Удомельский район, Троица - Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский монастырь находился в Вышневолоцком уезде, Тверской губерний, в 50 верстах к северо-востоку от города Вышнего Волочка, при озере Песво, спускающем свои воды в большое озеро Удомлю. Ныне на месте его существует погост Троицкий.
Ничего неизвестно ни о времени основания этого монастыря, ни об его основателе.
В «Списках иерархов» П. Строева старейшим из настоятелей этого монастыря упоминается игумен Дионисий, под 1583 годом. Из этой хронологической даты можно вывести только то заключение, что во второй половин XVI века монастырь уже существовал и находился под управлением игумена.
Из преемников Дионисия Строев упоминает об Александре, под 1626 годом; Ефреме, под 1651; Пимене, под 1658; Никоне, между 1683 и 1698; Серафиме, под 1699, и, наконец, о Гаврииле, под 1737 г.; в заключение же всего ставит 1764 г., т. е. год упразднения монастыря.
Монастырь еще в начале XVII века владел жалованными землями и крестьянами. Он приобрел их, вероятно, за заслуги или по хлопотам своего настоятеля, иeрoмонаха Александра, при царе Михаиле Федоровиче.
Энергичнейшим и деятельнейшим из известных нам настоятелей Иоанно-Богословского Удомельского монастыря был Никон, управлявший монастырем с 1683 по 1698 г. Первым его делом было выхлопотать монастырю самостоятельность и независимость от Кириллова монастыря, поскольку приписка в чьи-либо владения была разорительной для обители. Никону удалось достичь независимости.
Дальнейшею заботою Никона было упорядочить отношения к соседним помещикам, которые, пользуясь постоянными переходами монастыря из рук в руки и разорениями его разными иногородними начальниками, и сами не прочь были последовать их примеру и попользоваться чем-либо из монастырской собственности. Им всего удобнее было это сделать путем постепенного завладевания теми монастырскими землями, которые граничили и соприкасались с их собственными. Действительно, существует грамота, свидетельствующая о стараниях настоятеля Никона восстановить нормальные границы своих монастырских владений, в виду захвата некоторых из них соседними помещиками.
В монастыре были три церкви. деревянная - Живоначальной Троицы и теплая - Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Иоанна Богослова, тоже находившаяся в монастыре сгорела, но в 1693 году эта деревянная церковь была снова выстроена с трапезной.
Иоанно-Богословский Удомельский монастырь стараниями настоятеля Никона расцветал, поэтому вновь становился предметом соблазна для настоятелей других монастырей, и попытки завладеть им случались возобновились.
В 1696 г. он был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю. Приписка эта была, как и прежде, cмертным приговором для его благосостояния; снова началось его разорение. Мы уже не говорим о том, какой это тяжелый удар был для Никона, приведшего в порядок и благоустроившего обитель, и притом исключительно на свои личные средства.
О дальнейшей историй монастыря нам мало что известно. Никон с 1698 года, столь важного для него, исчезает бесследно с исторического горизонта: нам даже неизвестно, узнал ли он об удовлетворительном для него исходе его ходатайства о восстановлении самостоятельности его монастыря и стал ли снова после изгнания управлять им в качестве настоятеля. Всякие сведения о нем пропадают. Тем не менее, и то, что мы уже знаем о нем, показывает, что это был видный деятель в истории Удомельского Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке.
По указу Императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 года, как известно, от монастырей были отобраны все вотчинные имения, за оставлением им небольшой части земли и служителей, а вместо того, на содержание назначено было годовое жалованье, которое положено было соразмерно богатству и знатности того или другого монастыря. Монастыри были разделены на классы, и каждому классу была приурочена та или иная норма штатных монахов и монахинь. Монастыри, не имевшие и этого числа монашествующих, сделались известны под именем «заштатных» и были оставлены на своем содержаний, большая же часть их была совсем закрыта. Tе из них, которые имели еще не очень ветхие храмы, были обращены в приходские церкви, с образованием при них церковного причта. Последней участи подвергся и Иоанно-Богословский Удомельский монастырь, на месте которого в настоящее время, как выше было сказано, находится погост Троицкий.
