Жарковский район, Ордынок - Ордынская Поречская заштатная мужская пустынь

ОРДЫНСКАЯ ПОРЕЧСКАЯ ПУСТЫНЬ


    Ордынская Поречская заштатная (с 1764 года) общежительная мужская пустынь (почтовое отделение при пустыни) на левом берегу реки Межи, при впадении реки Ордынки, в 4 верстах от ближайшей деревни Закеевой, в 100 верстах от уездного города Поречья Смоленской губернии.
   Время основания с точностью неизвестно; по одним преданиям, она основана в половине XV века укрывшимися сюда от нападения ордынцев иноками; затем была разорена разбойниками; возобновлена была около 1700 года.
   Храмов три: 1) двухэтажный, внизу в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 году), верхний в честь Сошествия Святого Духа (освящен в 1730 году и возобновлен в 1845 году); 2) каменный соборный во имя Софии Премудрости Божией (освящен в 1857 году) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери Одигитрии; 3)каменный во имя Николая Чудотворца. В монастыре храниться местночтимая Владимирская икона Божией Матери. 24 июня, 29 августа и 13 августа совершаются крестные ходы в приписной Предтеченский скит, а 23 июня бывает крестный ход вокруг монастыря. В правом приделе Софийского собора, в каменном склепе, покрытом чугунною плитою, покоится тело архиепископа смоленского Тимофея († в 1862 году).
   Пустынь владеет 696 десятинами земли и рыбными ловлями на озерах Щучьем и Сошенском.
   Игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 2, монахов 3, послушников 76.

   При пустыне:

   Предтеченский Ордынский мужской скит, основанный игуменом Палладием в 1857 году, в 1 версте от пустыни. Храм каменный двухэтажный: внизу во имя св. Иоанна Предтечи, а вверху во имя св. Тихона Задонского. Церковно-приходская школа с ремесленным отделением (с 1892 года).

   В 12 верстах от пустыни, на земле, пожертвованной купеческою вдовой Ираидою Маковою, во владении пустыни находится, построенный Маковой, каменный храм во имя Святой Троицы.

   Ркп. свед. (1901г.); игумен Паисий, летопись Поречской Ордынской пустыни, изд. 3, СПБ. 1880, стр. 1 - 8; свящ. Александр Гальковский, Краткия сведения об Ордынской пустыни Поречского уезда, Смоленской губернии (из № 14 Смол. Еп. Вед. за 1897 г.), стр 1 - 17; Зверинский, т. II, № 1028, стр. 225; Любинецкий, стр. 28; Ведомость, стр. 98 - 99.

   
     (По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908.)
    



Сохранившиеся ворота Поречской Ордынской пустыни. На заднем плане (слева направо) трапезная и гостиница для паломников в старом монастырском корпусе, новая Рождественская церковь, Владимирская часовня. Фото Те Дмитрия Евгеньевича с сайта Храмы России


   Ордынская-Богородицкая или Орденская и Ардынская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Смоленской губ., Поречского у., в 78 вер. от Поречья и в 4 вер. от самой ближайшей дер. Закеевой, расположена среди вечно зеленеющих лесов и болот, на левой стороне р. Межи, при впадании в нее рч. Ордынки. Начало её неизвестно; пo одним преданиям, она основана в XV ст. иноками, укрывшимися от нашествия Ордынцев в 1451 г; по другим же — начало положил ей в XVII ст. известный дипломат царя Алексея Михаиловича Афан. Лавр. Ордын-Нащокин, принявший иночество в Новгороде под именем Антония и построивший здесь церковь, в которую поставил и до сего времени находящуюся здесь чудотв. икону Владимирской Бож. Матери. Следы старых построек не изгладились и по сие время. Достоверно же известно, что пустынь уже существовала в начале XVIII ст., когда она находилась в краинем упадке, так что некому было совершать богослужение, почему протоиерей села Устья и двор. Никифор Поплонский, церковный ктитор, взяли в свою церковь чудотв, икону, но заболев, сочли наказанием Божиим и поспешили возвратить икону назад. При этом, Поплонский, около 1720 г., подарил обители в вечное владение лесные дачи, пахатные и сенокосные угодья на 3 кв. вер. по рч. Ордынке. В цветущее состояние пустынь приведена в 1844-1866 г. трудами игум. Палладия, погребенного здесь рядом с благотворительницей м-ря вдовою шт.-кап. Глазовой. В пустыни с 1859 г. находился на покое архиеп, Смоленский Тимофей, скончавшийся в 1862 г. и погребенный в каменном склепе в приделе Казан. Бож. Матери Софийского собора. В 2 вер. от м-ря находится Предтечевский скит.

