sobory.ru/.


   СЕРГЕЙ БАЛАШОВ. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, С. МАКЛАКОВО.

   На самой северной окраине Московской области, на границе с областью Тверской, находится Александровский женский монастырь. Это монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского в селе Маклаково Талдомского района. Если у села Квашенки не сворачивать на Кимры, а ехать прямо, то оказываешься вдруг словно в ином мире. Среди дремучих лесов, незасеянных полей редко-редко разбросаны вымирающие зимой деревеньки. Зато можно встретить здесь и пушистого енота, и огромного глухаря, бродят весной по полям журавли, выходят на дорогу задумчивые лоси, а зайцы и лисы часто прибегают по ночам к человеческому жилью. Цивилизация напоминает о себе лишь изредка заезжающими сюда машинами да покосившимися электрическими столбами. Вот здесь и находится обитель во имя святого князя Александра Невского, в тихом краю серых журавлей, на высоком берегу маленькой ручушки Хотчи.
   Александровский женский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении императора Александра III и Его Августейшего семейства в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. Много было построено храмов на Руси в благодарность Богу за это чудо, среди них и соборный храм святого благоверного князя Александра Невского при селе Маклаково в 40 верстах от Калязина. По указу Святейшего Синода от 4 сентября 1895 года здесь была открыта женская община, первая настоятельница монахиня Адриана введена в управление общиной в мае 1896 года. Впоследствии община была переименована в монастырь, и игуменией стала монахиня Измарагда, племянница Ивана Даниловича Бачурина, с семилетнего возраста воспитывавшаяся в Угличском женском монастыре, в Тверском Христорождественском монастыре постриженная в монашество.
   В обители находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», перенесенная со старого Афона. Крестные ходы с этой иконой собирали множество верующих со всех окрестных деревень, к помощи Заступнице усердной рода христианского прибегали во всех нуждах, болезнях, скорбях и крестьяне, и сестры обители – и получали благодатное утешение и укрепление.
   Монастырь имел два храма: соборный, построенный в русско-византийском стиле, с тремя приделами (в честь святого Александра Невского, святителя Николая и преподобного Иоанна Лествичника), и домовый в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Монахинь в обители в 1913 году было 8 человек, рясофорных послушниц – 50, испытуемых – 60 человек.
   Сестры монастыря выполняли традиционные послушания: клиросное пение, чтение Псалтири, выпечка просфор, шитье церковных облачений, полевые работы. Местные жители вспоминают, что огород в монастыре был образцовый, а показывая размеры кочанов капусты, неправдоподобно разводят руками.
   Храмы и корпуса обители построены на средства купца Ивана Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли и леса. По преданию, Иван Данилович был похоронен за алтарем собора, но, к сожалению, сейчас его могила не сохранилась: в годы безбожия монастырское кладбище уничтожили.
   При монастыре имелась церковноприходская школа для детей всякого звания. В 1893 году была открыта богадельня на 5 кроватей на полном монастырском содержании.
   Монастырь имел свое подворье в Санк-Петребурге, где проживало около сорока насельниц. В 1910 году на подворье была построена деревянная церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а в 1912 году состоялась закладка каменной церкви во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Попечительницей и благотворительницей подворья была графиня София Сергеевна Игнатьева. Для открытия подворья много посодействовал святой Иоанн Кронштадтский. Ныне на месте подворья ничего не сохранилось.



Домовая церковь Утоли моя печали.