Церковь эта после строительства в Удомле атомной станции, не разделила судьбу снесенной вокруг деревни и осталась одна в непосредственной близости с Удомельской АЭС. Сейчас она восстановлена. Часть старых фресок отреставрирована. Две из них с изображением святой благ. княгини Анны Кашинской и преподобного Нила Столобенского источают миро. Обновилась икона Воскресения Христова. До строительства Владимирского собора это была единственная церковь г. Удомли.
(По материалам официального сайта Тверской епархии )
Денис Ивлев
Троица. Удомля. Иоанно-Богословский монастырь
Иоанно-Богословский монастырь в XVII в. Художник Леонид Константинов |
«В Удомле монастырек Иван святы Богослов».
История Удомельского Иоанно-Богословского монастыря и храма в с. Троица.
Села Троица на озере Удомля теперь нет на карте, однако, видимое напоминание о бывшем здесь селении и его древней истории до сих пор возвышается над местом слияния озёр Удомля и Песьво. Это белый, устремленный вверх храм святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Он, как страж древности, хранит под своими сводами историю этого места, его святыни и древние реликвии.
Иоанно-Богословский погост. Село Троица. 1960-е гг. Фото А. Збарского. Фороум Путник.ру |
Первое упоминание об Иоанно-Богословском монастыре относится к концу XV в. Это один из древнейших монастырей Вышневолоцкого уезда. В писцовой книге 7007 г. (1498/99 гг.) о монастыре сказано так: «А вудомле манастырек Иван святы Богослов, игумен у той церкви Васиян. И по старому письму деревень три, а дворов десять, а людей в них двенадцать человек, а обеж тринадцать, а сох четыре с третью. А по новому письму деревень две, а дворов десять, а людей в них одиннадцать человек, а обеж полдесяты, а сох три без полутрети».[1]
Отсутствие слов «стал ново», как это будет позднее у соседнего Параскево-Пятницкого монастыря, указывает на существование обители в период первой переписи, которую принято датировать 1489/90 гг. Прямая ссылка на это «старое письмо» указывает на то, что обитель уже была в то время. Когда же было положено начало новому монастырю? Бурные события связанные с разгромом боярской оппозиции в Великом Новгороде, походы Ивана III на Новгород практически не оставили нам свидетельств о книгах, где можно почерпнуть сведения о монастырях, погостах, земельных наделах в этих местах в XV в. Однако, относить существование Удомельского Иоанно-Богословского монастыря ко второй половине XV столетия вполне обоснованно.
Дальнейшие писцовые книги позволяют нам проследить историю Иоанно-Богословского монастыря, а так же обозначить основные вехи в истории постройки монастырских храмов. Так писцовая книга 1551 г. указывает на появление в обители второй «тёплой» церкви в честь Живоначальной Троицы. «Да в Удомле ж монастырь розной, а не община Иоанн Богослов, а в нем церковь Иван святой Богослов, да церковь же теплая Тироица Живоначальная, обе деревянные, а нем черньцы, игумен Герасим с братией, а в монастыре келий 6».[2] В приходной книге Новгородского дома Святой Софии за 1576/77 гг. указаны уже три деревянных церкви: «церковь Иоанна в монастыре на Удомли, церковь Троицы Живоначальные в монастыре на озере на Удомельском на Песьве, церковь Рождества Пречистые Богородицы в монастыре на озере на Удомельском на Песьве».[3]
Земли села Троица в середине XIX в. Озера Удомля и Песьво, Троицкий погост и Удомельская слободка |