   Ордынская пустынь Смолен. епархии. Спб., 1873 г.; Ист. Росс. Иер., III, 259; V, 601; Ратшин, 594; Опис. монаст., 1817 г., 19; Воен. стат. обозр. Смол. губ., 127; Цебриков, Смолен. губ., 404; Памятн. кн. Смол. губ., 1862 г., Отд. II, 35; Извл. из oтд. Об.-Прок., 1853 г., 18 (разреш. постр. церковь); Смол. губ. в., 1853 г., № 20 (Н. Е., Ордын. пуст.); Ист. стат. опис. Смол. епар., 352 (опис. м-ря), 373 (слово преосвящ. Тимофея), 376 (слово преосв. Антония); Строев, Спис. иер. и настоят., 604 (основ. 1720 г.; строит. Александр, 1737 г.); Чтения в И. Общ,. ист., 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имела 301 душ. крест.).

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892.)

     (Фото. № 2 Те Дмитрия Евгеньевича с сайта Храмы России.)
    



Сохранившиеся ворота Поречской Ордынской пустыни. На заднем плане трапезная и гостиница для паломников в старом монастырском корпусе. Фото Те Дмитрия Евгеньевича с сайта Храмы России


   За всё время своего существования Ордынская Поречская пустынь переживала периоды как наивысшего расцвета, так и глубокого упадка...
   И то, и другое происходило под влиянием крупных исторических событий и было тесным образом связано с определённой деятельностью людей. В 1451 году два инока одного московского монастыря, страшась появления татар под Москвой и надеясь найти себе другое, более спокойное и надёжное пристанище, удалились из города, взяв с собой в благословение большую Владимирскую икону Божией Матери. Они ушли в леса за 600 вёрст от Москвы и поселились у речки Жидовки, впадающей в Межу.
   Сначала пустынники жили в шалашах и пещерах, потом, когда слух об их подвижнической жизни, трудах и усердной молитве привлёк в наши места других, ищущих уединения и безмолвия, они построили деревянную церковь, в которой и поставили святую икону. Чудодейственные её свойства стали привлекать тех, кто плавал на судах, барках, плотах по Меже. Желая получить покровительство и небесную помощь, купцы оставляли щедрые приношения, из которых и устроился монастырь. Впоследствии он был разграблен и сожжён разбойниками. После их поимки вся местность досталась господам Поплонским. При них монастырь был перенесён на другое, более удобное место. Речка Жидовка, вероятно, по причине страха перед ордынцами, была переименована в Ордынку, а от неё получила название и сама пустынь.
   Около 1720 года Никифор Поплонский, смоленский дворянин, выделил обители в вечное владение лесные дачи и достаточное количество пахотной и сенокосной земли, всего на три версты в длину и столько же в поперечнике по реке Ордынке. Принимая ревностное участие в устройстве Ордынской пустыни, он же был одним из главных жертвователей при постройке каменного храма и келий. Усердием его была воздвигнута соборная церковь. Нижний этаж её освящён в 1725 году в честь Рождества Богородицы, а верхний — в 1731 году в честь Сошествия Св. Духа. Впоследствии к этой церкви была пристроена небольшая каменная церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Ордынская пустынь.

Ордынская пустынь. 24 июня 1906 года. Фото. Александра Постникова.