   После революции монастырь постигла та же участь, что и большинство других монастырей. Старожилы рассказывают, что игумения Измарагда скончалась, находясь в Тверской тюрьме. В 1927-1931 годах последние насельницы монастыря вынуждены были покинуть это место. После закрытия храма председатель колхоза хотел устроить в нем овощехранилище или конюшню – верующие его отговаривали, просили не совершать кощунства, но безбожник не послушал их убеждений. Рука Господня покарала кощунника: на него у входа в храм набросился бык и забодал насмерть. Примечательно, что до этого времени бык никого не трогал и поэтому гулял без привязи. С того момента храм трогать побоялись, он стоял закрытым и пустым. Лишь Ангелы Божии невидимо совершали ежедневно службу Господню, да последняя монахиня долго еще жила в деревне, тайно молясь Богу о будущем возрождении обители.
   В начале 1920-х годов в монастыре несколько лет прожила Варвара Васильевна Черная, внучка священномученика митрополита Серафима Чичагова. Стоит отметить, что сам митрополит Серафим очень любил обитель, называя ее «кусочком рая на земле», владыка сильно скорбел, когда монастырь был закрыт.
   Варвара Васильевна с детства воспитывалась в православной вере. Окончила Московский институт тонкой химической технологии, в 1951 году стала кандидатом химических наук, в 1970 доктором технических наук и с 1970 года профессор.
   13 октября 1994 в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве митрополит Ювеналий совершил её монашеский постриг с именем Серафима в честь преподобного старца Серафима Саровского (иноческое имя было выбрано не случайно: так звали в монашестве ее мать и тетку, и её деда и крёстного отца митрополита Серафима). 27 ноября 1994 в том же храме он же возвёл её в игумении. В 1994—1999 была настоятельницей Новодевичьего монастыря — первой после его возвращения церкви.
   Внесла большой вклад в возобновление в нём монашеской жизни, в благоустройство монастырских помещений. В обители ею был введён монастырский устав, организован монашеский хор, создан шеститомный синодик для поминовения священнослужителей, монахинь и благоустроителей монастыря со дня его основания. Постоянно заботилась о благолепии храмов (при ней было воссоздано внутреннее убранство храма свт. Амвросия Медиоланского, отреставрирован снаружи и внутри Успенский храм), богослужении в монастыре, а также на двух монастырских подворьях. С приобретением ткацкого станка началось возрождение рукоделия в монастыре: ковроткачества, пошива и ремонта облачений. Были созданы иконописная и золотошвейная мастерские.
   Внесла значительный вклад в сооружение храма — памятника Новомученикам и Исповедникам Российским в Бутово, где в годы советской власти приводились в исполнение смертные приговоры, в том числе и в отношении священнослужителей (там был расстрелян митрополит Серафим), в составление списка похороненных там жертв репрессий из числа духовенства.
   После закрытия храма в Александровском монастыре председатель колхоза хотел устроить в нем овощехранилище или конюшню –верующие его отговаривали, просили не совершать кощунства, но безбожник не послушал их убеждений. Рука Господня покарала кощунника: на него у входа в храм набросился бык и забодал насмерть. Примечательно, что до этого времени бык никого не трогал и поэтому гулял без привязи. С того момента храм трогать побоялись, он стоял закрытым и пустым.
   Но души людей, особенно чистые детские души тянулись к храму. Уже в 60-х годах маленькие девочки стали пробираться в собор, чтобы мыть там полы. Оттирали дочиста просто так – «Ведь надо же Богу служить!». Но со временем и полы разобрали. Разобрали и монастырскую ограду.
   Каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовый храм, отдали под больницу. Судьба чудотворной иконы неизвестна. Когда стали закрашивать росписи в домовом храме, то они проступали, несмотря ни на что, сквозь побелку. В конце концов их заклеили обоями, но прежде, проводя электропроводку, изуродовали необыкновенно выразительные, словно живые, лики Господа и святых.



Серафим Чичагов.


   В настоятельском корпусе разместилась школа. В годы перестройки школу закрыли, а корпус приватизировали, и он разрушался, ненужный новым хозяевам.
   Еще один двухэтажный корпус и деревянные дома отдали под жилье колхозникам, а в одном из них разместилась почта.
   Все постепенно разрушалось. В храме погибли настенные росписи, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Кирпичный корпус с домовым храмом после закрытия больницы был отдан под базу отдыха. В нем справляли свадьбы, отмечали светские праздники, гуляли и отдыхали…
   В 1996 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия сюда приехали монахиня Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря города Коломны Елизавета и с ней - несколько сестер этого же монастыря.

      Темнеет в вышине свод обгоревший,
      Следы былого всюду разрушенья,
      От сырости кирпич позеленевший,
      И уцелевших фресок шелушенье, -