В 1582/83 гг. упоминается пожар в монастыре и сгоревшая Иоанно-Богословская церковь: «Монастырь на озере на Удомельском на Песве. А в монастыре церковь Троицы Живоначальные. Да теплоя церковь Рожества Пресвятые Богородицы древяная клетцки. А в церквах образы, и свечи, и книги, и все церковное строение монастырское. Да церковь была Иван Богослов. И та церковь згорела. Да на монастыре ж в келье игумен Деонисей в келье два брата да шесть келей пустых».[4]
Смутное время монастырь не пережил. В Писцовых книгах 1625-1627 гг. записано, что «Монастырь на озере на Удомельском на Песьве, а в монастыре была церковь Троицы Живоначальные, да тёплая церковь Рожество Пречистые Богородицы древяныя клетцки, а в церквах образы, и свечи, и книги, и всё церковное строение было монастырское, да место келейное игуменское, да 7 мест келейных пустых, да у монастыря ж 4 места дворовых пустых: дьяконово, пономарёво, проскурницыно, да 4 места келейных нищих, питались от миру. Да в Удомле ж на ряду непашенных крестьян 9 мест дворовых пустых, пашни монастырские перелогом пять чети в поле, а в дву потому ж, сена сто копен».[5] Очевидно, что обитель подверглась разорению одной из польско-литовских банд, разгуливавших по окрестностям. Судя по тому, что указываются лишь церковные места и бывшие церкви, то вся обитель была сожжена, Богословскую же церковь и вовсе не отстроили заново после пожара конца XVI в.
Апостол Иоанн Богослов. Храмовая икона Богословского храма местечке Троица |
Возрождение обители начинается в 1626 г. «А ныне в том монастыре церковь Ивана Богослова, а в церкве образы, и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение монастырское. Да в том ж монастыре в келье игумен», - записано в Писцовых книгах. Уточнить имя игумена и дату возрождения обители позволяет «ввозная» грамота от царя Михаила Фёдоровича на земельные угодия настоятелю монастыря иеромонаху Александру. «Отсюда видно, что монастырь ещё в начале XVII в. владел жалованными землями и крестьянами, и что он приобрел их, вероятно, за заслуги или по хлопотам своего настоятеля иеромонаха Александра».[6]
В Писцовых книгах упоминаются как сами угодия и рыбные ловли, так и причина, почему иеромонах Александр получил грамоту царя Михаила Фёдоровича: «А писан тот монастырь и пустоши того монастыря по приправочным книгам Фёдора Ласкирева в порозжих землях по тому, что игумен того монастыря очисти никакие не положил, почему он тем монастырём владел».[7]
По писцовым книгам 1645-1647 гг. в Удомельском погосте значится новопостроенная «церковь Живоначальные Троицы, да в приделе Иоанна Богослова». При храме упоминается причт: «Да на погосте ж на церковной земле: двор поп Михайлище Парфеньев, да с ним же дьячок Ортюшка Парфеньев, да пономарь Фомка Парфеньев».[8] Тут же указывается и Пятницкая церковь соседнего женского монастыря и её настоятель поп Сергеище Гаврилов.
Вид на Троицу со стороны места Параскево-Пятницкого женского монастыря |
В 1650 г. настоятелем монастыря указан иеромонах Ефрем. Из его челобитной царю следует, что в монастырской церкви воры украли из алтаря короб, в котором хранились: «книга монастырская, иноческая, потребник, да жалованная ввозная грамота, да государева жалованная московская грамота, да келейных денег сорок рублев, да мелкой рухляди, белого платья на пятнадцать рублев».[9] Настоятель Ефрем просил царя восстановить по писцовым книгам утраченные документы, что и было сделано по книгам конца XVI в. Практически все последующие грамоты на земельные наделы монастыря всегда делают отсылки именно к писцовым книгам 1582/83 гг.
Строитель монастыря Никон.