   Подробных описаний как и чем жила Ордынская пустынь с 1739 по 1844 год, в источниках не сохранилось. Известно одно: к середине 19-го века она оказалась в плачевном состоянии. Настоятели в ней сменялись один за другим. Пустынь стала ссыльным местом для подначальных лиц духовного звания за проступки по должности. Внешний вид монастыря был самый жалкий: вместо ограды - какая-то изгородь, трёхпридельная церковь, близкая к разрушению снаружи и внутри, поражавшая своей бедностью, требовала капитальных исправлений. Кельи настоятелей и братии, хотя и каменные, скорее походили на развалины, чем на жильё. О прочих же постройках, в том числе ветхих лачугах для рабочих людей, и говорить нечего. Монастырские поля поросли лесом и кустарниками из-за нехватки рук для их обработки. Хозяйство было запущено и не приносило выгоды.
   Архиепископ Смоленский, преосвященный Тимофей, желал восстановить Ордынскую пустынь, но в то же время видел, что в его епархии нет человека, который мог бы это сделать. Тогда он пригласил из Белобережской пустыни Орловской епархии иеромонаха Палладия, известного своей энергией и добродетельной жизнью.
   Отец Палладий, в миру Пётр Коровьев, уроженец города Волоколамска, въехал в Ордынскую пустынь 12 июля 1844 года. При его управлении пустынь не просто пришла в порядок, а основательно обновилась и расширилась. Прежде всего, отец Палладий положил начало правильному общежитию, приучив иноков к труду и послушанию, приохотил их к внимательному и благоговейному отправлению церковного богослужения, взяв за образец богослужебный чин от Белобережской пустыни и святой горы Афонской, для чего сам лично посетил Афон и Иерусалим. Устроил училище, основал монастырскую библиотеку.


Сретенская церковь.


   В 1845 году, разобрав верхний храм Рождества Пресвятой Богородицы и оставив от него только северную и южную стены, начал сооружать каменный двухэтажный храм, вместительнее и великолепнее прежнего. В то же время на средства вдовы штабс-капитана Александры Артемьевны Глазовой он соорудил каменный пятиглавый храм во имя Софии Премудрости Божьей. Этот почти квадратный храм, просторный и светлый, с арками, колоннами и большим куполом внутри, имел очень большое сходство с Успенским Смоленским собором. Вместо прежней изгороди, окружавшей обитель, отец Палладий начал обносить её каменной оградой с башнями по углам и церковью Св. Николая, на избранном для кладбища месте заложил церковь во имя св. Иоанна Предтечи.
   В 1846 году о. Палладий устроил большой деревянный корпус на каменном фундаменте, где поместил настоятельские и братские кельи. Через два года выстроил для посетителей постоялый двор, ещё через год — трапезную.
   Когда число богомольцев умножилось, о. Палладий выстроил обширную гостиницу. Для склада товара во время трёхдневной ярмарки, в праздник Владимирской Божьей Матери 23 июня, он устроил в монастыре особый гостиный двор.
   Все эти многочисленные сооружения о. Палладий возводил, не имея средств. Окрестные жители жертвовали хлебом, холстом и другой продукцией сельского хозяйства, купцы дарили деньги и товары. По старанию иеромонахов Аполлония и Паисия, которые впоследствии стали преемниками отца Палладия, обитель приобрела многих благотворителей в столице и других городах. Благодаря им, усилиями неутомимого о. Палладия и его последователей Ордынская пустынь выжила и процветала до 1917 года.
   Октябрьская революция в один миг разрушила привычный ход жизни. Не сразу, но всё же перемены пришли в наши края. Становление и укрепление советской власти проходило тяжело и болезненно. Под защиту монастырских стен потянулись сначала потерявшие свои имения помещики, потом белогвардейцы. Неудивительно, что это «гнездо» было ликвидировано, и в начале 30-х годов на базе Ордынского монастыря образовалась коммуна, а в 1933 году – промкомбинат. Начинался он со столярной мастерской, которую разместили в одной из церквей. Затем в Ордынок завезли локомобиль и производство стало расширяться. Полетели кресты с куполов, а затем и сами купола. Добытые варварским образом жесть, кирпич и железо сразу же шли в дело. Металл, в том числе и кресты, использовался для оковки телег, из икон получались отменного качества, цвета спелого жёлудя табуретки…