   Написала одна из сестер об Александровском соборе.
   Монахинь до глубины души поразила «мерзость запустения» и особенно – котлован посреди собора. Оказывается, власти, закрывшие монастырь, искали клад под собором, якобы спрятанный там купцом Бачуриным. Клада не нашли, котлован не зарыли… В котловане местами стояла вода, превращая летом храм в парник, а зимой в ледник. В центре собора на цепи от паникадила висела проволока, явно заменявшая детям дачников качели. Своды алтаря почернели от копоти – видимо, в храме жгли костры. Стены, представлявшие собой голые кирпичи, кое-где покрытые осыпающейся штукатуркой, были «украшены» автографами и неприличными надписями. И лишь кое-где едва виднелись скорбные лики святых. А в алтаре Никольского придела сохранилось изображение ангела, явственно напоминающее всем, что Ангел Господень все стоит на месте престола, где совершалась Божественная Литургия.
   После молебна новой настоятельнице торжественно вручили огромный данерный ключ от храма без окон, без дверей.
   Первое время сестрам выделили два номера на базе отдыха (бывший монастырский корпус с домовым храмом), а сестры числились как «отдыхающие». Затем сестрам временно для жилья выделили три комнатки в бараке. Комнаты и были насквозь пропитаны зловонием, а мебелью служили поставленные на кирпичи сетки от кроватей. А когда за эти комнаты стали требовать деньги, то пришлось расчищать еще одну гнилую комнату от навоза, в которой раньше держали свиней. К счастью там жить не пришлось – вскоре монастырю передали часть базы.
   Когда насельницы стали возделывать заброшенную землю, матушка-настоятельница наравне со всеми сестрами трудилась в поле, сажая картофель и другие овощи, разбивая сад с плодовыми деревьями. Матушка смогла освоить управление автомобилем, когда жизнь того потребовала. И при всякой необходимости садилась за руль и ехала в город за хлебом, продуктами и медикаментами. Еще матушка-настоятельница прошла курсы пчеловодов, после чего она и другие инокини стали делать прополисные и восковые чудо-мази, которые помогают при различных болезнях. В монастыре находится 80 ульев, а собранный мед идет на продажу в Талдом, Дмитров в Москву. А деньги идут на восстановление обители.
   Так постепенно восстановили, расписав и украсив, домовый храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этом корпусе разместились трапезная, иконописная, керамическая и пошивочная мастерские, библиотека, кельи сестер.
   Монастырский быт суров. Телефонной линии нет. Вместо центрального отопления – уголь и дрова. Канализация – и та не везде.
   В 2000 году обитель постигло тяжкое испытание. Двухэтажный сестринский корпус сгорел. К счастью, никто из сестер не пострадал, однако все имущество монастыря было уничтожено огнем, и в суровые февральские морозы сестры остались без крова. Но вскоре монастырь начал отстраиваться – на просьбу о помощи откликнулось много людей и организаций.
   Главным событием 2002 года стало освящение нового деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».



Игумения Серафима.


   В селе Внуково Дмитровского района у обители есть подворье при храме Святой и Живоначальной Троицы, где силами сестер был создан сильный церковный хор из 80 мальчиков. А в Талдомском лицее искусств было организовано отделение духовной музыки.
   Гуляя сегодня по монастырю твой глаз радуют ухоженный сад, дивный ковер цветов, выращенных с любовью. И даже не верится, что всего лишь десять лет назад повсюду царила разруха.
   Одно из впечатлений паломника, посетившего обитель, связано с экзотикой. Какая же экзотика может быть в сельском монастыре? А вот какая: однажды монастырю подарили взрослого павлина, но так как ему нужна была пара, то вскоре здесь появились три павлина, после чего семейство пополнилось птенцами.
   2006 год – юбилейный год для Александровского монастыря: 110-летие основания и 10-летие возобновления монастыря. В день памяти святого Александра Невского в монастыре прошли юбилейные торжества, которые возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот день было совершено великое освящение всех трех приделов главного собора монастыря, после чего прошла Божественная Литургия.
   Сестры монастыря во главе с игуменьей Елизаветой к этому событию закончили роспись алтаря собора и трапезной, где прошли главные торжества.
   За жертвенное служение матушка Елизавета была удостоена Святейшим Патриархом ордена святой благоверной княгини Ольги.
   К юбилею монастыря был выпущен диск «Не в силе Бог, а в правде» с песнопениями хора сестер обители и книга духовной поэзии, которая стала современной летописью монастыря. Она дает зримое представление о том, как шел тот неравный бой все десять лет – начиная с того первого дня, когда сюда приехали инокини восстанавливать обитель. Сегодня эти женщины для нас – пример великого трудолюбия, веры, смирения.

   
     (По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004., сайта Народный каталог Православной архитектуры и материалам предоставленным Сергеем Балашовым.)

     (Фото. № 1, 3 Дмитрия Дроздецкого, № 2 Владислава Зарецкого с сайта Народный каталог Православной архитектуры, № 4-6 из архива Сергея Балашова.)
    


Посмотреть всю карту