«Изъ преемников игумена Дионисия известны, - пишет владыка Дмитрий (Самбикин), - Александр (1626), Ефрем (1651), Пимен (1658), (далее – Геннадий и Тихон[10] – Д.И.), Никон (1683 — 98), много потрудившийся для благоустройства монастыря, Серафим (1699), Иоасаф (1715), Варлаам (1730), Гавриил казначей (1737), Геннадий (1764); при нем Удомельский монастырь был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю».
О богатстве монастыря в этот период свидетельствовали белокаменные надгробия его иноков. Так в стену колокольни современного каменного храма вмонтировано надгробие инока Герасима: «Лета 7164 (1656) при царе Феодоре представися раб Божий Герасим во иноцех». Другой «могильный камень белый старицкий с надписью вязью», который находился на кладбище, ныне утрачен. Современники смогли разобрать лишь надпись: «Лета 7169 (1661) марта 18 представися раб Божий во иноцех…» и оставить описание: «Выбито изображение Св. Креста с надписью по сторонам его: «Царь Славы Ииисус Христос НИКА».[11]
Надгробие инока Герасима под колокольней Иоанно-Богословского храма |
М. Рубцов пишет, ссылаясь на иеромонаха Илиодора – настоятеля Новоторжского Борисоглебского монастыря, что Удомельский монастырь приписан к Новоторжскому при архимандрите Ионе, «но это едва ли верно».[12] Согласно челобитной 1698 г. Богословский монастырь в 1670-е гг. указывается, как приписной к Троицкому монастырю в Торжке.[13] Следствием этой приписки стало разорение Богословского монастыря, а братия стала покидать обитель. Поэтому настоятель обители Геннадий около 1674 г. обратился к Новгородскому архиерею с просьбой вернуть монастырю самостоятельное управление. Что и было сделано, но не на долго. В 1682 г. монастырь приписали к Новгородскому Кириллову монастырю и его игумен практически ограбил обитель, вывезя хлеб, лошадей и «всякий завод», из-за чего долгие годы обитель пустовала.
Однако, все экономические неурядицы не помешали возводить в монастыре новые церкви. Так, в 1670 г. строится очередная монастырская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы[14], а 1682 г. датируется постройка новой деревянной церкви в честь Иоанна Богослова.[15] По клировым ведомостям датой постройки последней деревянной Иоанно-Богословской церкви значится 1691 г. Её возвели при настоятельстве игумена Никона. Справка из описных книг Новоторжской приказной избы за 1693 г. подтверждает эту дату. В ней указываются «на Богословском Удомельском монастыре церковь деревянная, шатровая, во имя Живоначальной Троицы, другая – во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, третья ж, деревянная ж, новая, с трапезою во имя Иоанна Богослова, рубленая клецки».[16]
Иоанно-Богословский храм в Троице |
В 1683 г. пост строителя монастыря переходит к игумену Никону. Современники характеризуют его, как энергичного и деятельнейшего из настоятелей «потому что тот Богословский монастырь построил он, Никон, своими пожитками и в мире собирал».[17] Помещик Пётр Милюков свидетельствовал о новом строителе монастыря: «И в прошлых годех в тот Богословский монастырь пришел старец Никон и привез с собою всякой монастырской завод: и построил он в том монастыре теми своими пожитками две церкви и всякую церковную утварь и всякое монастырское строение, и собрал в тот монастырь священников и братию, и был он, старец Никон, в том монастыре строителем многие годы».[18] Никон вернул самостоятельное управление обители, сделав её независимой от Кириллова монастыря, вернул и прочие монастырские владения и навел в них порядок.