Здание бывшей гостиницы, ныне жилые кельи Поречской Ордынской пустыни. Фото Те Дмитрия Евгеньевича с сайта Храмы России


   Стулья, комоды, шкафы, выпускаемые Ордынским промкомбинатом, пользовались большим спросом. Мебель охотно покупали местные жители, но большая её часть уходила за пределы области. Перед началом войны в промкомбинате работало около 300 человек. Прибывающим туда людям надо было где-то селиться, и монастырские постройки, как нельзя кстати, подходили под общежитие.
   В 1941 году предприятие приступило к строительству нового цеха. Он должен был дать первую продукцию в январе следующего, но началась война.
   По воспоминаниям очевидцев, в конце августа 1941 года по старинному большаку через Ордынок отступали на восток колонны смертельно уставших, потрёпанных в боях красноармейцев. На машинах, повозках, носилках и плащ-палатках везли и несли раненых. В Ордынке развернулся полевой госпиталь. Путь же красноармейцев лежал на Жарковский — Пречистое — Духовщину. Там в спешном порядке выстраивалась новая линия фронта.
   Чтобы отрезать пути отхода наших частей на восток, моторизованные части немцев неожиданно нанесли по Ордынку удар. Завязался бой. Было принято решение отправить раненых на противоположную сторону Межи, где немцев ещё не было. С риском для жизни бойцов переправляли под огнём противника. Нашим частям удалось сдержать натиск врага. Однако в ходе боя Ордынок был сметён с лица земли артиллерийским огнём. Сохранились только часть жилого фонда за речкой и здание сельсовета, защищённое высокими стенами монастыря. От последнего остались только кирпичные коробки. Деревянные конструкции сгорели. Позднее и эти коробки были разобраны на кирпич. Он пошёл на кладку печей.
   20 мая 1945 года в целях наилучшего обеспечения трудящихся района предметами широкого потребления промышленный комбинат в п. Ордынок вновь возобновил свою работу. В эксплуатацию были введены по две точки швейного, сапожного, столярного, бондарного, кожевенного производств. Через месяц начали делать колёса, а ещё через месяц вступили в строй кузнечное, слесарное, рыболовецкое производства. В 1949 году было принято решение о строительстве лесопильного цеха.
   В январе 1955 года Ордынский промкомбинат объединился с промартелью имени Дзержинского. С развитием Жарковского деревообрабатывающего комбината производственная деятельность в Ордынке постепенно прекратилась. Резко сократилось и число проживающих в посёлке.
   О том, что Ордынская земля когда-то была святым местом, из которого распространялись лучи духовного просвещения, долгие годы напоминали только остатки кирпичных ворот полностью разрушенного монастыря. Благодаря возрождению Православной России в целом, участию в подвижническом деле семьи Ивановых, А.В. Носко, П.М.Белявского и всех других неравнодушных людей, на наших глазах в истории посёлка Ордынок начинается новая страница. И пусть она будет не менее содержательной, чем предыдущая.

   Наталья МЕДВЕДЕВА,
   заведующая архивным отделом
   администрации Жарковского района

   
     (По материалам сайта Тверской митрополии.)

     (Фото. № 3, 6 Те Дмитрия Евгеньевича с сайта Храмы России. Фото. № 4 Александра Постникова с сайта Российской газеты. 1906 г. Фото. № 5 из издания Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13). - Петроград, 1914. с сайта Национальная Электронная Библиотека предоставлены Андреем Агафоновым.)
    


Иоанна Предтечи Предтечевского-Ордынского скита церковь.


   Смоленской губ., Поречского у., Ордынская пустынь. Храмы 1725 - 30 г.г.

   (Протокол реставрационного заседания 7 ноября 1913 г.).

