Пеновский район, о. Зосима и Савватия (о. Мало-Соловецкий, о. Божье Дело) - Новосоловецкая Вселуцкая (Божье Дело) мужская пустынь
Основателем Ново-Соловецкой Вселукской Пустыни, в народе называемой «Божье дело», был пустынник Преподобный Иоиль (в миру Иона). Обитель находилась в 35 верстах от Ниловой Пустыни на острове Зосимы и Савватия на озере Вселук и в 20 верстах от истока реки Волги. Она была основана в 1701 году. Известно, что Иоиль был сыном крестьянина деревни Жилино Осташковского уезда и пострижен в монахи в Могилевской Успенской Пустыни. Иоиль как бы повторил путь преподобного Нила Столобенского. Горя желанием служить Богу в совершенном безмолвии, он ушел из Могилевской обители в пустыню - сначала в окрестные леса, а затем далеко от жилища людей. Но слава о его подвижничестве и оттуда пришла к людям, и к нему стали приходить. Так на острове озера Вселук с разрешения патриаршего казенного приказа в 1701 году был построен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами в честь Святых Зосимы и Савватия.
Новосоловецкая пустынь свято чтила своего основателя схимонаха Иону ( в монашестве Иоиль), скончавшегося позже 1740 г. Гробница его находилась в монастырском храме. На гробнице было его изображение.
Статья с официального сайта Тверской епархии
Новосоловецкая-Вселуцкая-Божье Дело, мужская пустынь, приписная к Ниловой Столбенской, Тверской губернии, Осташковского уезда, в 30 вер. к зап. от Осташкова и в 35 вер. от Ниловой пустыни, на острове озера Вселуцкого, с зап. стороны которого протекает р. Волга. Основана в 1701 г. иноком Иоилем, принявшим иночество в Успенской Могилевской пустыни, Новоторжского у., и скончавшимся в 1740 г., приняв схиму с именем Ионы. В 1764 г. она упразднена и было предположено обратить её в приход, но при невозможности привести это предположение в исполнение, по просьбе жителей приписана к Ниловой пустыни, которая первоначально высылала сюда для отправления богослужения очередных монахов, но с 1772 г. сюда уже определялись иноки постоянные. В пустыни сохранился поясной портрет основателя монастыря.
В. Успенский, Опис. Новосоловецкой Вселуцкой пустыни, иначе называемой Божье Дело, в Памят. кн. Твер. губ., на 1865 г., Отд. III, 1—28 (с очерком жизни Иоиля); Ист. Росс. Иерар., III, 622; VI, 951; Ратшин, Полн. собр. ист. свед. о монаст., 518; Проценко, М-ри в России, 12; Озерецковский, Плав. по оз. Селигеру, 84; Белов, Путев. впечат. по Москов. и Твер. губ., 47; Памят. кн. Твер. губ. на 1861 г., Отд. III, 90; на 1868 г., Отд. II, 72; Твер. губ. в., 1848 г., № 32 (кратк. опис); 1859 г., № 20 (приписка); Строев, Спис. иер. и настоят., 486.
(По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 год. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1890.)
(Фото из издания Тверская губерния на открытках. Том 1. Составитель: А.Н. Семенов, Тверь. - Вышний Волочек: Ванчакова линия, 2010.)
Хорошо известная история основания монастыря на острове озера Вселук, получившего название «Божье Дело», выглядит так. Около 1701 года на острове поселился монах Иоиль. Он собирал с проплывающих купцов и доброхотов копеечки «на Божье Дело» - основание монастыря на острове. Монастырь был основан, а уже в 1728 году начинается строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы с приделами Покрова Богородицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство продвигалось небыстро. Но это был первый в нынешнем Пеновском районе каменный храм. В 1738 году освятили Покровский придел, в 1748 году - Зосимо-Савватиевский, а в 1753 году - Троицкий. Из уцелевших до наших дней храмов ближайший аналог монастырскому собору - церковь Оковецко-Смоленской иконы Божией Матери в селе Оковцы (1750 год) Селижаровского района, построенный той же осташковской артелью каменщика Ивана Мосягина. Иоиль не дожил до конца строительства. Он скончался в начале 1740-х годов, сложив с себя обязанности игумена и приняв перед смертью схиму с именем Иона. Его монастырь пробыл самостоятельным до 1792 года. Затем он был приписан к Ниловой Пустыни. До революции обитель славилась своими иноками - сюда старались посылать лучших представителей ниловской братии, действительно искавших иноческого жития и уединения - монастырь «Божье Дело» мало посещали паломники, а весь окрестный край считался глухоманью.