В результате монастырь со своими земельными угодиями стал лакомым кусочком для более крупных обителей. В 1691 г. настоятель Борисоглебского монастыря в Торжке архимандрит Тарасий прислал старца Никодима с предложением приписать Удомельский монастырь Торжку. Никон с братиею и вкладчиками Никитой Татищевым, Иваном Пыжовым и Василем Ордын-Нащокиным[19] выступили резко против и новгородский владыка Корнилий поддержал его в этом.[20]
Однако, Тарасий пользуясь своим положением настоятеля одного из крупнейших монастырей России, обратился напрямую к патриарху Адриану и «201 (1693) году февраля в 6 день по их Великих Государей указу, по челобитью стольников и стряпчих и дворян новгородских помещиков и вкладчиков Богословского Удомельского монастыря велено тот Богословский Удомельский монастырь и слуг и служебники и крестьян и бобылей со всеми угодьи, по писцовым и по переписным и по описным книгам приписать к Борисоглебскому монастырю и к чудотворцу Ефрему для того, что в том Богословском Удомельском монастыре живут строитель, да черный священник, а братии никто не бывает, и тем строителем перемена бывает частая, и от того тот Богословский Удомельский монастырь оскудел и стоять за него ото всяких обид некому».[21]
Никон ещё попытался сопротивляться и «стаканся с иными, били челом нам, святейшему патриарху, что бы той пустынке не быть в приписке, и нам, святейшему патриарху пожаловать бы их».[22] Но так как к тому времени архимандрит Тарасий позаботился обзавестись ещё и царской грамотой на владение Удомельским монастырём, то патриарх против этого решения не пошел.
Фрагмент росписи Иоанно-Богословского храма в Троице |
Приписка Удомельского Богословского монастыря Новоторжскому Борисоглебскому обернулась практическим разорением первого. «Мы уже не говорим о том, какой это тяжелый удар был для Никона, - писал М.Рубцов, - приведшего в порядок и благоустроившего обитель, и при том исключительно на свои личные средства. Но что-либо предпринять в устранение подобного положения вещей он не мог, потому что вскоре и сам и вся братия были выгнаны из монастыря».[23]
Со смертью в 1695 г. архимандрита Тарасия и уходом на покой митрополита Корнилия могла измениться и печальная участь разоряемого «головным» приписного монастыря. В 1696 и 1697 гг. на имя царя Петра вкладчик монастыря помещик Пётр Милюков «с товарищи» написали о бедственном состоянии Удомельской обители: «тот Богословский монастырь в запустении, и церкви Божии и всякое монастырское строение от древности развалилось, и братия из того монастыря разошлися, и строить того монастыря нечем, потому что затем монастырем крестьян и бобылей нет».[24]
Новый архимандрит Борисоглебского монастыря обвинил Милюкова во лжи, указав, что Удомельский монастырь не только не запустел, но и сооружена новая ограда и святые ворота, а в монастыре четыре кельи и конюшенный и коровий дворы.[25] К слову, давать половинчатую картину о состоянии монастыря начал ещё архимандрит Тарасий, стремясь доказать несостоятельность Удомельской обители. Милюков же воспользовался такой же тактикой в борьбе за самостоятельность обители. И она возымела действие. 9 февраля 7206 (1698) в Москву пришла ещё одна челобитная от вкладчика монастыря Федора Загряжского, в которой тот тоже просил о самостоятельности Удомельской обители. 16 марта 7206 (1698) г. по указу царя Петра Удомельский Богословский монастырь снова стал самостоятельным.[26]
Апостол и Евангелист Марк. Роспись Иоанно-Богословского храма в Троице |
Монастырь и село в XVIII в.
«Это село расположено при соединении двух озер: Песьво (или Троицкое) и Удомельское; первое имеетъ в округлости 18 верст, а второе — 30 верст, - писал владыка Дмитрий Самбикин об Удомельском Богословском погосте в начале XX в., - На месте нынешней церкви в старину существовали мужской Троицкий Удомельско-Богословский монастырь, а на опротивоположной стороне озера Песьва, въ 120 саж. отъ церкви, былъ Рождественский Пятницкий женский монастырь; на месте его существования построена часовня. Когда и кем были построены эти монастыри — неизвестно; не осталось о семь никаких письменных документов, ни устных преданий; но несомненно, что эти монастыри существовали въ 16 веке».