   Доложено отношение епископа Смоленского и Дорогобужского от 11 ноября 1913 г. с просьбой разрешить: лштукатурить внутренние и наружные стены двух храмов пустыни, исправить штукатурку на колокольне, побелить ограду и окрасить крышу на ней, покрыть железом и окрасить медянкой три двухэтажные башни.
   По письменным памятникам начало пустыни относится к первой четверти XVIII в., а по одному преданию - к половине XV в. (нашествие Орды при Василии Темном); по иному преданию название пустыни связывается с фамилией боярина эпохи царя Алексия Михайловича Афан. Лавр. Ордина-Нащекина, который, будучи в опале, принял иночество и поселился на берегу реки Межи, против нынешней пустыни. В начале XVIII в. пустынь пришла в крайний упадок; усердием смоленского дворянина Никифора Полонского в 1725 г. построен нижний этаж каменной соборной церкви и освящен во имя Рождества Пресв. Богродицы, а верхний отделан в 1730 и освящен во имя Сошествия Св. Духа в 1731 году. Впоследствии к этой церкви, старанием митрополита смоленского Варлаама, пистроена небольшая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этой церкви икона св. Димитрия Ростовского с надписью на обороте: "1762 г. октября 30 дня писал сей образ Торопецкий живописец Гавриил Дерябин, по обещанию господина Симеона Степанова сына Жукова в пустынь Ордынку при строителе иеромонахе Лаврентие" (десять лет спустя после открытия мощей святителя). В 1840-х годах новое запустение пустыни, до 1844 года, когда в управление ей вступил строитель о. Палладий. (Дело 1913 г., № 274. - "Ордынская пустынь Смоленской епархии". Спб. 1837 г. - Зверинский, т. II, № 1028).
   П.П. Покрышкин предложил разрешить побелку по кирпичу.
   Постановлено: 1) разрешить ремонт штукатурки и побелки в существующем виде, 2) просить сведений о внутренней настенной росписи.

   
     (По материалам издания Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13). - С.-Петербург, 1914. с сайта Национальная Электронная Библиотека.)

     (Фото. № 7 из издания Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13). - С.-Петербург, 1914. с сайта Национальная Электронная Библиотека предоставлены Андреем Агафоновым.)
    


Общий вид монастыря. Гравюра (3-я четв. 19 в.).

Общий вид монастыря. Гравюра (3-я четв. 19 в.).


   Пустынь расположена в лесной местности, на возвышенном левом берегу Межи, на мысу при впадении в нее речки Ордынка. Согласно одним преданиям, обитель была основана в сер. 15 в. иноками, спасавшимися от нашествия татар (ордынцев), согласно другим — в 17 в. известным государственным деятелем А.Л. Ордин-Нащокиным, который принял монашество в Новгороде под именем Антония. Достоверные сведения о монастыре относятся к нач. 18 в. — в то время он находился в упадке. Ок. 1720 г. смоленский дворянин Никифор Поплонский после исцеления от болезни пожертвовал монастырю земли и деньги на строительство каменного двухэтажного собора. В нижнем этаже престол был освящен в 1725 г. во имя Рождества Богородицы, в верхнем — в 1731 г. в честь Сошествия Св. Духа. Позднее был пристроен придел Владимирской Божьей Матери, по которому саму церковь стали называть Владимирской. В последующее время были выстроены каменные настоятельские и братские кельи. В 1-й пол. 19 в. монастырь, который был в то время местом ссылки провинившихся лиц духовного звания, пришел в упадок. Обновление пустыни произошло при настоятеле Палладии (1844-1866), когда в монастыре было выстроено большое количество каменных зданий. В 1845 г. почти полностью разобрали старый храм, от которого оставили только южную и северную стены. Вместо него была сооружена двухэтажная церковь: главный престол в нижнем этаже освятили в 1850 г. во имя Рождества Богородицы, в верхнем этаже в 1852 г. во имя Сошествия Св. Духа, но по приделу церковь по-прежнему называли Владимирской. Ядром этого сооружения в стиле позднего классицизма являлся двухэтажный четверик, увенчанный одноглавым восьмериком с узкими диагональными гранями. Фасады четверика с окнами-серлианами во втором этаже завершались пологими фронтонами. Фасады восьмерика акцентировались не совсем обычными, подвышенными термальными окнами. К четверику примыкали равные ему по высоте и ширине прямоугольные алтарь и трапезная. Во втором этаже на восточном фасаде алтаря размещалось окно-серлиана, а на боковых фасадах трапезной — арочные окна.