Увы, от замечательного, уникального храма, как и от всего монастырского ансамбля, остались лишь фундаменты - в советское время все постройки монастыря были разрушены. Братия монастыря в 1929 году была сослана, а некоторые, например, преподобномученик Виталий (Кокорев) стали немного лет спустя мучениками за веру и причислены к лику святых.
К этой истории, неоднократно воспроизводимой в путеводителях, можно добавить немало малоизвестных фактов. Начнем с того, что сам Иоиль был очень примечательным человеком. Сын крестьянина (в миру его звали Иоанном), уроженец деревни Жилина, он прошел путь от простого монаха Успенской Могилевской пустыни до фактически игумена новосозданного монастыря. Остров на озере Вселук принадлежал помещику Ивану Шаховскому. Тот сначала хотел выгнать монаха, но, пообщавшись с ним, изменил свое отношение, и подарил весь остров под строительство монастыря. Посвящение престолов новой обители объясняется просто: в Могилевской пустыни в 1710 году было два храма - Успенский и Троицкий с приделом Зосимы и Савватия Соловецких. Посвящение престолов второго храма было воспроизведено на «Божьем Деле». До революции в обители хранился портрет Иоиля, а братия свято почитала память основателя монастыря. Однако в истории основания монастыря «Божье Дело» или, как его еще называли, Новосоловецкой пустыни стоит помянуть еще нескольких человек из первых насельников обители.
В 1723 году в документах по подготовке переписи населения (так называемой 1-й Ревизии) обнаружилось любопытное дело монаха Петра и его сына Максима. Выяснилось, что около 1712 года в новопостроенном монастыре постригся овдовевший пономарь из Ширкова погоста Парфений Авдеев. В монашестве он стал называться Петр. Постриг его, вероятно, Иоиль. Сколько было братии в ту пору, документы не сообщают. А узнаем мы следующее. В 1722 году в монастырь «прибрел» сын отца Парфения, Максим, уже отрок тринадцати лет. Кормить его дальние родственники перестали, и он пожелал жить и работать в обители как трудник. Почему-то в качестве главного человека в этой истории фигурирует только монах Петр (возможно, потому, что Иоиль не был очень грамотным человеком). Петр написал, кстати, что в новопостроенном монастыре есть пока только дом для приездов (не было даже келий!) и «двор скотный», не упомянув никакого храма. Не было кроме Максима Перфентьева, в обители и рабочих. Видимо, лишь в 1720-х годах в монастыре встала необходимость строить церковь. Первую деревянную церковь в монастырь перевезли: как мы уже видели, брошенных деревянных церквей в те времена в уезде было много. На этот раз выбор пал на старую брошенную Благовещенскую церковь в погосте Фальково (ныне это также запустевший край на границе Пеновского и Селижаровского районов). Но новый храм был и небольшим, и слишком ветхим, поэтому было решено собирать средства на каменную церковь.
С середины 1720-х годов (видимо, с появлением церкви) монастырь быстро начинает расти. Например, в 1730 году здесь постригся крестьянин из деревни Слобода (в 8 верстах от Вселука) Мирон Петров, принявший в монашестве имя Моисея. Этот человек, прежде чем уйти в монастырь, сделал для родной деревни доброе дело: он срубил часовню над родником, и отдал в нее свои родовые иконы великомученицы Параскевы и святого Симеона Столпника. До начала XX века часовня и иконы стояли в целости. Судьба этой часовни в советское время обычная - ее разорили и разрушили.
Само по себе удивительно, что в таком глухом углу, каким было тогда Верхневолжье, основывалось вместе с Новосоловецкой пустынью сразу несколько монастырей. Ведь кроме пустыни на озере Вселук действовали монастырь в Рогоже, два монастыря в Осташкове, обитель на истоке Волги, да и Нилова Пустынь множилась и ширилась. Время расцвета верхневолжских монастырей - конец XVII - начало XVIII вв. Все новые обители, в отличие от монастырей XIV-XVI вв. были «мужицкими» - состав их братий был почти сплошь из крестьян и из низших церковников - пономарей и дьячков, (а эти люди были почти все выходцы из крестьян в первом-втором поколениях, да и жили часто беднее иных крестьян). Можно говорить о реальном результате долгих веков существования Церкви в России - она стала Церковью народа. У всех этих монастырей (кроме давно существовавшего уже Селижарова) не было иных средств к существованию, кроме помощи благотворителей. И надо отдать должное: в трудное петровское время немногочисленное население, едва-едва справляясь с бременем государственных и помещичьих податей, находило возможность помогать храмам и их служителям. Хотя все - и священники, и крестьяне жили очень бедно. Значение монастырей в то время, их влияние на жизнь народа, на его нравственный облик, было очень велико.
(По материалам сайта ХВОШНЯ. Православный приход церкви Рождества Христова на погосте Хвошня, Пеновского района Тверской области.)