Преемником строителю Никону стал иеромонах Серафим, в 1715 г. строителем значится Иоасаф, в 1730 г. – Варлаам, а затем бывший казначей Гавриил.[27] В 60-е гг. XVIII в. обитель управлялась архимандритом Наркисом: «Памятниками существованія Богословскаго монастыря служитъ колоколъ (въ 6 пуд.), на которомъ находится такая надпись: «1761 г. февруария 2 дня выменен колокол, въ Новоторжском уезде, Никольскаго-Удомельскаго погосту въ Богословский монастырь тщаниемъ отца архимандрита Наркиса и старосты. Приплачено къ старой меди 29 р. 45 коп.». Въ Октоихе, изданном въ 1683 г., имеется следующая надпись: «Новоторжскаго Борисоглебскаго монастыря отдана сия книга Октоих в приписной на столпе монастырь в Удомельско-Богословский монастырь 1769 г. июня 19. Наркисъ архимандрит с братиею». Таким образом, монастырь не надолго пережил указ о секуляризации 1764 г. По документам за все тот же 1769 г. Удомельский Богословский монастырь получается, что монастырь к концу года упразднили.
[1] Писцовые книги Новгородской земли. Т. 1. Новгородские писцовые книги 1490-х гг. Составитель К.В. Баранов. М., 1999. 7007 (1498/99) г. – С. 213.
[2] Новгородские писцовые книги, изданные археографическою комиссиею. Том 6. СПб, 1910. Часть III. Книга Бежецкой пятины. – С. 649.
[3] Анкудинов, И.Ю., Фролов, А.А. Приходная книга Новгородского дома Святой Софии 1576/77 г.// И.Ю. Анкудинов, А.А. Фролов. – Москва-Санкт-Петербург, Альянс-Архео, 2011. – С. 114.
[4] Писцовая Книга Федора Ласкирева Бежецкой пятины Тверской половины 1582 г. // РГАДА Ф.1209. Оп.1. Д.964. Л.633. В Удомельской ж волости земли монастырские и церковные. Монастырь на озере на Удомельском на Песве. А в монастыре церковь Троицы Живоначальные. Да теплоя церковь Рожества Пресвятые Богородицы древяная клетцки. А в церквах образы, и свечи, и книги, и все церковное строение монастырское. Да церковь была Иван Богослов. И та церковь згорела. Да на монастыре ж в келье игумен Деонисей в келье два брата да шесть келей пустых. Да у монастыря ж - л.633об. – (д) вдовой дьякон Роман, (д) дьячок, (д) понамарь, (д) проскурница. Да четыре кельи нищих, а питаютца о миру. Да в Удомле ж на рядку непашенных: (д) Волк Ондреев, (д) Истомка Онцыфоров, (д) Патруша Есин, (д) Трофимко Иванов, (д) Митка Семенов, (д) Олеша Исаков, (д) Рудак, (д) Шалко Павлов, (д) Федко Борисов, (д) Ларка Гаврилов. Пашни монастырские пять чети в поле, а в дву по тому ж, сена сто копен. Того ж монастыря пустошь, что была деревня Ортемьево у озера у Песвы, пашни перелогом шестьдесят чети в поле, а в дву – л.634 - по тому ж, сена двесте дватцать копен, шесть обеж; (пуст) Муравьево, пашни лесом поросло пятнатцать чети в поле, а в дву по тому ж, сена сорок копен, полторы обжи; (дер) Бачюрина пуста у озера у Одомельского, а в ней два двора, пашни перелогом девять чети с осминою в поле, а в дву по тому ж, сена тритцать копен. Земля церковная не тяглая. Тое ж деревни участок в рыбной ловле в озере в Удомле. Л.634об. – Монастырь у озера у Песвы. А в монастыре церковь Святые Христовы Мученицы Парасковьинареченные Пятницы древеная вверх, а в церкве образы, и свечи, и книги, и все церковное строение монастырское, да приходное. Да в монастыре ж двор попов, (д) дьячок, (д) понамарь, (д) проскурница. Да пять келей, а в них живут шесть стариц, да две кельи нищих, а питаютца от церкви Божий, да непашенных: (д) Ортюшка Иванов, (д) Степанко Онаньин, (д) Шишка, (д) Иванко Рудаковы, (д) Савка Онаньин. – л.635 – Того ж монастыря (пуст) Островок, пашни перелогом пять чети в поле, а в дву по тому же, сена десять копен.