Общий вид с востока. Фот. кон. 19 — нач. 20 в. ИИМК РАН.

Общий вид с востока. Фот. кон. 19 — нач. 20 в. ИИМК РАН.

В 1857 г. в линии южного прясла ограды на средства вдовы капитан-лейтенанта А.А. Глазовой был возведен Софийский собор с Казанским и Смоленским приделами — пятиглавая церковь в русско-византийском стиле в духе архитектуры К.А. Тона. При этом первоначальный проект 1853 г. предполагал иной облик здания, в котором объемно-пространственная композиция четырехстолпного пятикупольного храма в традициях позднего классицизма сочеталась с декоративными элементами русского стиля. В сер. 19 в. были также построены каменные ограда и 5 угловых башен (в одной из них размещалась часовня); большой деревянный корпус, включавший настоятельские и братские кельи, а также ризницу (1846); постоялый двор для богомольцев (1848); трапезная (1849); еще одна гостиница (1853). Важной вертикалью монастырского комплекса стала сооруженная в те годы трехъярусная отдельно стоящая колокольня в стиле позднего классицизма. Ее основной столпообразный объем, состоявший из двух ярусов-четвериков, завершался цилиндрическим ярусом звона с купольным покрытием и главкой. Арочные проемы звона чередовались с парами тосканских полуколонн. Вне монастырской территории возвели гостиный двор для ярмарки, которая устраивалась в день празднования Владимирской Божьей Матери (23 июня по старому стилю). При Палладии в двух (?) верстах от монастыря было основано кладбище, где заложили двухэтажную каменную церковь с престолами Иоанна Предтечи (внизу) и Тихона Задонского (наверху). Над прямоугольным объемом, прорезанным в обоих этажах арочными окнами, возвышались световой восьмигранный барабан с двухъярусной главой и шатровая колокольня. В 1857 г. здесь был устроен Предтеченский скит, включавший несколько келий и окруженный каменной оградой. В 1858 г. в монастыре сгорела деревянная трапезная, на месте которой позднее возвели каменную трапезную с деревянным мезонином. В 1866 г. (по другому источнику — в 1869 г.) была сооружена каменная одноглавая Никольская церковь. В 1870-е гг. к Владимирской церкви пристроили придел Сергия Радонежского.


Колокольня. Фот. кон. 19 — нач. 20 в. ИИМК РАН.

Колокольня. Фот. кон. 19 — нач. 20 в. ИИМК РАН.

В последующие десятилетия 19 в. и в нач. 20 в. было возведено большое количество кирпичных и деревянных построек, так что в общей сложности в 1910г. в монастыре их насчитывалось около 60. В 1939 г. был снесен Софийский собор, в 1963 г. — Владимирская церковь, в разные годы советской власти уничтожено и большинство других построек монастыря. На рубеже 20-21 вв. на восточном краю монастырской территории поставлена деревянная часовня.
   Комплекс, несмотря на утрату основных построек, сохраняет историко-культурную ценность как образец монастыря, основной архитектурный комплекс которого сформировался в сер. 19 в. и отразил черты переходного периода в провинциальной архитектуре от позднего классицизма к эклектике.
   Комплекс занимает сравнительно небольшую территорию, исторические границы которой в настоящее время четко не читаются. По-видимому, она имела пятиугольную форму в плане с двумя прямыми восточными углами. На вытянутом вдоль берега Межи участке сохранились три кирпичных сооружения: служебный корпус (?) сер. 19 в., стоящий в линии ограды на северной стороне территории на высоком берегу Ордынки; келейный корпус (?) 1905 г, расположенный в западной части монастыря; Святые ворота кон. 19 — нач. 20 в. в линии южного прясла ограды. Около заросших фундаментов Владимирской церкви сохранились фрагменты гранитных надгробных памятников кон. 19 в. в виде стел, в том числе на могилах Ивана Михайловича и Марии Андреевны Будницких, Василия Егоровича Машкова и Александры Сергеевны Исаевской (?).