[5] Великий Новгород. Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Игнатья Харламова 134 и 135 годов (1625-1627 гг.) // РГАДА Ф.1209 Оп.1 Д. 305. Л. 137.
[6] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 3.
[7] Великий Новгород. Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Игнатья Харламова 134 и 135 годов (1625-1627 гг.) // РГАДА Ф.1209 Оп.1 Д. 305. Л. 137 об. «Того ж монастыря: (пус) что была (дер) Ортемьево у озера у Песьвы, пашни перелогом и лесом поросло шездесят чети в поле, а в дву потому ж, сена двесте дватцать копен, шесть обеж; (в пус) Муравьёво, пашни лесом поросло пятнатцать чети в поле, а в дву потому ж, сена сорок копен, полторы обжи; (пус) что была (дер) Бачюрина у озера Удомельского, пашни перелогом и лесом поросло девять чети с осминою в поле, а в дву потому ж, сена тритцать копен. Земля церковная не тяглая. Тое ж деревни участок в рыбной ловли в озере в Удомле».
[8] Писцовая книга 1645-1647 гг. // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 985. Л. 12 об. Погост Удомельской. А на погосте церковь Живоначальные Троицы, да в пределе Иванна Богослова. Да на погосте ж на церковной земле: (дв) поп Михайлище Парфеньев, да с ним же дьячок Ортюшка Парфеньев, да понамарь Фомка Парфеньев, (дв) бобыль Лучка Микулин з детьми з Гарасимком да с Логинком. Да церковь Парасковья нареченная Пятница. А у церкве во дворе поп Сергеище Гаврилов. В Удомельском ж Стану на погосте /л.13/ церковь Никола Чюдотворец, да в пределе Александра Свирский. Да того ж погосту поп Максимище Григорьев живёт в деревне Лучке. Да дьячок Ивашко Григорьев живёт в деревне в Селцы с сыном с Савинком.
[9] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 3.
[10] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 5.
[11] Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда //ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 285. Л. 307.
[12] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 2.
[13] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 6.
[14] 1782 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 16101. Л. 204 об. Село Удомельское Богословское в нем церковь Иоанна Богослова деревянная построена в 1691 году вторая Рождества Пресвятыя Богородицы деревянная ж, в твердости, утварию довольны, построена в 1670 году, да приписная церковь великомученицы Параскевы при ней престол великомученицы Екатерины в твердости утварию довольна, построена в 1670 году.
[15] 1819 г. Дело о разобрании Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте ветхой во имя мученицы Прасковьи деревянной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2072. Л. 1.
[16] «На Богословском Удомельском монастыре церковь деревянная, шатровая, во имя Живоначальной Троицы, другая – во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, третья ж, деревянная ж, новая, с трапезою во имя Иоанна Богослова, рубленая клецки, а вних церковное всякое строение и всякие монастырские заводы и посуда, и в житницах хлеб, и на конюшне лошади, и на воловенном дворе животина, и в амбарех рыбная снасть, описана порознь. Да в том же Удомельском монастыре братия: черный священник Герасим, да казначей старец Филарет, да старец Лука, да за монастырем, на берегу, у озера Песьво, двор монастырской церковного дьячка, да двор пономаря с просвирницею»// Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 17.
[17] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 13.
[18] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 22.
[19] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 16.
[20] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 11.
[21] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 13.
[22] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 14.
[23] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 21.
[24] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 22.
[25] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 23.
[26] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 21.
[27] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 29.
(По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)
(Фото. № 1-9 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)