Служебный корпус (?). Фот. 2004 г.

Служебный корпус (?). Фот. 2004 г.


   Служебный корпус (?) — двухэтажное побеленное здание, выстроенное в упрощённых формах позднего классицизма. Прямоугольный объем, вытянутый по оси запад-восток, завершен вальмовой кровлей. На всех фасадах стены разделены междуэтажной полочкой и прорезаны прямоугольными проемами. Расставленные в мерном ритме окна второго этажа не всегда совпадают по осям с нижними проемами. Ступенчатый венчающий карниз состоит из трех полочек. Наиболее выразителен северный фасад, обращенный к Ордынке. Глухой нижний этаж (единственное окно здесь пробито в советское время), включивший прясла одновременной корпусу монастырской ограды, расчленен крупными арочными нишами с широкими лопатками между ними. В каждой нише помещен рельефный греческий крест. Два входа в здание расположены на протяженном южном фасаде, один — на западном торце.
   Внутренняя планировка имеет трехчастный характер. В обоих этажах пространство делится капитальными поперечными стенами на неравные помещения. Лестница, связывавшая этажи, утрачена.


Келейный корпус (?). Фот. 2004 г.

Келейный корпус (?). Фот. 2004 г.


   Одноэтажный келейный корпус (?) типичен для монастырских построек периода эклектики, сдержанный декор которых наследует традициям позднего классицизма. Его прямоугольный объем завершен высокой вальмовой кровлей с переломом. Протяженные фасады равномерно прорезаны шестью окнами с лучковыми перемычками. Проемы обрамлены штукатурными профилированными наличниками, а над ними помещены прямые сандрики. В уровне подоконников проходит полочка, под которой по оси окон расположены лежачие филенки. На средних осях торцовых фасадов находятся входные проемы. По всему периметру здание завершено простейшим карнизом. Внутренняя планировка, имевшая коридорную систему, полностью утрачена.


Святые ворота. Фот. 2004 г.

Святые ворота. Фот. 2004 г.


   Святые ворота представляют собой прямоугольное сооружение, утратившее перекрытие. На южном фасаде, со стороны дороги, ведущей к монастырю, широкий проем фланкируют пары полуколонн, завершение которых не сохранилось. В интерколумниях расположены небольшие арочные ниши. Восточная стена как снаружи, так и внутри почти на всю высоту расчленена крупной арочной нишей. С востока уцелел небольшой фрагмент монастырской ограды, а с запада сохранились штрабы от стен примыкавшей одноэтажной сторожки.

   Описание монастырей.., с. 9; Историко-статистическое описание.., с. 352-356; Ордынская пустынь...; Летопись...; Зверинский, ч. 1, с. 255; Всеобщий иллюстрированный путеводитель.., с. 639-640; Православные монастыри.., с. 774— 775; Православные русские обители, с. 621-622; Свод памятников... Смоленская область, с. 44; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. 1. Д. 274; ИИМК РАН. Фототека. Q 379. Л. 22, 23; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1884. Л. 9-20.


Ордынская Поречская пустынь. Генплан.

Ордынская Поречская пустынь. Генплан:
1 — Служебный корпус (?). 2 — Келейный корпус (?). 3 — Святые ворота. 4 — Место церкви Владимирской Божьей Матери. 5 — Место Софийского собора. 6 — Место Никольской церкви. 7 — Место часовни

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015)

     (Фото. и рис. № 8 - 17 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015)
    


Посмотреть всю карту